Диспозиционная теория регуляция социального поведения личности




 

Диспозиция личности означает предрасположенность к определенному восприятию тех или иных социальных ситуаций, условий деятельности, а также предрасположенность к определенному поведению в этих условиях. Советский и российский социолог Владимир Александрович Ядов (род. 1929) отмечает, что термин «диспозиция » (склонность) можно заменить греческим словом «диатаксис », что со­ответствует русскому «предрасположение », «предрасположенность ».

В.А. Ядов доказывает, что и потребности, и ситуации деятельности, и сами диспозиции образуют иерархические системы. Существует связь определенной социальной потребности с условиями деятельности, в которых потребность может быть удовлетворена.

Общий механизм образования установки описывается схемой:

 

 


Иерархия потребностей (П) по уровням включения личности в различные сферы социального общения, социальной деятельности объединяет четыре сферы:

1) ближайшее семейное окружение;

2) контактная (малая) группа, в рамках которой непосредствен­но действует индивид;

3) более широкая сфера деятельности, связанная с трудом, до­сугом, бытом;

4) сфера деятельности, понимаемая как определенная социаль­но-классовая структура, в которую индивид включается через освое­ние идеологических и культурных ценностей общества.

Таким образом, выявляются четыре уровня потребностей, со­ответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение.

Иерархия ситуаций (С), в которых может действовать человек, удовлетворяя определенные потребности, может быть структурирова­на в зависимости от длительности во времени этих ситуаций:

1) низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные;

2) второй уровень ситуаций составляют ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы;

3) третий уровень характеризуется более устойчивыми услови­ями деятельности, имеющими место в сферах труда, в рамках какой-то профессии, отрасли, досуга, быта;

4) общие социокультурные ситуации – наиболее долговремен­ные, устойчивые условия деятельности личности в рамках определен­ного типа общества, экономической, политической и идеологической структуры его функционирования.

Иерархия диспозиций (Д) определяются в зависимости от соотношения потребности и ситуации, при этом:

1) первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей в условиях семейного окружения, в различных «предметных ситуаци­ях», в условиях семейного окружения, в различных «предметных ситуациях», регулируют непосредственные реакции человека на актуальную предметную ситуацию («поведенческий акт»), часто являются неосознанными, автоматическими (отсутствует когнитивный элемент). Сознание участвует в выработке установки, когда привычное действие наталкивается на преграду и человек объективирует собственное поведение, осмысливает его, когда акт поведения становится предметом осмысления;

2) второй уровень представлен более сложными диспозициями, которые формируются на основе потребности в общении, осуществляемом в малой группе. Соответственно, это социальные фиксированные установки или аттитюды (отношения), которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты) и регулируют поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов и отдельных социальных ситуаций, поэтому можно выделить «объектные» и «ситуационные» социальные установки;

3) третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки, которые также имеют трехкомпонентную структуру, но это выражение отношения не к отдельному социальному объекту, а к более значимым социальным областям, и регулируют уже системы поступков человека или его поведение в целом. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности, либо в сферу досуга, либо на семью (основные интересы концентрированы на семейной жизни, воспитании детей, создании домашнего уюта и т.п.). Общая направленность личности более устойчива, чем установки на отдельные социальные объекты или ситуации;

4) четвертый, высший, уровень диспозиций образует система ценностных ориентации личности, которые регулируют целостность поведения или собственно деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражаете отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, детерминированное общими социальным условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов. Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий «жизненный план», жизненны цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека – в области труда, познания, семейной и общественной жизни.

В каждой конкретной ситуации поведения «работают» разные уровни диспозиций. Любая из диспозиций, которыми обладает конкретный человек, может изменяться. Степень их изменяемости зависит от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является.

Таким образом, процесс формирования личности, согласно взглядам Ядова, выступает как формирование диспозиций личности, ее жизненной позиции, принципов поведения, основанных на мировоззренческих установках, ценностных ориентациях и идеалах. Человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность.

У каждого человека существует собственная, субъективная иерархия диспозиций, социальных установок, которая может не совпадать с общественно признанной иерархией. Например, для одного человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей (в особенности для женщин); а для другого на первом плане – построение карьеры, что и составляет для него основную ценностную ориентацию в жизни. Согласно концепции Ядова, такие диспозиции относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личным аспектам они оказываются высшими, доминирующими в иерархии диспозиций для конкретной личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: