Семинар 1. Орфоэпические нормы современного русского языка




Пользуясь материалом сайта www.gramota.ru или словарями (Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000, Резниченко И.Л. Современный словарь русского языка. Ударения. Произношения. Орфоэпический. – М., 2010 и др.), сделать задания 2-4, 6, 10-14.

Задание 1. Познакомьтесь со словарными статьями из "Орфоэпического словаря русского языка" под ред. Р.И.Аванесова. Проанализируйте культурно-речевую инфор­мацию в каждой словарной статье. Ответьте на вопросы:

1)Какие сведения даны в словарной статье: об ударении, произношении, образовании грамматических форм?

2)Какие пометы включает словарная статья?

3)Какой тип нормы (императивную или вариантную) маркирует помета?

4)Какую стилистическую информацию содержит помета?


бильбоке', [бо; кэ], нескл. с.

вы'зов, -а, мн. -ы, -ов! неправ, мн. вызова', -о'в.

га'снуть, -ну, -нет, прош. гас и доп. га'снул, га'сла, прич. действ, прош. га'снувший, деепр. неуп. га'снет... [с'н], гасли доп.[ с'л']. за'гнутый, -ая, -ое! не рек. загну'тый.

зу'ммер, -а, мн. -, -ов [м'] // е профессион. речи мн. зуммера', -о'в. и'грек, -а, мн. -и, -ов [рэ и ре].

кала'чный, -ая, -ое [доп. устар. шн] с суконным рылом в калачный [шн] ряд (поговорка).

ландша'фт, -а [нш]

те'фтели, -ей и тефте'ли, -ей, ед. неуп. умно', сравн. ст. умне'е, нареч.! не рек. у'мно.

 

Задание 2. Укажите, в каких словах под ударением произносится [о], а в каких [э] (буква ё устранена из данного задания намеренно!); отметьте наличие вариантов произношения.

Опека, осетр, жернов, клест, тетерка, желчь, желоб, жердочка, острие, бы­тие, житие, житье-бытье, разновременность, побасенка, зев, щелка, ярем;

афера, маневры, скабрезный, гренадер, гравер;

блеклый, оседлый, безнадежный, никчемный, одновременный, единопле­менный, одноименный, белесый, решетчатый, но­ворожденный, бесшерстный;

поблекший, облекший, обнесший, предрекший, затекший, зацветший; рас­седланный, подключенный, оглушенный, груженый, гашеный, нареченный.

 

Задание 3. Произнесите данные слова. Какая ошибка часто встречается при их произношении и чем это можно объяснить? Продолжите этот ряд собственными при­мерами.

Констатировать, компетентный, инцидент, компрометировать, эскорт, юрис­консульт, эскалация, конкурентоспособный, конъектура, интриган, прецедент, стипендиат, дерматин, благословение, идентификация, пертурбация.

 

Задание 4. Какие из ударений, указанных в приведённых фразах, не соответствуют литературной норме?

1) Вы можете меня прИнять на работу? – Да, если вы можете нАчать её выполнять прямо сейчас.

2) Раз в мЕсяц, обычно по срЕдам, она клалА дЕньги в банк.

3) Наши намерЕния заключить этот дОговор и подписать итОговый докУмент искренни.

4) Нужно обратиться к Эксперту по этому вопросу и одноврЕменно углУбить разработку проблемы.

5) Несмотря на сложнейшее положЕние в этой Отрасли индУстрии, дОбыча нефти в последние месяцы возросла.

6) Вот так всегда: вклЮчим радио и слушаем, сколько аварий произошло за истЁкшие сутки.

7) КрасивЕе жить хочется! Да нЕдуг одолевает!

8) Преступление Иванова И.И. не было расцЕнено как преднамЕренное, все обвинения были снЯты.

 

Задание 5. Какую функцию выполняет ударение в приведённых ниже парах слов? Как называются такие слова? Объясните их значения.

а) Атлас - атлас, броня - броня, видение - видение, вязанка - вязанка,
ирис - ирис, клубы - клубы, кредит - кредит, лоскут - лоскут, хлопок - хлопок,
острота - острота, старина - старина, глазки - глазки, хаос - хаос, отзыв - отзыв, провидение - провидение, запасник - запасник, орган - орган, хоры - хоры, торгов (о торговых учреждениях) - торгов (название действия).

б) Лавровый - лавровый, угольный - угольный, безобразный - безобразный, характерный - характерный, рефлекторный - рефлекторный.

в) Морщить - морщить, трусить - трусить,
парить - парить, пахнуть - пахнуть, выкупать - выкупать, вычитать - вычитать,
проясниться - проясниться; бронировать - бронировать;

г) Погруженный - погружённый, сложенный - сложённый, склонен - склонён.

 

Задание 6. Обратите внимание на прилагательные, различающиеся значением и ударением, но сходные по форме. Поставьте ударение, объясните различие в их се­мантике по образцу.

Образец: языковая (подготовка) - языковая (колбаса).

Развитой - развитый - развитый, переходной - пе­реходный, переводной - переводный, переносной - переносный, подвижной - подвижный, призывной - призывный, чудной – чудный, временный - временной, заня­тый - занятой, приближенный – приближённый.

 

Задание 7. Поставьте ударения в заимствованных словах. Сделайте выводы о связи ударения со структурой этих существительных.

- Бензопровод, водопровод, газопровод, мусоропровод, электропровод, нефтепровод, теплопровод, трубопровод; провод и электропровод;

- диалог, монолог, каталог, некролог, каталог, эпилог, аполог; аналог;

- филолог, археолог, биолог, геолог, физиолог, невропатолог, астролог, криминолог; генеалог, минералог;

- автономия, антиномия, астрономия, бюрократия, аристократия, гастроно­мия, физиономия, экономия;

- анемия, гиперемия, дихотомия, лейкемия, омонимия, полисемия, трахео­томия; метонимия, патронимия, топонимия;

- биометрия, геометрия, рентгенометрия, сейсмометрия; симметрия, асим­метрия;

- каллиграфия, палеография, кинематография, стенография, флюорогра­фия; телеграфия, полиграфия; библиомания, англомания, наркомания, графомания, клептомания;

- стереоскопия, дактилоскопия, рентгеноскопия, спектроскопия;

- ветеринария, ламинария, семинария; кулинария, пиццерия;

- документ, инструмент, доцент, процент, цемент.

 

Задание 8. Поставьте правильно ударение в производных суще­ствительных:

- дремота, зевота, работа, забота, рвота; тошнота, ломота;

- красота, долгота, широта, высота, немота, чистота;

- возвеличение, озвучение, квашение, обеспечение, сосредоточение, упро­чение, захоронение, приобретение, премирование; мышление;

- гусляр, дояр, столяр;

- карлица, дьяволица, танцовщица, роженица; баловница.

 

Задание 9. Поставьте ударение в прилагательных:

- айвовый, альтовый, грошовый, тигровый, оптовый, кедровый, домовая (книга);

- грушевый, сливовый, флейтовый, кирзовый, пиковый, зубчатый, губчатый, безудержный, кухонный, августовский, украинский;

- запасной, валовой, грунтовой, козырной (и козырный).

 

Задание 10. Поставьте ударение в глаголах:

- бомбардировать, баловать, пломбировать, гримировать, премировать, группировать, маркировать, нормировать, формировать, бронировать (покры­вать бронёй), экипировать;

- блокировать, нивелировать, мотивировать, программировать, копировать, бронировать (закреплять), форсировать, утрировать, гравировать, инсценировать;

- облегчить, ободрить, обострить, углубить, укрепить, усугубить, упрочить, лиловеть, исчерпать, искриться, присовокупить;

- закупорить, принудить, обезуметь, опошлить, озлобить, осведомиться, уведомить, плесневеть, ржаветь, ходатайствовать, сгрудиться.

 

Задание 11. Образуйте формы прошедшего времени возвратных глаголов и расставьте в них ударения. Определите закономерности постановки ударения в таких формах.

Браться, взвиться, взяться, влиться, гнаться, драться, заняться, зваться, оторваться, подняться, приняться, родиться.

 

Задание 12. Поставьте ударение в наречиях.

Донельзя, донага, досыта, добела, втридорога, мастерски, завидно, задол­го, мельком, наголо, наотмашь, наискось, поутру, издавна, исподволь, щеголь­ски, назло.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: