Урок 98. Б. Л. Пастернак «Золотая осень»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе; показать красоту, образность поэзии Б. Л. Пастернака; научить детей видеть и понимать прекрасное; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умения читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведением Б. Л. Пастернака «Золотая осень»; научатся: анализировать стихотворные тексты, характеризовать поэзию Б. Пастернака, читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы | Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составлять план работы по решению учебной задачи урока. Коммуникативные: вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Что такое роса? – Прочитайте сочинение на тему «Роса на траве». – Какие художественные средства вы использовали в своем тексте? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают сочинения про росу на оценку. Называют сравнения. – Когда однажды в солнечное утро летом я пошла в лес, то в траве увидела алмазы. Они блестели и переливались на солнце разными цветами: желтым, красным, синим. Когда подошла ближе, то увидела, что это капли росы собрались в траве и блестят на солнце. Листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Капли катаются и не мочат его. Когда я неосторожно сорвала листок с росинкой, то капелька скатилась, как светлый шарик, незаметно проскользнула мимо стебля. Вторую такую чашечку я потихоньку поднесла ко рту и выпила росинку. Она мне показалась вкуснее всякого напитка. Вот так я любовалась росой на траве. Это было очень красиво | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Сегодня мы прочитаем стихотворение поэта и писателя, чье творчество было удостоено одной из самых высоких наград – Нобелевской премии. О его произведениях много спорили и при его жизни, неоднозначно оценивают его и сейчас. Вы сможете подробнее изучить и осмыслить его произведения, когда станете старше. Одно бесспорно – этот человек был необыкновенно талантлив. Когда его не стало, А. А. Ахматова написала стихотворение «Памяти поэта» (11 июня 1960 года). – Имя этого человека – Борис Пастернак. Знакомо ли вам это имя? Учитель показывает портрет поэта. – Каким вы можете себе его представить, глядя на портрет А. Ахматовой и прослушав ее стихотворение? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией Б. Л. Пастернака | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. А. Ахматовой «Памяти поэта». Умолк вчера неповторимый голос, И нас покинул собеседник рощ. Он превратился в жизнь дающий колос Или в тончайший, им воспетый дождь. И все цветы, что только есть на свете, Навстречу этой смерти расцвели. Но сразу стало тихо на планете, Носящей имя скромное… Земли | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией Б. Л. Пастернака | Рассказывает о творчестве Б. Л. Пастернака, свой рассказ сопровождает показом его порт- рета. – Борис Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству. Его отец, Леонид Осипович, был известным художником, академиком живописи; мать, Розалия Исидоровна, – прекрасной пианисткой. Лев Толстой, который бывал в доме Пастернаков, заслушивался ее игрой. Борис мечтал стать композитором, с 13 лет упорно изучал теорию музыки, но позже решил, что, не имея абсолютного слуха, не сможет стать профессиональным композитором. Он увлекся философией и поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Но и философия удержала его ненадолго. С 1913 года 23-летний Пастернак полностью посвятил себя поэзии | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Б. Л. Пастернака. Задают вопросы о его творчестве | Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Стихотворение Бориса Пастернака, которое мы прочитаем с вами сегодня, называется «Золотая осень». Учитель выразительно читает стихотворение. – Какое настроение создает стихотворение? – Какие картины предстали вашему взору? – Какие приемы использует поэт, чтобы показать красоту золотой осени? – Какие строки вас заворожили сильнее всего? Прочитайте их. – Как бы вы прочитали это стихотворение? Далее идет упражнение в чтении стихотво- рения | Работают с толковым словарем. Чертог (высок., устар.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец. Просека – дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев. Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания. Каталог – составленный в определенном порядке перечень (перечисление) каких-нибудь однородных предметов. Новобрачная – невеста. Венец – то же, что венок. Стужа – холод, мороз. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Упражняются в выразительном чтении стихотворения | Осуществлять анализ произведения. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – О чем стихотворение? – Каким настроением проникнуто стихотворение? – Прочитайте, с чем автор сравнивает осень? – С чем сравнивает Б. Пастернак липы и березы? – Как автор описывает осень? – Прочитайте о том, как бушует лист древесный. – Какие художественные средства использует автор? – Найдите в тексте эпитеты. – Найдите в тексте сравнительные средства. – Найдите метафоры. – Что называет автор «сказочным чертогом»? – Как вы думаете, какую картину увидел автор и написал о ней «просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера»? – Что за картина представилась Б. Пастернаку «в позолоте небывалой»? – С кем сравнивает автор стихотворения березу? – Почему флигеля оказались в «золоченой раме»? – Почему «нельзя ступить в овраг» и что «бушует под ногами»? – Какого цвета зарю описывает поэт? – Видел ли кто-нибудь из вас такого цвета зарю? – С каким местом сравнивает автор осенний лес? Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос: – Рассмотрите репродукцию картины В. Борисова-Мусатова «Осенняя песня». – Составьте рассказ по картине | Читают произведение. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Стихотворение о золотой осени. Б. Пастернак сразу выделяет осень как главную героиню. – Сравнивает со сказочным чертогом. Осень как сказочный дворец, всем открытый для обзора. В этом сказочном дворце, в лесу, как на выставке картин, мы видим разные убранства деревьев: вязы, ясени, осины. – Липа как в драгоценном головном уборе, как в короне. – «Лицо» березы как будто под фатой. – Земля вся усыпана листвой. – Автор использует эпитеты, метафоры, сравнительные средства. – Эпитеты: сказочный чертог, фатой подвенечной и прозрачной, погребенная земля, в золоченых рамах, в желтых кленах, лист древесный, древний уголок. – Сравнения: флигеля словно в золоченых рамах, обруч золотой, как венец на новобрачной, заря застывает в виде сгустка. – Метафоры: лик березы, бушует лист древесный, зари вишневый клей, сокровищ каталог, перелистывает стужа. Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопрос. – Стоя на высоком берегу Оки, художник увидел желтые березы, серое небо, вдалеке – синий лес. На переднем плане мы видим ветви берез. На заднем плане – широкое поле и лес. Художник выбрал синий фон, чтобы показать скорое приближение зимы. Картина передает зрителю печальное настроение. Природа готовится к зиме | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источ-ников |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Золотая осень». По желанию выучить понравившийся отрывок. Выполнить рисунок. Выписать в тетрадь по чтению используемые поэтом эпитеты, сравнения, метафоры | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? В чем особенность стихотворения? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Природа становится главным действующим лицом | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |