Обоснование государственного вмешательства в экономику.
Рынок считается достаточно устойчивым, саморегулирующимся механизмом, способным решать основные экономические задачи, Однако существует ряд экономических проблем (фиаско, провалов), которые характеризуется неспособностью рынка самостоятельно их преодолеть. К таким провалам можно отнести производство общественных благ, защиту конкуренции, защиту окружающей среды и другие. Чаще всего это связано с неспособностью рынка самостоятельно эффективно распределить ресурсы. Но поскольку перечисленные проблемы являются важными для общества, появляется необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
Роль государства в установлении рамочных условий функционирования рыночной экономики.
Для преодоления провалов рынка государство вводит ряд определённых правил. Принцип их действия заключается не в том, чтобы полностью контролировать рынок, а в том, чтобы создать определённую систему правил, «рамки», в пределах которых должна функционировать рыночная экономика, чтобы одновременно удовлетворять условиям существования свободных, рыночных отношений и минимизировать фиаско.
Государство создаёт эти рамочный условия, используя набор правовых (регулирование права собственности, регистрация фирм, лицензирование), административных (социальная защита населения, антимонопольная политика) и экономических (денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики) методов.
Правовые и административные методы относятся к прямым, экономические - к косвенным мерам воздействия.
Проблема реализации экономических функций государства.
Главной проблемы реализации экономической политики государства является «временной лаг», который обозначает отсутсвие моментального эффекта от применения методов регулирования рынка.
Внутренний лаг - интервал времени между принятием административного решением и возникновением изменений в экономике, наиболее продолжителен при проведении бюджетно-налоговой политики. Внешний лаг - интервал между началом действия стабилизационной политики и изменением экономической конъюнктуры, характерен для монетарной политики.
Кроме того, на эффективность реализации экономических функций влияет внешнеполитическая ситуация, стабильность валюты, фаза экономического цикла и многие другие факторы.
30. Макроэкономическая политика государства: сущность, цели, инструменты, основные направления. Выбор приоритетов. Монетаристский и кейнсианский подходы к государственному регулированию
Сущность:
Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровня безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. Включает в себя денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политики.
Цели:
1) достижение устойчивого экономического роста
2) минимизация уровня инфляций, т.е. минимизация роста цен
3) обеспечение полной занятости
Инструменты:
Инструменты подразделяются (исходя из направлений) на:
- Инструменты фискальной политики:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты.
- Инструменты монетарной политики:
1) изменение нормы обязательных резервов;
2)изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);
3) операции на открытом рынке.
Основные направления:
1) бюджетно-налоговое (фискальное)
Регулирование доходной и расходной частей бюджета, стимулирование совокупных спроса и предложения путём налогов и трансфертов.
2 ) денежно-кредитное (монетарное)
Влияние на объём денежной массы на рынке, регулирование банковской сферы и кредитооборота.
Выбор приоритетов.
Исходя из того, какие приоритетные задачи ставит перед собой государство, в дальнейшем делается акцент на реализацию того или иного направления макроэкономической политики.
К приоритетным задачам государства можно отнести:
1. Обеспечение устойчивого роста экономики
2. Обеспечение высокой занятости (при небольшой вынужденной безработице)
3. Обеспечение социальной защищенности всех слоёв населения
4. Достижение оптимального платежного баланса
Монетаристский и кейнсианский подходы к государственному регулированию.
Кейнсианцы:
• рыночная экономика - неустойчивая система во многими внутренними «пороками»
• государство должно играть стабилизирующую роль, активно используя кредитно-денежную политику
• скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег
• связь между изменением денежного предложения и последующим изменением ВВП слаба и сомнительна
• более мощное средство стабилизации экономики - фискальная политика.
Монетаристы:
• рыночная экономика - устойчивая система
• государство своей политикой дестабилизирует эту систему, поэтому деятельность государства нужно свести к минимуму (только денежно-кредитная политика)
• делают акцент на деньги
• основополагающее условие - уравнение обмена Фишера, имеющее вид MV= PQ,
- где М - предложение денег;
- V- скорость обращения денег;
- Р - уровень цен;
- Q - физический объем произведенных товаров и услуг.
• скорость обращения денег стабильна, она меняется, но постепенно и предсказуемым образом
• производство и спрос могут уравновешиваться между собой если деньги разумно инвестировать в производство, то за этим последует расширение спроса
• фискальная политика безрезультативна из-за эффекта вытеснения