Районирование стран, регионов, территорий внутри страны - важнейший метод исследования географии - можно проводить по оценке их особенностей в природе, экономике, размещению населения и т.п. В географии используют разные варианты районирования, в экономической географии особенно важно определение экоnомико-географического положеnия (ЭГП) территории. ЭГП это прежде всего отношение данного объекта к другим объектам, оказывающим определенное влияние на его развитие. На отдельных этапах истории экономико-географическое положение оказывало заметное влияние на развитие отдельных государств и даже материков. Так, в свое время среди причин отсталости Германии Энгельс называл неблагоприятное географическое положение страны, ее удаленность от Атлантического океана, который в XVII-XIX вв. превратился в большую дорогу для мировой торговли.
Однако по мере развития общественного производства государство становится менее зависимым от природных факторов. Уже хотя бы поэтому ЭГП не есть нечто застывшее - оно постоянно изменяется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.
Вот почему экономико-географическое положение нельзя возводить в абсолют, объясняя им экономическую отсталость одних стран и процветание других. Африканские страны Средиземноморья имеют весьма благоприятное положение, однако, высокоиндустриальны~и их не назовешь. В то же время Австралия, Новая Зеландия и особенно Япония, будучи в известной степени изолированными от Западной Европы и США, заняли видные места в мировом хозяйстве.
Конечно, определенные трудности неблагоприятного экономико-географического положения могут сказываться и сегодня. Так, явные неудобства испытывают страны, лишенные выхода к Мировому океану. Главная причина их экономического бремени - слишком большие финансовые расходы на оплату транзитных грузов. Особенно страдают от этого развивающиеся страны: Боливия, Бурунди, Буркина-Фасо, Малави, Мали, Непал, Чад и др. Не случайно многие развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, официально отнесены ООН к наименее развитым (кстати, почти все они расположены в Африке).
Весьма сходные трудности испытывают и небольшие островные страны, лежащие в стороне от важнейших морских дорог и как бы затерявшиеся в Океане: Маврикий, Сейшельские острова, Тонга и др.
Внутриконтинентальные и островные страны, естественно, не обречены на "застой". По мере развития в этих странах социально-экономического прогресса нынешние неудобства их экономико-географического положения либо начнут притупляться, либо исчезнут вовсе. Красноречивым примером здесь могут служить Австрия, Венгрия, Чехия, Швейцария и другие страны, лишенные выхода к морю, но относящиеся к развитым странам мира.
Тщательное исследование положительных и негативных сторон экономико-географического положения способно принести любому государству существенный экономический выигрыш, например за счет рационализации транспортного строительства, торговой политики и т.д.
Таким образом, ЭГП определяется разнообразными причинами:
- транспортно-географическим, т.е. положением по отношению к транспортной сети (с учетом ее мощности, провозной способности путей сообщения, степени загруженности, скорости и стоимости перевозок). Особо выделяется приморское положение, которое во все времена было существенным фактором экономического развития;
- промышленно-географическим, т.е.положением относительно источников энергии, промышленных добывающих и обрабатывающих центров, научно-технических баз;
- агрогеографическим, т.е.положением относительно продовольсвенных баз и основных центров потребления с/х продукции;
- рыночным, т.е.положением относительно рынков сбыта продукции (как средств производства, так и предметов потребления). Оно является важнейшим фактором, влияющим на размещение производства;
- демографическим, т.е.положением относительно сгустков концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров (образовательный уровень);
- рекреационным положениями, т.е.положением относительно мест отдыха и туризма.
Районирование при этом идет как бы "сверху" - от всей территории материка, страны, которые делят на крупные регионы (районы) одного рода (природные, административные, экономические и др.). Каждую крупную территорию (макроуровень), в свою очередь, можно подразделить на районы мезоуровня и так до микроуровня.
Специализируясь на производстве одного или нескольких видов продукции и услуг, каждая территория обеспечивает ими другие территории (страны), получая взамен то, что ей недостает. Происходит обмен результатами труда. Такое разделение труда называют географическим или территориальным и выражается оно в хозяйственной специализации отдельных территорий. Специализация территории вместе с ЭГП складывается исторически, долго сохраняется, однако по мере развития хозяйства может и изменяться.