Глава 1. Образование от древности до просвещения




§1 «От куда есть пошла…»

 

Воспитание и образование, точнее сказать обучение, у древних славян связно с распадом родоплеменной традиции в связи с формированием государств. В древнерусском государстве воспитание и образование имело семейно-сословный характер вместо общинно-равного. Основными социальными слоями в ту пору были общинники-земледельцы, ремесленники, знать с дружинниками. При сохранении многих традиционных черт уклада жизни и воспитания у общинников и ремесленников преобладало трудовое воспитание, широко распространено было наследственное ученичество. У знати первоочередной задачей была необходимость обучения ратному делу и руководству общиной. Особая роль в образовании и воспитании предоставлялась жрецам, которые, помимо общеобразовательной подготовки, обучали культовым знаниям и пиктографическому письму. Большое внимание уделялось выработке таких качеств как, честность, исполнительность, смекалка. Значительную роль в воспитании играли ритуалы и обряды, ненавязчиво позволяющие передавать опыт поколений, трудовые навыки.

Народная педагогика того времени широко опиралась на многочисленные природные приметы.

Заметную роль в воспитании выполняли народные сказки. Их герои часто были воплощением лучших черт русского национального характера. Характерно, что трудолюбие, патриотизм, доброта, присущие героям сказок, выходцам из простого народа (Иван Крестьянский сын, Никита Кожемяка, знаменитые три богатыря), часто сочетались и с образованностью.

В ранний период российской государственности (X-XII вв.) принципиально важным шагом в русской общественно-политической истории, развитии культуры и образования явилось создание государства киевская Русь. На развитие образование в тот период истории повлияло, в числе прочих факторов, принятие христианства на Руси в 998г., это событие определило дальнейшую судьбу русского народа и русской культур. Это событие не было результатом своеволия одного правителя или стечения обстоятельств, а имел основательные исторические предпосылки. Славянские племена были связаны торговыми и культурными связями между собой, так и с Византией. Языковая общность различных славянских народов получила особенно устойчивое основание с созданием письменного славянского языка и азбуки, в которых великую роль сыграла византийская культура и образованность. Создатели славянской азбуки, братья Кирилл и Мефодий, обучались в Магнавре в пору расцвета Византии. Старославянский, или староболгарский письменный язык был пригоден и прямо предназначен для «книжного учения», столь характерного для византийской христианской культуры.

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885), создав азбуку, открыли и первую школу с преподаванием на славянском языке (в 863г. в Велиграде, столице Моравского княжества). И уже ученики братьев-основателй расселились по всему славянскому миру, включая Киевскую Русь, где нашли могущественного и образованного покровителя в лице Ярослава Мудрого (978-1054).

Каждый народ чтит своих героев, и совершенно закономерно, что Кирилл и Мефодий признаны святыми всеми славянами. Они не прославились ратными подвигами, не были мучениками веры, но заложили бесценные камни в основание храма славянских культур. Постигая знания всех времен и народов, исходившие в Византию из Древнего мира и античности, Кирилл и Мефодий протянули золотую нить «мудрости веков» к славянской культуре. Создав язык и письменность, они сделали так, чтобы «дорога к храму» не зарастала.

Отмечая роль христианства в развитии образования в славянских государствах, следует заметить то, что если западные славяне (например, поляки) в наибольшей степени испытали воздействие римско-католических, западноевропейских традиций образования, то восточные славяне восприняли православный характер этих обычаев. Важную роль в особенностях славянского, в том числе древнерусского образования, сыграло использование и для богослужений, и для литературы, и для обучения единого старославянского языка. В итоге слияние славянской языковой традиции и восточного христианства произошло достаточно органично, без нарушения культурной самобытности, древних корней. Но следует обратить внимание и на то, что оставив свой выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и к западноевропейской «латинской ученостью».

Благодаря языковой общности славян, когда в X в. Болгария и ее столица Преслав были разорены Византией, болгарские книжники нашли приют в Киеве, практически подготовив первое поколение книжно образованных людей на Руси. Из Болгарии пришли сюда первые учебные книги «азбучная молитва», «О письменах» Черноризца Храбра, «Шестоднев» Иоанна Экзарха. С другой стороны, из византийской культуры были заимствованы «Жития святых», настолько укоренившиеся на Руси, что и по сей день воспринимаются как сугубо русские по жанру и стилистике. Обладая важным воспитательным и образовательным воздействием, они служили идеалами воспитания, особенно аскетизма и духовной стойкости.

Вывод:

Сохранение и развитие национальных культурных традиций, языка, образования и воспитания в конечном итоге оказывались единственно верным способом, оберегающим национальную независимость народов и государств, сделавших упор на созидательный труд, будь то маленькая Армения или Грузия или огромная Россия. Сейчас, когда Россию раздирают противоречия - экономические, политические, национальные, когда реальна угроза её развала, взгляды обращаются к общему состоянию и перспективам образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: