3.1 Особенности живописных материалов, используемых на занятиях
АКВАРЕЛЬ
Акварель (франц. aquarelle, от лат. aqua — вода), означает живопись водяными красками. Это краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
ГУАШЬ
Гуашь (франц. gouache), краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др., дает непрозрачный слой.
Ее преимущества:
• легко отмывается и отстирывается;
• быстро высыхает на любом материале;
• поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом - гуашь непрозрачна;
• эта краска безвредна
• наконец, она невкусная! Попробовав (без вреда для себя) один раз ее на вкус, в дальнейшем ребенок будет, скорее всего, использовать ее только по прямому назначению - т.е. для рисования.
Недостатки
• ограниченный набор цветов. Интересная цветовая гамма - одно из главных достоинств первых детских "произведений", поскольку все прочие - красота рисунка, своеобразие композиции и т.п. придут значительно позже. Поэтому с первых же опытов рисования нужно учить ребенка смешивать краски - сперва на листе, а затем и на палитре;
• короткий "срок жизни" - маленькие дети рисуют густо, "пастозно", поэтому целую баночку гуаши могут истратить на один рисунок.
• порой слишком едкие, "кислотные" оттенки цвета.
• гуашь меняет цвет при высыхании, именно поэтому профессиональные художники гуашью пользуются редко).
• упаковка - у баночек с гуашью, как правило, плотно закрывающиеся крышки, которые ребенок сам открыть часто не в состоянии, да и закрыть как следует тоже.
3.2 Эффективные приемы и методы организации художественной деятельности детей с ОВЗ, используемые на занятиях изобразительным творчеством.
Организация и оборудование занятий должны способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться, кроме этого постараться их красиво оформить. Наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне. Такая обстановка вызовет у школьников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок. Как завоевать внимание учеников с ограниченными возможностями здоровья на уроке?
Очень важно продумать и задавать интересные вопросы, требующие размышлений. Для того чтобы подвести ребенка к правильному ответу, завязать дискуссию и заинтересовать тем, о чем пойдет речь на уроке покажите картинку, расскажите небольшую историю или прочтите стихотворение, связанное с поставленной темой.
Чтобы активизировать внимания и вызвать интерес, попробуйте поиграть, используйте элементы театрализованного представления с реквизитом, куклами, масками.
Эффективный способ привлечь внимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это рассказывать истории. Учащиеся всех возрастов любят их слушать, особенно интересны личные истории.
Замечательный способ заинтересовать ребенка – загадка. Для этого постараться подобрать какой-то предмет, относящийся к теме урока, и принести его в коробке или сумке. Это отличный метод заставить учащихся делать прогнозы – и может привести к прекрасному обсуждению или выполнению рисунка.
Четко и ясно формулируйте свои требования: «Всем взять простые карандаши» … Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень важен контакт глаз. Дети должны смотреть на учителя, когда он говорит, особенно, когда дает указания, что делать.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Конспект занятия «День победы»
Цель: Формирование новых знаний.
Программные задачи:
Обучающие:
1. Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем
2. Учить создавать коллективную композицию, воспитывая навыки сотворчества (согласовывать свои действия с действиями других детей)
3. Закреплять умения детей складывать круги пополам, совмещая стороны, проглаживая линию сгиба
Развивающие:
1. Развивать аналитические умения.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.
2. Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.
Предварительная работа:
1. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций.
2. Заучивание стихов, пословиц, песен о войне.
Дидактический материал:
1. Слайды с иллюстрациями о Великой Отечественной войне, проектор, экран, указка.
2. Схема складывания цветка на магнитной доске.
3. «Фронтовое письмо»
4. Для аппликации: на каждого подносы, ножницы в футлярах, клеящий карандаш, заранее вырезанные круги разных диаметров.
5. Заготовка для композиции «Праздничный салют»
6. Пилотки, санитарная сумка.
7. Фонограммы военных песен.
Ход занятия:
Структурные элементы | содержание |
Показ слайдов о войне Воспитатель: Дети: Воспитатель: Дети: Воспитатель: Презентация 1 Воспитатель: Презентация 2 Воспитатель: Дети: Воспитатель: Дети: Слайд памятного места нашего города Воспитатель: Дети: Воспитатель: Ребенок одетый в солдатскую форму читает стихотворение Е.Трутневой «Фронтовой треугольник» Воспитатель: Презентация «Дети войны» Дети: Воспитатель: Практическая часть Воспитатель: Воспитатель: Презентация «Салют, Победа!» Рефлексия: | Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил … Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену. Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наше занятие Ребята, к какому празднику готовится наша страна? Ко Дню Победы Да, в мае наш народ будет отмечать день великой Победы. Что это за праздник, кто объяснит? 9 Мая – это День Победы нашего народа над врагом. Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне. А ещё 9 Мая поздравляют ветеранов той великой войны. Ребята, а у кого из вас есть дедушки, прадедушки, которые воевали или были в фашистском плену? Ребенок рассказывает о прадедушке … За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь? За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились Ребята, а как в нашем городе помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь? В нашем городе есть памятник с именами, тех, кто сражался за Родину. Это место особо значимо для жителей нашего города. Люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и возлагают цветы. Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем? Это письмо треугольной формы, без марки. Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта. Давайте послушаем одно такое письмо. …Мои братья и сёстры родные! Завтра снова я в бой иду За Отчизну свою, за Россию, Что попала в лихую беду. Соберу своё мужество, силу, Стану недругов наших громить, Чтобы вам ничего не грозило, Чтоб могли вы учиться и жить! Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы, боевые машины. Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы». Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. В этот день возлагают венки и цветы, проводятся митинги, парад воинских частей, праздничный салют. Чем, кроме цветов и поздравлений, можно порадовать ветеранов в этот день? Можно разучить стихи, песни, подготовить концерт. а я предлагаю подарить нашим ветеранам праздничный салют дети выполняют композицию «Салют» (Предлагаю по схеме посмотреть последовательность складывания цветка из кругов (3 круга разного диаметра). Дети складывают бумажные цветы по схеме, и приклеивают на мольберт. По мере того, как почти все дети наклеят цветы, воспитатель читает: Пышные букеты В небе расцветают Словно искры света, Лепестки сверкают Вспыхивают астрами Голубыми, красными Синими, лиловыми Каждый раз всё новыми А потом рекою Золотой текут Что это такое? Все дети: Праздничный салют! Давайте посмотрим, какой салют был 9 мая 1945 года, когда война закончилась Что нового вы сегодня узнали, что понравилось вам на занятии? |
.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Ход работы над коллективным панно «Салют в городе»
Коллективное панно «Салют в городе»,
Выполнено воспитанниками КРЦ «Родник»
Материалы: цветная бумага, гуашь, клей-карандаш.
Инструменты: кисть, ножницы.
Размер панно: 70,5 см x 52,5 см