Литературное чтение 4 класс




09.11.21

 

Тема урока: «П.П. Ершов Сказка «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок

(2 урок)

Ход урока

1. «Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю», –
гласит китайская пословица.
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

2.– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок»).

– Каков жанр этого произведения? (Эта сказка.)

– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль.

3– Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль, то есть будем исследователями текста сказки. Что мы должны сегодня сделать на уроке?

4– Какие бывают сказки? (Сказки бывают народные и авторские.)

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки. Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.)

– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки. Какие приёмы народной сказки использованы в сказке? (В этой сказке автор использует устаревшую лексику. В этой сказке так же как и в народных сказках присутствует зачин. Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)

– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Какие виды народных сказок вам знакомы? (Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.)

– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке.

. Какие события развиваются в сказке? (Фантастические, волшебные; из реальной жизни)

· Кто является главными героям сказки? (Человек и животные, человек и несуществующие герои, животные)

· Какова задача каждой сказки? (Добро побеждает зло, высмеять недостатки героев, высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер

– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло. – В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек, иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.

– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

(По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.

3) Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник.) – В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. - Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

За горами, за лесами, за широкими морями, против неба - на земле жил старик в одном селе.

У старинушки три сына: Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак. (Нет, не связаны, это присказка). А какую роль играет присказк а в сказке? (Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.)

-В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся зачитывают часть сказки)

Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу: знать столица та была недалече от села. Там пшеницу продавали, деньги счётом принимали и набитою сумой возвращалися домой.

- Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

- С появлением какого животного все начинается в сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»)

: Такое событие в литературе называется завязкой. Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.
Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.

- Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне)

-Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

 

- В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. (Учащиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу)

Свет такой тут вдруг разлился,
Что весь люд рукой закрылся.
Царь кричит на весь базар:
«Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решеточных сзывайте!
Заливайте! заливайте!» —
«Это, слышь ты, не пожар,
Это свет от птицы-жар.

- Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.

(Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком)

-Прочитайте развязку событий.

Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать)

Большую роль в сказке играет эпиграфы, которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”. Первый эпиграф - это своеобразная прелюдия к дальнейшим сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все, что произойдет с главным героем.

 

V. Физминутка

).Мозговой штурм. Постановка проблемного вопроса.

- Какова основная мысль сказки?

- Докажите, что данное произведение - сказка. Найдите все сказочные приметы.

Проверка: какие же сказочные приметы вы обнаружили в произведении?

– Похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки?

-Чем похожа? (волшебные предметы; традиционное начало, три сына; обычная сказочная концовка о свадебном пире; -присказки, прибаутки, пословицы,поговорки: -повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не написать» …;- борьба добра и зла;

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

- Дадим полную характеристику сказки П.П. Ершова

– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором, и развиваются фантастические события.

- Элементы из каких русских народных сказок использовал Ершов? («Жар-птица и Василиса-царевна», «Сивка-бурка», «Волшебный конь», «Иван –царевич и серый волк», «Конек –горбунок»)

- Какие герои сказки «Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок?

(Три сына, Жар-птица, Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя) (Многое взял П.П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: