IV. Работа по теме урока




Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»

Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на ча­сти, понимать исторический текст, составлять рассказ о былин­ном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: использование раз­ных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поис­ковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произ­ведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р — формулирова­ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энцик­лопедиях и интерпретация информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами, овладение логи­ческими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления при- чинно-следственных связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнооб­разии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: выставка книг по теме урока, репродукция кар­тины В. Васнецова «Богатыри».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока

- Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

- Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и по­степенно ускоряйте темп, начните читать быстро и посте­пенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).

- Какие чувства возникли у вас при чтении?

- Определите задачи урока, прочитав название темы.

III. Проверка домашнего задания

- Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети могут дать различные ответы.)

- Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем-то мы согласимся, а с кем-то, может быть, и нет.

- (Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.)

- Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Му­ромца для Русского государства.

- Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

- Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

- Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

- Приведите примеры троекратного повтора.

- Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый, бескорыстный, спо­собный к состраданию.)

(Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.)Физкультминутка

IV. Работа по теме урока

- Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богаты­ри». Расскажите, что вы на ней видите.

- Послушайте рассказ о том, как она создавалась.

- (Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.)

История мировой живописи знает немного картин, созданию кото­рых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.

Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.

Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслу­шивался будущий художник в героические сказания, богатырские бы­лины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.

Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дре­мучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым интересом пригляды­вался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.

Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и раз­витию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для I860-1870-х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои со­брания народных сказок, песен и былин, композиторы Балакирев, Боро­дин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.

Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом.

В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к из­любленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.

«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было про­изведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с воз­можным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и чело­века нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».

Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность на­родного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.

Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Иго­ря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие опьггы воплощения в живо­писных образах былинно-эпических сюжетов, «Богатыри» потребовали от В.М. Васнецова огромного творческого напряжения.

Один из близких друзей художника — жена С.И. Мамонтова, Елиза­вета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов весь ушел в своих “Богатырей”, его видим только по вечерам, он очень усерд­но пишет».

В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П.П. Чистякову: «Картина моя “Богатыри” — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где воро­га, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру - удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало — исполнять такую картину, ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?»

Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова». Образы всех тро­их правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.

Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, му­жества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.

Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной кра­соты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли.

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типи­ческие черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седо­кам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.

Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами бога­тырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.

Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины — одежда богатырей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону «археологии», лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно на­родного полотна.

V. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

- Подведение итогов урока

- Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

- Чем закончилась поездка богатыря?

- Чем вам понравилась картина В. Васнецова?

VI. Домашнее задание

- Найти материал о Сергии Радонежском.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: