Практическая работа №5
Цель работы: изучить устройства для диагностики КШМ.
Предварительную оценку состояния сопряжений КШМ можно получить по величине давлении масла в главной магистрали и характеру стуков в определенных зонах двигателя.
Давление масла проверяют устройством КИ-5472 ГОСНИТИ, которое состоит из манометра, соединительного рукава с ниппелем и накидной гайкой, демпфера для сглаживания пульсации масла при измерении давления и сменных штуцеров. Чтобы измерить давление в главной магистрали дизеля, устройство подключают к корпусу масляного фильтра, отсоединив трубку штатного манометра.
Рис.1 Прибор КИ-5472 ГОСНИТИ
Для проверки давления выполните следующие операции:
§ подсоедините к корпусу масляного фильтра КИ-5472
§ запустите и прогрейте до нормального теплового состояния двигатель
§ зафиксируйте давление масла в магистрали при номинальной и минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу
Стуки в сопряжениях КШМ прослушивают при неработающем двигателе электронным автостетоскопом ТУ 14 МО.082.017, попеременно создавая в надпоршневом пространстве разрежение и давление с помощью компрессорно-вакуумной установки КИ-4912 ГОСНИТИ или КИ-13907 ГОСНИТИ. Прослушивают стуки в сопряжениях бобышки поршня — поршневой палец, поршневой палец — втулка верхней головки шатун а, шейка коленчатого вала — шатунный механизм.
Рис.2 Автостетоскоп ТУ 14 МО.082.017
Если давление масла ниже допустимых значений, при наличии стуков в сопряжениях коленчатого вала проверяют зазоры в указанных сопряжениях. При пониженном давлении масла и отсутствии стуков проверяют регулировку сливного клапана смазочной системы. Если это не даст положительных результатов, проверяют подачу масла насосом и состояние редукционного клапана смазочной системы на стенде.
Определение состояния КШМ по зазорам в его сопряжениях
Заключение о состоянии КШМ можно сделать по величине зазоров в его сопряжениях. Суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике замеряют устройством КИ-11140 ГОСНИТИ.
Для измерения зазоров необходимо:
§ установить поршень проверяемого цилиндра в ВМТ на такте сжатия и застопорить коленчатый вал
§ закрепить устройство в головке цилиндров вместо форсунки, ослабив стопорный винт и приподняв направляющую с индикатором и штоком вверх
§ опустить направляющую до упора штока в днище поршня (натягом) и зафиксировать ее винтом
§ присоединить распределительный трубопровод компрессорно-вакуумной установки к штуцеру пневматического приемника
§ включить установку и довести давление и разрежение в ее ресиверах соответственно до 0,06—0,1 МПа и 0,06—0,07 МПа
§ выполнить два-три цикла подачи в надпоршневое пространство давления и разрежения переключением распределительного крана до получения стабильных показаний индикатора
§ соединить краном ресивер сжатого воздуха с надпоршневым пространством и настроить индикатор на нуль
§ плавно соединить ресивер разреженного воздуха с надпоршневым пространством и зафиксировать по индикатору сначала зазор в соединении поршневой палец — верхняя головка шатуна, затем суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике
Зазоры в КШМ измеряют 3-кратно и принимают среднее значение.
Если зазоры хотя бы у одного шатуна превышают допустимые значения, двигатель подлежит ремонту.
https://youtu.be/FemOgmK-p7Y
https://youtu.be/6OWgF3V7lEY
https://youtu.be/j7BNGKuIvJM
Отчет
1. Запишите тему и цель практической работы
2. Выпишите названия приборов для диагностики КШМ и какие неисправности можно определить с помощью этого прибора
3. Посмотрите видео
4. Ответьте на вопросы:
- Какие основные неисправности КШМ двигателей Вы знаете?
- Какие основные признаки неисправности деталей КШМ?
- Каким прибором производят прослушивание двигателя?
- Каким прибором замеряют компрессию двигателя?