Дисциплина МДК.02.01Конструкция и управление тепловозом
Преподаватель Вовк В.В.
Гр.№46 Машинист локомотива
Занятие № 53
Тема программы: Тема№5Управление тепловозом и ведение поезда.
Тема занятия: Особенности эксплуатации тепловоза в зимних условиях
Цель занятия: изучить особенности эксплуатации тепловоза в зимних условиях
План урока
I. Работа над новым теоретическим материалом
Собенности эксплуатации тепловозов зимой
Для обеспечения устойчивой работы тепловоза в зимних условиях всеми локомотивными депо проводятся подготовительные работы, заключающиеся в приведении в исправное состояние утеплительных устройств секций холодильника и создании запасов необходимых материалов для утепления трубопроводов. Изготавливают защитные устройства от попадания снега в тяговые электродвигатели и тяговый генератор. Подготовка тепловозов для работы в зимних условиях должна проводиться строго по составленному графику. Чтобы обеспечить нормальную температуру в кабине машиниста тепловоза, проверяют уплотнение окон и дверей. Калориферы и электродвигатели их вентиляторов направляют на оздоровительный ремонт.
Качественная подготовка тепловоза к зимним условиям обеспечивает надежную его работу. Для предотвращения замораживанию воды в секциях холодильника обычно, когда температура наружного воздуха приближается к нулевой, навешивают утеплительные чехлы. Трубопроводы воды и топлива в местах с возможной наименьшей температурой обвязывают мешковиной.
В период, когда наступают устойчивые морозы и выпадают осадки в виде снега, необходимо тщательно следить за уплотнением воздухозаборных каналов для охлаждения тяговых электродвигателей. Если в тяговые двигатели набивается снег, то это может привести к увлажнению и разрушению изоляции электрической машины.
При наступлении оттепелей особое внимание уделяется автотормозному оборудованию, так как в этих условиях происходит интенсивное выпадение влаги в трубопроводах тормозной магистрали и тормозных приборах. Поэтому необходимо как можно чаще продувать главные резервуары. Во время экипировки тепловоза следят за состоянием песка. Попадание в бункер смерзшихся комков песка недопустимо.
Во время эксплуатации тепловоза возможны случаи, когда в результате возникшей серьезной неисправности дальнейшая работа дизеля невозможна. Естественно, в зимних условиях следует позаботиться о том, чтобы вода охлаждающей системы не успела замерзнуть в трубопроводах. В таких случаях нужно спустить всю воду из системы охлаждения. Сливать ее необходимо только тогда, когда температура достигла 50-45° С. Слив воды должен производиться с учетом особенностей системы охлаждения каждого типа тепловоза, с тем чтобы вода не осталась в отдельных участках системы (насосы, воздушные нагнетатели, теплообменники водомасляные, воздушные и топливные и др.).
В зимний период времени года осложняются условия сцепления колеса с рельсом, поэтому необходимо проявлять осторожность как при трогании, так и при торможении тепловоза, не допуская проскальзывания или юза колесных пар. Известно, что при пробуксовке и юзе образуется наибольшее количество дефектов на бандажах и цельнокатаных колесах (преждевременный износ, местные прижоги металла, граненость по кругу катания и др.).
Опыт эксплуатации показывает, что гидропередача менее подвержена дефектам при снежных заносах по сравнению с электропередачей, но тем не менее во время эксплуатации тепловозов с гидропередачей необходимо строго соблюдать температуру масла в заданных пределах. При стоянках тепловоза зимой следует чаще сливать из топливного бака сконденсированную в отстойник влагу.
Особенностиобслуживание тепловоза, отдельных узлов и агрегатов зимой
В зимний период усложняется эксплуатация и обслуживание тепловоза, отдельных узлов и агрегатов. Происходит чрезмерное охлаждение воды и масла, ухудшается работа топливной аппаратуры, в более сложных условиях работает холодильник.
При подготовке тепловозов для работы в зимних условиях производят замену летней смазки на зимнюю согласно инструкции и карте смазки. В Журнале технического состояния ТУ-152 и книге ремонта ТУ-28 должна быть сделана отметка о переводе моторно-осевых подшипников и тяговых редукторов на зимнюю смазку. Проверяют и восстанавливают отепление следующих трубопроводов и трубок: топливного (от топливного бака до настильного листа рамы); сливной трубки (от топливного коллектора до топливного бака); трубки контрольно-измерительных приборов; масляного трубопровода (от наружных концов сливной и заправочных труб); трубки контрольно-измерительных приборов и наружного конца трубки слива масла из дизеля; водяного трубопровода (трубы от водяного коллектора к калориферу и грелкам ног, заправочные водяные трубы до настильного листа рамы тепловоза); воздушного трубопровода, соединяющего главный резервуар, нагнетательный трубопровод и пылеулавливатель.
Трубы, подлежащие отеплению, насухо протирают, покрывают техническим войлоком (или другим теплоизоляционным материалом) и стягивают шпагатом с последующим покрытием тафтяной или хлопчатобумажной лентой. Окончательно укрепляют отепление бандажировкой его мягкой проволокой. Отепленные участки труб покрывают асфальтобитумным лаком или краской.
Заделывают все щели и неплотности в кабине управления и кузове тепловоза. Уплотняют войлоком места прохода труб через настильный лист и стены кузова. Ремонтируют и подгоняют монтажные люки капота, восстанавливают замки. Приводят в исправное состояние двери, задвижные окна кабины управления, переходное суфле, ставят маты на жалюзи шахты холодильника. Проверяют и при необходимости ремонтируют калориферы и грелки для ног, стеклоочистители и антиобледенители. При ее снижении ниже 5 °С снимают заслонки диффузора вентилятора холодильника.