Урок 98. Б. Л. Пастернак «Золотая осень»




Урок 98. Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе; показать красоту, образность поэзии Б. Л. Пастернака; научить детей видеть и понимать прекрасное; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умения читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением Б. Л. Пастернака «Золотая осень»; научатся: анализировать стихотворные тексты, характеризовать поэзию Б. Пастернака, читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составлять план работы по решению учебной задачи урока. Коммуникативные: вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Что такое роса? – Прочитайте сочинение на тему «Роса на траве». – Какие художественные средства вы использовали в своем тексте? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают сочинения про росу на оценку. Называют сравнения. – Когда однажды в солнечное утро летом я пошла в лес, то в траве увидела алмазы. Они блестели и переливались на солнце разными цветами: желтым, красным, синим. Когда подошла ближе, то увидела, что это капли росы собрались в траве и блестят на солнце. Листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Капли катаются и не мочат его. Когда я неосторожно сорвала листок с росинкой, то капелька скатилась, как светлый шарик, незаметно проскользнула мимо стебля. Вторую такую чашечку я потихоньку поднесла ко рту и выпила росинку. Она мне показалась вкуснее всякого напитка. Вот так я любовалась росой на траве. Это было очень красиво Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Сегодня мы прочитаем стихотворение поэта и писателя, чье творчество было удостоено одной из самых высоких наград – Нобелевской премии. О его произведениях много спорили и при его жизни, неоднозначно оценивают его и сейчас. Вы сможете подробнее изучить и осмыслить его произведения, когда станете старше. Одно бесспорно – этот человек был необыкновенно талантлив. Когда его не стало, А. А. Ахматова написала стихотворение «Памяти поэта» (11 июня 1960 года). – Имя этого человека – Борис Пастернак. Знакомо ли вам это имя? Учитель показывает портрет поэта. – Каким вы можете себе его представить, глядя на портрет А. Ахматовой и прослушав ее стихотворение? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией Б. Л. Пастернака Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. А. Ахматовой «Памяти поэта». Умолк вчера неповторимый голос, И нас покинул собеседник рощ. Он превратился в жизнь дающий колос Или в тончайший, им воспетый дождь. И все цветы, что только есть на свете, Навстречу этой смерти расцвели. Но сразу стало тихо на планете, Носящей имя скромное… Земли Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией Б. Л. Пастернака Рассказывает о творчестве Б. Л. Пастернака, свой рассказ сопровождает показом его порт- рета. – Борис Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству. Его отец, Леонид Осипович, был известным художником, академиком живописи; мать, Розалия Исидоровна, – прекрасной пианисткой. Лев Толстой, который бывал в доме Пастернаков, заслушивался ее игрой. Борис мечтал стать композитором, с 13 лет упорно изучал теорию музыки, но позже решил, что, не имея абсолютного слуха, не сможет стать профессиональным композитором. Он увлекся философией и поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Но и философия удержала его ненадолго. С 1913 года 23-летний Пастернак полностью посвятил себя поэзии Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Б. Л. Пастернака. Задают вопросы о его творчестве Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Стихотворение Бориса Пастернака, которое мы прочитаем с вами сегодня, называется «Золотая осень». Учитель выразительно читает стихотворение. – Какое настроение создает стихотворение? – Какие картины предстали вашему взору? – Какие приемы использует поэт, чтобы показать красоту золотой осени? – Какие строки вас заворожили сильнее всего? Прочитайте их. – Как бы вы прочитали это стихотворение? Далее идет упражнение в чтении стихотво- рения Работают с толковым словарем. Чертог (высок., устар.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец. Просека – дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев. Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания. Каталог – составленный в определенном порядке перечень (перечисление) каких-нибудь однородных предметов. Новобрачная – невеста. Венец – то же, что венок. Стужа – холод, мороз. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Упражняются в выразительном чтении стихотворения Осуществлять анализ произведения. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – О чем стихотворение? – Каким настроением проникнуто стихотворение? – Прочитайте, с чем автор сравнивает осень?     – С чем сравнивает Б. Пастернак липы и березы?     – Как автор описывает осень? – Прочитайте о том, как бушует лист древесный. – Какие художественные средства использует автор? – Найдите в тексте эпитеты.     – Найдите в тексте сравнительные средства.     – Найдите метафоры.     – Что называет автор «сказочным чертогом»? – Как вы думаете, какую картину увидел автор и написал о ней «просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера»? – Что за картина представилась Б. Пастернаку «в позолоте небывалой»? – С кем сравнивает автор стихотворения березу? – Почему флигеля оказались в «золоченой раме»? – Почему «нельзя ступить в овраг» и что «бушует под ногами»? – Какого цвета зарю описывает поэт? – Видел ли кто-нибудь из вас такого цвета зарю? – С каким местом сравнивает автор осенний лес? Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос: – Рассмотрите репродукцию картины В. Борисова-Мусатова «Осенняя песня». – Составьте рассказ по картине Читают произведение. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Стихотворение о золотой осени. Б. Пастернак сразу выделяет осень как главную героиню.   – Сравнивает со сказочным чертогом. Осень как сказочный дворец, всем открытый для обзора. В этом сказочном дворце, в лесу, как на выставке картин, мы видим разные убранства деревьев: вязы, ясени, осины. – Липа как в драгоценном головном уборе, как в короне. – «Лицо» березы как будто под фатой. – Земля вся усыпана листвой.   – Автор использует эпитеты, метафоры, сравнительные средства. – Эпитеты: сказочный чертог, фатой подвенечной и прозрачной, погребенная земля, в золоченых рамах, в желтых кленах, лист древесный, древний уголок. – Сравнения: флигеля словно в золоченых рамах, обруч золотой, как венец на новобрачной, заря застывает в виде сгустка. – Метафоры: лик березы, бушует лист древесный, зари вишневый клей, сокровищ каталог, перелистывает стужа.   Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопрос. – Стоя на высоком берегу Оки, художник увидел желтые березы, серое небо, вдалеке – синий лес. На переднем плане мы видим ветви берез. На заднем плане – широкое поле и лес. Художник выбрал синий фон, чтобы показать скорое приближение зимы. Картина передает зрителю печальное настроение. Природа готовится к зиме Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источ-ников
VI. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Золотая осень». По желанию выучить понравившийся отрывок. Выполнить рисунок. Выписать в тетрадь по чтению используемые поэтом эпитеты, сравнения, метафоры Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? В чем особенность стихотворения? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.   – Природа становится главным действующим лицом Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: