Монетаристский и кейнсианский подходы к государственному регулированию.




Обоснование государственного вмешательства в экономику.

Рынок считается достаточно устойчивым, саморегулирующимся механизмом, способным решать основные экономические задачи, Однако существует ряд экономических проблем (фиаско, провалов), которые характеризуется неспособностью рынка самостоятельно их преодолеть. К таким провалам можно отнести производство общественных благ, защиту конкуренции, защиту окружающей среды и другие. Чаще всего это связано с неспособностью рынка самостоятельно эффективно распределить ресурсы. Но поскольку перечисленные проблемы являются важными для общества, появляется необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.

 

 

Роль государства в установлении рамочных условий функционирования рыночной экономики.

Для преодоления провалов рынка государство вводит ряд определённых правил. Принцип их действия заключается не в том, чтобы полностью контролировать рынок, а в том, чтобы создать определённую систему правил, «рамки», в пределах которых должна функционировать рыночная экономика, чтобы одновременно удовлетворять условиям существования свободных, рыночных отношений и минимизировать фиаско.

Государство создаёт эти рамочный условия, используя набор правовых (регулирование права собственности, регистрация фирм, лицензирование), административных (социальная защита населения, антимонопольная политика) и экономических (денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики) методов.

Правовые и административные методы относятся к прямым, экономические - к косвенным мерам воздействия.

 

Проблема реализации экономических функций государства.

Главной проблемы реализации экономической политики государства является «временной лаг», который обозначает отсутсвие моментального эффекта от применения методов регулирования рынка.

Внутренний лаг - интервал времени между принятием административного решением и возникновением изменений в экономике, наиболее продолжителен при проведении бюджетно-налоговой политики. Внешний лаг - интервал между началом действия стабилизационной политики и изменением экономической конъюнктуры, характерен для монетарной политики.

Кроме того, на эффективность реализации экономических функций влияет внешнеполитическая ситуация, стабильность валюты, фаза экономического цикла и многие другие факторы.

 

30. Макроэкономическая политика государства: сущность, цели, инструменты, основные направления. Выбор приоритетов. Монетаристский и кейнсианский подходы к государственному регулированию

Сущность:

Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровня безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. Включает в себя денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политики.

Цели:

1) достижение устойчивого экономического роста

2) минимизация уровня инфляций, т.е. минимизация роста цен

3) обеспечение полной занятости

Инструменты:

Инструменты подразделяются (исходя из направлений) на:

- Инструменты фискальной политики:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

- Инструменты монетарной политики:

1) изменение нормы обязательных резервов;

2)изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);

3) операции на открытом рынке.

Основные направления:

1) бюджетно-налоговое (фискальное)

Регулирование доходной и расходной частей бюджета, стимулирование совокупных спроса и предложения путём налогов и трансфертов.

2 ) денежно-кредитное (монетарное)

Влияние на объём денежной массы на рынке, регулирование банковской сферы и кредитооборота.

Выбор приоритетов.

Исходя из того, какие приоритетные задачи ставит перед собой государство, в дальнейшем делается акцент на реализацию того или иного направления макроэкономической политики.

К приоритетным задачам государства можно отнести:

1. Обеспечение устойчивого роста экономики

2. Обеспечение высокой занятости (при небольшой вынужденной безработице)

3. Обеспечение социальной защищенности всех слоёв населения

4. Достижение оптимального платежного баланса

Монетаристский и кейнсианский подходы к государственному регулированию.

Кейнсианцы:

• рыночная экономика - неустойчивая система во многими внутренними «пороками»

• государство должно играть стабилизирующую роль, активно используя кредитно-денежную политику

• скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег

• связь между изменением денежного предложения и последующим изменением ВВП слаба и сомнительна

• более мощное средство стабилизации экономики - фискальная политика.

 

Монетаристы:

• рыночная экономика - устойчивая система

• государство своей политикой дестабилизирует эту систему, поэтому деятельность государства нужно свести к минимуму (только денежно-кредитная политика)

• делают акцент на деньги

• основополагающее условие - уравнение обмена Фишера, имеющее вид MV= PQ,

- где М - предложение денег;

- V- скорость обращения денег;

- Р - уровень цен;

- Q - физический объем произведенных товаров и услуг.

• скорость обращения денег стабильна, она меняется, но постепенно и предсказуемым образом

• производство и спрос могут уравновешиваться между собой если деньги разумно инвестировать в производство, то за этим последует расширение спроса

• фискальная политика безрезультативна из-за эффекта вытеснения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: