Актуальность проблемы качества на современном этапе




ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

Актуальность проблемы качества на современном этапе

История развития управления качеством продукции

Государственная политика Республики Беларусь в области безопасности и качества пищевой продукции

Актуальность проблемы качества на современном этапе

 

В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императиви самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной. Качество продукции практически стало критерием надежности партнера – основного условия успешного бизнеса. Обеспечение качества продукции поставлено в ряд важных экономических проблем для всех стран мира. С различными аспектами этой проблемы в той или иной степени связана работа нескольких сотен международных организаций.

Можно выделить целый ряд причин, определяющих необходимость обеспечения и повышения качества. В их числе:

1 непрерывное и существенное количественное возрастание потребностей (личных, общественных, производственных), их качественное развитие и видоизменение;

2 возрастание роли и темпов научно-технического прогресса в развитии науки, техники, производства, экономики;

3 усовершенствование и усложнение конструкций выпускаемых изделий, повышение значимости выполняемых ими функций;

4 увеличение объемов производства продукции и, как
следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

5 ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности;

6 усиление конкуренции на внутренних и мировых
рынках.

Для конкретного предприятия низкий уровень качества чреват рисками для жизни и здоровья покупателей, их безопасности, что может привести к потере доверия потребителей, снижению деловой репутации и авторитета организации, к сужению занимаемой доли рынка, претензиям, искам, судебной ответственности. Поэтому производители лю­бой продукции, а особенно пищевой, должны нести ответственность перед потребителями за качество вырабатываемой продукции, так как обе стороны заинтересованы в обеспечении его гарантий.

Полноценная по качеству продукция, вырабатываемая предприятиями пищевых отраслей, должна отвечать следующим требованиям:

1 соответствовать области применения и назначению;

2 строго отвечать потребностям и требованиям потребителей;

3 соответствовать требованиям нормативно-технических документов (технических регламентов, стандартов, технических условий);

4 при удовлетворении запросов отдельных потребителей не противоречить интересам общества в целом;

5 отвечать требованиям охраны окружающей среды;

6 быть экономически выгодной, приносить прибыль.

Несоответствие хотя бы одному из перечисленных требований не позволит судить о высоком качестве продукции в полной мере.

Значение обеспечения и повышения качества весьма велико как для предприятий отрасли, так и для потребителей, а также для экономики в целом.

Для производителей - предприятий пищевой промышленности значение повышения качества заключается в возможности достижения конкурентных преимуществ, что, в свою очередь, приведет к расширению рынков сбыта, увеличению объемов производства и реализации продукции, повышению эффективности производства, улучшению его результатов и показателей.

Для потребителей значение повышения качества пищевой продукции состоит в более полном удовлетворении потребностей, повышении уровня жизни, более высокой степени обеспечения безопасности.

Для экономики в целом повышение качества будет означать усиление позиций отечественных производителей продовольствия, как на внутреннем, так и на мировом рынках, расширение возможностей для выхода на зарубежные рынки, отличающиеся высокой платежеспособностью, развитие торгового и экономического сотрудничества, улучшение инвестиционного климата, что принесет дополнительные поступления средств в пищевые отрасли и экономику страны в целом, будет способствовать ее оздоровлению, укреплению и развитию.

В целях стимулирования и поощрения высоких результатов в области качества отечественным производителям пищевой продукции присуждаются различные премии, проводятся специализированные конкурсы, победители которых получают право нанесения на продукцию специального знака или символа качества, что может использоваться в качестве высокоэффективного рекламного средства при продвижении товаров, завоевании или укреплении позиций на рынке.

2 История развития управления качеством продукции

Историю развития управления качеством продукции можно проследить, начиная со времени правления государством Ивана Грозного, когда впервые были введены стандартные калибры для измерения пушечных ядер. В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволяло произво­дить их далеко от Свияжска - в Угличе.

Однако для данного периода характерны лишь стандартные решения. Начало более широкому внедрению стандартизации в производство с целью повышения качества продукции было положено Петром 1, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация.

В первом Собрании законов Российской империи эпохи Петра I присутствует ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемос­ти с целью повышения качества продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях. Особое внимание Петр I уделял стандартиза­ции оружейного снаряжения. Так, в указе № 2436 от 15 февраля 1712 года сказано: «А ружье драгунское, так и солдатское, также и пистолети, когда будет поведено, делать одним калибром».

В контексте рассматриваемого вопроса об отечественном опыте управления качеством несомненный интерес представляет указ Петра I о качестве от 11 января 1723 года. Из текста указа ясны требования государя не только к качеству продукции, но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним, а также меры наказа­ния за выпуск дефектной продукции.

Указ о качестве

января II дня 1723 года

Повелеваю хозяина тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государства продавать негодные пищали и фузеи.

Старшину Альдермана Фрояа Фукса бить кнутом и сослать в Азов - пусть не ставит клейма на плохие ружья.

Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и ночно блюсти исправность ружей.

Пусть дьяки и подьячие смотрят, как альдермалы клейма ставят, буде сомнение возьмет, самим проверить и осмотром, и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортится.

Буде заминка в войске приключаться при сражении по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутами нещадно по оголенному месту.

Хозяину - 25 кнутов и пени по червонцу за ружье. Старшину Альдермана - бить до бесчувствия. Старшего дьяка - отдать в унтер-офицеры. Дьяка - отдать в писари. Подьячего - лишить воскресной чарки сроком на один год. Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подьячным избы, дабы не хуже хозяйской были, буде хуже, пусть Демидов не обижается, повелеваю живота лишить.

Петр!

Стремясь к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией сырья (льна, древесины) и продукции.

Развитие промышленности и транспорта в России привело к расширению работ по стандартизации. В 1860 году был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 году приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железнодорожных дорог, а в 1898 году - единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1899 году был выпущен единый сортамент профилей прокатной стали.

Внедрение национальных стандартов и единых требований к качеству продукции в дореволюционной России затруднялось из-за большого числа иностранных концессий, владельцы которых применяли, как правило, свои стандарты. Такое положение привело, в частности, к распространению трех систем мер (аршинной, дюймовой, метрической), что затрудняло производство продукции и контроль за ее качеством.

Одним из первых после Октябрьской революции был принят Декрет «О введении международной метрической системы мер и весов» (14 сентября 1918 года), имевший важное значение для развития стандартизации.

В 1926 году был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В том же году приняты стандарты на новый сортамент стального проката, что позволило сократить число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую и дюймовую резьбу, допуски и посадки, что позволило наладить серийное и массовое производство стандартных общемашиностроительных деталей. Эти стандарты стали осно­вой для овладения методами передовых зарубежных фирм по контро­лю качества продукции на базе системы допусков и посадок. Одной из первых форм управления качеством продукции стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные, то есть соответствующие и несоответствующие стандарту.

К 1975 году в стране действовало уже более 20 тыс. стандартов, охватывающих важнейшие виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, более 15 тыс. отраслевых стандартов и свыше 100 тыс. технических условий.

Для планомерного повышения качества выпускаемой продукции были введены аттестация промышленной продукции по высшей, первой и второй категории качества и присвоение Государственного знака качества.

Следует отметить, что множество разработанных стандартов, аттестация промышленной продукции на категории качества не приводили к желаемому результату, так как все мероприятия проводились без системного подхода и лишь на одной стадии жизненного цикла изделия - стадии производства. Практика показывает, что только системный подход управления качеством позволяет добиваться положительных результатов.

В 1955 году на предприятиях Саратова были разработаны и внед­рены организационно-технические мероприятия по обеспечению бездефектного изготовления и сдачи изделий в отдел технического контроля с первого предъявления. Они образовали саратовскую систему управления качеством (систему БИЛ). Значимость этой системы заключалась в том, что через количественный критерий процент сдачи продукции с первого предъявления удавалось оценить качество работы. Ответственность за ка­чество была возложена на самих исполнителей. Для этого постоянно проводились аттестации рабочих и контролеров.

Однако саратовская система БИЛ при всех достоинствах имела ряд недостатков. Так, она распространялась только на рабочих цехов основного производства. Система работала по принципу «есть дефект - нет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции. В частности, она не позволяла контролировать и управлять уровнем (стадией) разработок и проектирования изделий, не охватывала такие важные стадии жизненного цикла изделия, как реализация и эксплуатация или потребление,

В 1957-1958 годах на предприятиях Горького (сегодня Нижний Новгород) появилась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия). Здесь был сделан упор на повыше­ние надежности изделий в эксплуатации за счет укрепления технической подготовки производства, на долю которой приходилось 60-85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и проводились их исследовательские испытания, выявлялись причины, вызывающие отказы изделия в эксплуатации, разрабатывались мероприятия по их устранению.

Характерным для данной системы управления качеством является то, что она выходит за рамки одной стадии изготовления продукции и охватывает многие виды работ на стадии исследования и про­ектирования, эксплуатации или потребления.

Внедрение КАНАРСПИ на ряде предприятий Горьковской области позволило сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2-3 раза; повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5-2 раза, увеличить их ресурс в 2 раза; снизить трудоем­кость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,3-2 раза.

В 1963-1964 годах на Ярославском моторном заводе была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса). Ее цель - увеличение надежности и долговечности выпускаемых двигателей. В этой системе был учтен опыт предшествующих разработок БИЛ и КАНАРСПИ. Однако был введен и новый важный элемент - управление связями между потребителями изделий и проектировщиками.

В основу системы НОРМ положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей и узлов, лимитирующих моторесурс. Основным показателем в системе является ресурс двигателя до первого капитального ремонта, вы­раженный в моточасах. Рост этого показателя в системе планируется. После достижения установленного моторесурса намечается его новое повышение. Для каждого последующего этапа увеличения моторесурса разрабатывается и проводится комплекс конструкторских и технологических мероприятий, а также опытно-исследовательских работ.

Внедрение системы НОРМ позволило увеличить ресурс ярославских двигателей до первого капитального ремонта с 4 тыс. до 10 тыс. часов, увеличить гарантийный срок работы двигателя на 70%, снизить потребность в запасных частях более чем на 20%. Достижение запланированного уровня качества стало возможным за счет комплексного подхода к управлению качеством продукции путем обоб­щения опыта предшествующих систем по всем стадиям жизненного цикла продукции.

В 1975 году на предприятиях Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП). Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим миро­вым аналогам и достижениям науки и техники. С 1978 года Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций управления качеством продукции. В этой связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества. Были созданы группы качества, разработаны про­граммы качества, в вузах введены в программы обучения дисциплины по стандартизации и сертификации.

В 1978 были разработаны и утверждены Госстандартом основ­ные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП).

При переходе к рыночным условиям исчезли директивные методы управления, появилась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: