Урок 96. Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе, животном мире
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: продолжать работу над произведениями М. М. Пришвина; учить детей понимать, чувствовать природу; работать над развитием наблюдательности, внимания у обучающихся; учить детей любить и понимать природу, находить необычное, удивительное, казалось бы, в обыкновенных, повседневных явлениях | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение | Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции | Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Знакомство с выставкой книг | Проверяет домашнюю работу. – Нравятся ли вам эти птицы? Чем? – Интересно ли было вновь перечитать произведения? Организует знакомство с выставкой книг по теме урока. Проводит беседу. – Природа не каждому человеку раскрывает свои секреты. Только доброго человека она посвящает в свои тайны. – Обратите внимание на выставку книг. Книги каких авторов вы увидели на ней? Какие авторы вам уже знакомы? О чем пишут эти писатели? Почему вы так считаете? Что об этом свидетельствует? – Вы готовились, читали произведения разных писателей. Но что же их всех объединяет, мы узнаем в процессе урока. – А работать мы будем под таким девизом: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». М. Пришвин | Учащиеся читают выписанные ими дома эпитеты, использованные для описания лебедей и стрижей, из произведений «Приемыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка и «Стрижонок Скрип» В. П. Астафьева. Рассматривают книги. Отвечают на вопросы. – Книги о природе, лесе, животных. – Об этом говорят названия книг, иллюстрации | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Отгадайте загадки: • Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. • Среди двора стоит копна: спереди вилы – сзади метла. • Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. • Серый ворище по лесам, полям рыщет, телят, ягнят ищет. – В какую группу можно отнести отгадки? – Как вы поняли, о чем пишут писатели, с произведениями которых мы будем сегодня работать? – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с другими произведениями о животных и о природе | Отгадывают загадки: – Еж. – Корова. – Заяц. – Волк. – Это загадки о животных. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
III. Чтение и анализ про-изведений М. М. Приш-вина | Знакомит обучающихся с произведениями М. М. Пришвина о природе. – Вы принесли сегодня на урок книгу рассказов М. М. Пришвина «Золотой луг». – Рассматривали ли вы книгу дома? – Захотелось ли вам прочитать рассказ из нее? – Рассматривая книгу, вы, конечно, заметили, что рассказы в ней объединены по циклам. – К какому циклу относится прочитанный нами рассказ «Выскочка»? – Рассказы о ком включил писатель в этот цикл? – Какой бы из них вы хотели прочитать сейчас? Почему? – В данный цикл Михаил Михайлович Пришвин включил рассказ «Кот». Как вы думаете, чем это животное смогло привлечь внимание писателя? – Хотелось бы вам услышать рассказ? Учитель читает рассказ. – Вы были правы? – Каким вам показался Васька? – А что вы знаете удивительного об этом животном? – Какие открытия сделали? – Что особенно вас поразило? – Мне бы хотелось предложить вам сегодня прочитать рассказ, название которого дало название всей книге писателя, – «Золотой луг». Учитель читает рассказ М. М. Пришвина «Золотой луг». – Какое открытие сделал писатель? – Почему одуванчик стал для ребят «одним из самых интересных цветов»? – Что вас удивило в рассказе? – Перечитайте рассказ еще раз. – Нарисуйте луг таким, каким вы его себе представляете после прочтения рассказа | Прослушивают текст. Определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся делятся на группы (4–5 человек) в зависимости от того, какой рассказ из цикла они хотели бы прочитать дальше. После чтения произведения ученики делятся своими мыслями, впечатлениями | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
IV. Чтение и анализ художественного и научного текстов | Организует знакомство с художественным и научным текстами о еже. – Ребята, только ли в художественных книгах можно узнать о жизни животных? На нашей выставке есть также энциклопедии, из которых вы можете получить научные сведения о жизни животных. – Сравните описания ежа в художественном произведении М. Пришвина «Еж» и данные о еже из энциклопедии. – Составьте рассказ-описание «Дружба человека и животного». Я предлагаю вам действия автора, а вы находите ответ – действия ежа и записываете в таблицу | Заранее подготовленные обучающиеся читают рассказ М. Пришвина «Еж» и статью из энциклопедии. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Заполняют таблицу (см. ресурсный материал) | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы собеседника. Строить высказы вания. Аргументировать свою точку зрения |
V. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Природа и мы». Прочитать дома один из рассказов М. М. Пришвина по желанию (учащиеся могут выбрать цикл, из которого они будут читать). – Попробуйте на некоторое время представить себя писателями-натуралистами, вспомните то необычное, забавное, увлекательное, удивительное из жизни природы, что вы наблюдали, и расскажите нам об этом. Ваш рассказ вы можете сопроводить иллюстрациями | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
VI. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Хотелось бы вам продолжить чтение рассказов-«поэм» М. М. Пришвина? – Согласны ли вы с тем, что М. М. Пришвин – «певец природы»? Обоснуйте ваше мнение. – Какими качествами надо обладать, чтобы так интересно рассказывать о мире животных, о природе? – На нашей выставке находится «Красная книга». Что это за книга? К чему призывает ее красный цвет? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |