ТЕОРИЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ




Районирование стран, регионов, территорий внутри страны - важнейший метод исследования географии - можно проводить по оценке их особенностей в природе, экономике, размещению населения и т.п. В географии используют разные варианты районирования, в экономической географии особенно важно определение экоnомико-географического положеnия (ЭГП) территории. ЭГП ­это прежде всего отношение данного объекта к другим объектам, оказывающим определенное влияние на его развитие. На отдельных этапах истории экономи­ко-географическое положение оказывало заметное влияние на развитие отдель­ных государств и даже материков. Так, в свое время среди причин отсталости Германии Энгельс называл неблагоприятное географическое положение стра­ны, ее удаленность от Атлантического океана, который в XVII-XIX вв. превра­тился в большую дорогу для мировой торговли.

Однако по мере развития общественного производства государство ста­новится менее зависимым от природных факторов. Уже хотя бы поэтому ЭГП не есть нечто застывшее - оно постоянно изменяется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.

Вот почему экономико-географическое положение нельзя возводить в аб­солют, объясняя им экономическую отсталость одних стран и процветание дру­гих. Африканские страны Средиземноморья имеют весьма благоприятное по­ложение, однако, высокоиндустриальны~и их не назовешь. В то же время Ав­стралия, Новая Зеландия и особенно Япония, будучи в известной степени изо­лированными от Западной Европы и США, заняли видные места в мировом хо­зяйстве.

Конечно, определенные трудности неблагоприятного экономико­-географического положения могут сказываться и сегодня. Так, явные неудобст­ва испытывают страны, лишенные выхода к Мировому океану. Главная причи­на их экономического бремени - слишком большие финансовые расходы на оп­лату транзитных грузов. Особенно страдают от этого развивающиеся страны: Боливия, Бурунди, Буркина-Фасо, Малави, Мали, Непал, Чад и др. Не случайно многие развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, официально отне­сены ООН к наименее развитым (кстати, почти все они расположены в Афри­ке).

Весьма сходные трудности испытывают и небольшие островные страны, лежащие в стороне от важнейших морских дорог и как бы затерявшиеся в Океане: Маврикий, Сейшельские острова, Тонга и др.

Внутриконтинентальные и островные страны, естественно, не обречены на "застой". По мере развития в этих странах социально-экономического про­гресса нынешние неудобства их экономико-географического положения либо начнут притупляться, либо исчезнут вовсе. Красноречивым примером здесь мо­гут служить Австрия, Венгрия, Чехия, Швейцария и другие страны, лишенные выхода к морю, но относящиеся к развитым странам мира.

Тщательное исследование положительных и негативных сторон экономи­ко-географического положения способно принести любому государству суще­ственный экономический выигрыш, например за счет рационализации транс­портного строительства, торговой политики и т.д.

Таким образом, ЭГП определяется разнообразными причинами:

- транспортно-географическим, т.е. положением по отношению к транспортной сети (с учетом ее мощности, провозной способности путей сообщения, степени загруженности, скорости и стоимости перевозок). Особо выделяется приморское положение, которое во все времена было существенным фактором экономического развития;

- промышленно-географическим, т.е.положением относительно источников энергии, промышленных добывающих и обрабатывающих центров, научно-технических баз;

- агрогеографическим, т.е.положением относительно продовольсвенных баз и основных центров потребления с/х продукции;

- рыночным, т.е.положением относительно рынков сбыта продукции (как средств производства, так и предметов потребления). Оно является важнейшим фактором, влияющим на размещение производства;

- демографическим, т.е.положением относительно сгустков концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров (образовательный уровень);

- рекреационным положениями, т.е.положением относительно мест отдыха и туризма.

Районирование при этом идет как бы "сверху" - от всей территории материка, страны, которые делят на крупные регионы (районы) одного рода (природные, администра­тивные, экономические и др.). Каждую крупную территорию (макроуро­вень), в свою очередь, можно подразделить на районы мезоуровня и так до микроуровня.

Специализируясь на производстве одного или нескольких видов продук­ции и услуг, каждая территория обеспечивает ими другие территории (страны), получая взамен то, что ей недостает. Происходит обмен результатами труда. Такое разделение труда называют географическим или территориальным и вы­ражается оно в хозяйственной специализации отдельных территорий. Специа­лизация территории вместе с ЭГП складывается исторически, долго сохраняет­ся, однако по мере развития хозяйства может и изменяться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: