Психологическое насилие и особенности его проявления в социальной и образовательной среде




Зинова У.А.

Педагог-психолог МУ «ЦППМСП»

Г.Магнитогорска,

кандидат психологических наук,

член-корр.МАПН

2слайд

Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. включает в себя совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека.

Психологическое насилие может проявляться в насмешках, обзываниях (присвоении обидных кличек), высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани, которые подрывают самооценку и самоуважение человека, убеждают его в «никчемности», отверженности со стороны сообщества, обесценивают его личность.

К психологической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Очень точно описал психологический тип насилия Павел Санаев в своей повести «Похороните меня за плинтусом». О том, что повесть по большей части биографична сомневаться не приходится – уж очень изощренно родная бабушка издевается над любимым внуком.

Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ.

На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет. Систематическое насилие принято называть буллингом.

 

3 слайд

Среди наиболее важных факторов, которые могут способствовать развитию насилия в образовательных учреждениях, можно выделить личностные, семейные, средовые, ситуационные и социальные.

Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия образовательные учреждения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их.

 

4 слайд

Преследователи и их жертвы как бы дополняют друг друга, между ними складываются специфические парные отношения, которые развертываются в системе детских внутригрупповых взаимоотношений.

Люди привыкли думать, что организаторами и исполнителями психологического насилия (булли) становятся физически сильные, но интеллектуально неразвитые дети из «неблагополучных» семей, пытающиеся таким образом компенсировать свою ущербность. На самом деле в этой группе могут оказаться вполне приличные детки вполне приличных родителей.

В роли жертвы может оказаться практически любой. Группа может затравить даже физически и интеллектуально сильного ребёнка. Но чаще всего, жертву выбирают из детей-изгоев и «не таких» как все. Критерий может быть почти любой, достаточно прицепить ярлык: тупой или сильно умный, наглый или тихоня, быдло или мажор, коротышка или дылда, не так разговаривает, не так одевается, ботан, гомик, рыжий, чурка…

 

5 слайд

В целом, выделяют следующие роли в процессе психологического насилия (буллинга):

 Лидирующий нападающий (ребенок-агрессор).

 Дети, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру). Вожака всегда поддерживает группа последователей, состоящая из детей, которые не могут или боятся противостоять влиянию лидера, боятся сами оказаться на месте жертвы, пытаются стать частью большинства, привыкшие к насилию дома или просто развлекающиеся таким образом.

 Ребенок-жертва.

 Свидетели, подкрепляющие травлю (дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят).

 Свидетели-аутсайдеры (дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону).

 Защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву). Устойчивость роли ученика в структуре насилия зависит от структуры класса: чем она жестче, тем сложнее школьнику избавиться от своей роли. Закрепившиеся ролевые позиции в структуре насилия в младших классах часто сохраняются до окончания школы.

Таким образом, вокруг пострадавшего образуется целая группа других участников насилия и выстраивается система взаимоотношений, которая, как правило, не позволяет разорвать круг насилия без вмешательства взрослых (работников образовательного учреждения или родителей), если только среди потенциальных и реальных защитников (сверстников или более старших учеников) не оказываются лица, достаточно сильные, чтобы пресечь действия обидчика и его приспешников.

 

6 слайд

Профилактика и предотвращение психологического насилия должна проводиться по программе, учитывающей специфику образовательного учреждения, целью которой является – создание безопасной и доброжелательной образовательной среды. Программа должна описывать как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем (первичная, вторичная и третичная профилактика проблемы).

Общие компоненты программы включают в себя:

1. Создание школьной службы примирения.

2. Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме психологического насилия, его механизмах и последствиях.

3. Единые для школы правила в отношении психологического насилия (а так же других форм) и скоординированные мероприятия по профилактике и преодолению.

4. Обучение учителей.

5. Групповые занятия с детьми.

6. Оказание помощи жертвам насилия.

7. Взаимодействие с родителями.

8. Любая программа включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном.

 

7 слайд

Что делать, если вы узнали, что ребёнок стал жертвой психологического насилия?

Первое. Нужно усвоить для себя, что психологическое насилие — это насилие, и ответствен за неё не ребёнок, каким бы «нестандартным» он ни был.

Второе. Объяснить это ребёнку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой нет. Проблема, вероятно, есть, но вины — нет и быть не может.

Третье. Объяснить это классу. Часто сами обидчики, особенно младшего возраста, не ведают, что творят. Взрослый должен сказать им, что это не дразнилки, не игра. То, чем они занимаются — это насилие, гадкое, недопустимое поведение. Вот только «давить на жалость» при это не в коем случае нельзя. Вопрос должен ставиться не в форме «Представляете, как ему плохо?», а только: «Как вам было бы на его месте? Что чувствовали бы вы?».

В заключении, стоит отметить, что часто сами ученики могут прекратить конфликт и примирить стороны гораздо эффективнее, чем взрослые. Для этого ученикам нужна помощь и поддержка со стороны педагогов и администрации образовательного учреждения, а также специальные навыки и знания технологии примирения. На наш взгляд, этому вопросу стоит уделить особое внимание во время подготовки волонтеров из образовательных учреждений.

Подведем итог: нельзя молчать и игнорировать насилие, нельзя быть равнодушным, ведь чуткость и эмпатия — главные качества педагога, а принципиальная позиция в этом вопросе поможет избежать страшных последствий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: