Особенности экономического восстановления после Первой мировой войны




Г.

Занятие № 12

Тема занятия: Страны Запада в 1920-е гг.

Актуальность. Народам часто кажется, что с окончанием потрясений можно будет вернуться в прежнее прекрасное прошлое. Солдаты Первой мировой, мёрзнувшие в окопах и умиравшие от снарядов и газов, мечтали о мире как возвращении к «Прекрасной эпохе», как называли предвоенное время. Но, как говорили древние, в одну реку нельзя войти дважды. Послевоенный мир мало напоминал довоенный. Появились новые страны, техника, идеи, моды… Главное – исчезла стабильность. Для короткого периода 1924–1929 гг. у европейцев возникло впечатление, что мир действительно вернулся, что всё хорошо, что наступила эпоха всеобщей стабильности, процветания и благополучия. В США этот промежуток получил название Эпоха процветания, и даже в проигравшей войну и разоренной Германии 1920-е годы называли – Золотые двадцатые. При этом рост благосостояния ощутили в первую очередь средний класс и наиболее состоятельные слои населения, экономический разрыв между богатейшими и беднейшими членами общества продолжал быть значительным. В 1920-е гг. развитые страны демонстрировали рост экономики и уровня жизни, но он оказался неустойчивым и закончился жестоким кризисом. Изучение темы особенно актуально для понимания причин глубокого кризиса современного этапа развития капиталистического общества.

Цели:

обучающая: изучить экономическое и политическое развитие ведущих стран Запада: Великобритании, США, Франции, Германии в 20-х гг. XX века; охарактеризовать политическую и социальную обстановку в каждой из рассматриваемых стран;

развивающая: способствовать развитию умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; чётко и грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы;

воспитательная: воспитывать чувство уважения к историческому наследию нашего народа.

Актуализация знаний студентов:

– В составе какого военно-политического блока воевали Великобритания и Франция в годы Первой мировой войны?

– Какие из битв Первой мировой войны имели наиболее трагичные последствия для Франции?

– Когда США вступили в Первую мировую войну? Что послужило причиной этого?

– Какие страны не были допущены к участию в Версальской конференции? Каковы были ее результаты?

– В чем состояла противоречивость и непрочность сформировавшейся Версальско-Вашингтонской системы?

Изучение нового материала

План

1. Особенности экономического восстановления после Первой мировой войны.

2. США после окончания первой мировой войны.

3. Великобритания и Франция.

4. Германия.

 

Особенности экономического восстановления после Первой мировой войны

Период с 1918 по 1923 г. в истории получил название послевоенного кризиса.

 

 

В кризисном состоянии находилась не только экономика стран-участниц Первой мировой войны. Европу захлестнула волна революционных потрясений. Если в XIX в. население Европы с оптимизмом смотрело в будущее, то теперь в общественном сознании преобладало ощущение упадка и заката Европы, ожидание новой кровавой бойни.

Однако к концу 1923 г. западные страны смогли найти выход из социально-экономических и политических потрясений и преодолеть их последствия. С 1924 г. начался период стабилизации западного общества. Её основой стал экономический подъём.

 

Хозяйственный подъём охватил все западные страны. К 1929 г. объём производства в 1,5 раза превысил довоенный уровень. Особенно быстрыми темпами развивались так называемые «новые отрасли» промышленности, особенно автомобилестроение, электротехника, химическая промышленность.

Так, если общий объем промышленного производства увеличился на 48,5%, то добыча нефти возросла на 80%, производство электроэнергии на 90%, алюминия – в 3,5 раза, выпуск автомобилей – в 5,6, а производство искусственного шёлка – даже в 7,5 раз.

Можно назвать несколько причин экономического роста. Прекращение войны вызвало сокращение расходов на производство оружия, боеприпасов и другой военной продукции. Освободившиеся средства могли быть направлены на выпуск потребительских товаров. Процесс перевода экономики страны после окончания войны на производство гражданской продукции называют реконверсией.

Реконверсии способствовал так называемый «отложенный спрос» населения. Во время войны люди сократили потребление многих привычных продуктов. Но после её окончания жизнь постепенно возвращалась на привычные рельсы и потребительский спрос возрастал. Вы уже знаете из уроков обществознания, что рост спроса на продукцию является в условиях рынка важнейшим стимулом производства.

Свою роль сыграло и расширение свободы предпринимательства. Во время войны государство взяло под свой контроль многие отрасли промышленности, распределение продукции. После войны частная инициатива получила больший простор для действия.

Важным фактором развития производства стало его техническое переоснащение, перевод на новые передовые технологии. На предприятиях внедрялись электродвигатели, ручной труд заменялся механизированным. Более широко машины стали использоваться и в сельском хозяйстве: тракторы, комбайны, грузовики стали обычным явлениям не только в крупных, но и небольших фермерских хозяйствах. Электрификация коснулась и быта. В домашнем хозяйстве стали использоваться многочисленные электрические приборы: холодильники, пылесосы, стиральные машины, кофеварки, электробритвы.

Достижения химии позволили наладить производство лёгких пластмасс, удешевить производство алюминия, создать искусственный каучук и резко увеличить производство резины, так необходимой в машиностроении.

Развитие генетики дало возможность выводить более продуктивные породы скота и сорта сельскохозяйственных растений.

В промышленности с лёгкой руки Генри Форда стало широко внедряться конвейерное производство. Труд работников был сведён к простейшим операциям, которые надо было выполнять с максимальной скоростью. Американский журналист Эдгар Доктороу так писал о Форде: «Он изобрел и разработал идею разбивки рабочих операций на простейшие элементы так, чтобы любой олух мог их производить. Вместо того чтобы обучать каждого сотням всяких манипуляций, связанных с постройкой автомобиля, вместо того, чтобы таскаться туда-сюда за разными деталями, почему бы этому каждому не стоять на одном месте, делая одну и ту же операцию снова и снова, между тем как детали будут проплывать мимо него на движущихся ремнях. В этом варианте мы совершенно независимы от умственных способностей трудящегося. Человек, который всовывает винт, не накидывает на него гайку, так говорил изобретатель своим сотрудникам. Человек, который накидывает гайку, не закручивает ее». Форд увеличил зарплату своим работникам в 2 раза, а производительность труда на его предприятиях выросла в 5-6 раз. К концу 8-часовой смены у рабочего от напряжения дрожали руки и подгибались ноги, но на сборку каждого «Форд-Т» уходила не более 6 минут. Стоимость автомобиля снизилась до трёхсот долларов, а старый «Форд» можно было приобрести за сотню. Такую машину мог себе позволить даже фабричный рабочий. В результате в1929 г. на 120 млн. граждан США приходилось 23 млн. автомобилей.

Рост зарплат, сокращение рабочего дня, облегчение быта благодаря многочисленным домашним помощникам высвободило время для досуга. Большим спросом стали пользоваться массовые зрелища, быстро росло количество кинотеатров, стадионов, практически в каждый дом пришло радио, увеличивались тиражи газет. Бешеным успехом, особенно у молодёжи, пользовались танцевальные вечера и концерты джазовой музыки. «Ревущие двадцатые» – так называли этот период в Северной Америке и Западной Европе.

Имелась в виду резкая модернизация социальной и культурной жизни общества. Новый стиль жизни, новые направления в литературе и искусстве, новая мода.

 

В эту эпоху женщины стали носить брюки, а мужчины завивать волосы. Для молодых девушек короткие (а не до пола как раньше) юбки, стриженые волосы были не только модной тенденцией, но и социальной позицией. Она означала разрыв с традиционными ценностями, представлениями о роли женщины в обществе.

Резко изменилось отношение к спорту. Он перестал рассматриваться как забава для элиты. Спортивные достижения стали новой формой героизма. Высшие учебные заведения поощряли и поддерживали спортивные соревнования и достижения своих студентов. Некоторые виды спорта, ранее недоступные для среднего класса, такие как гольф, теперь пользовались массовой популярностью. Появились новые виды спорта, например, гонки на автомобилях.

Как мы уже говорили, экономический рост отмечался во всех западных странах. Но темпы этого роста отличались. Если промышленное производство в 1913 г. принять за 100%, то среднемировой показатель в 1929 г. составлял 147%. В США он достиг 172, в Италии – 185, во Франции – 143. Гораздо медленнее развивалась промышленность Германии – 117%, СССР – 115 и Англии – 101%. Рекордсменом по темпам роста стала Япония. Объём промышленного производства в 1929 г. составил 330 % в сравнении с 1913 г.

 

 

 

Вместе с тем имелись и признаки неблагополучия – трудности в аграрной сфере, приводившие к разорению крестьянских и фермерских хозяйств, и в международной торговле: многие страны с помощью таможенных барьеров старались защитить свой рынок от импорта. Произошёл разрыв между массовым производством товаров и низким платёжеспособным спросом основной массы населения. Производимые в прежде невиданных количествах изделия не находили достаточного числа покупателей и скапливались на складах. До поры до времени выручали интенсивная реклама, банковские кредиты, продажа в рассрочку.

Стабилизация в политической сфере выразилась в демократизации общественной жизни. После Первой мировой войны в ряде стран на смену монархиям пришли республики. До войны лишь 4 европейских государства были республиками – Франция, Швейцария, Португалия и Сан-Марино. После войны к ним добавилось ещё 9.

Возрастала роль парламента в определении направлений государственной политики. В политическую жизнь общества включались новые группы населения.

В странах Запада были проведены важные реформы: социальные, например, сокращение рабочего дня, улучшение пенсионного обеспечения, оказание помощи малоимущим, субсидирование строительства дешёвого жилья, и политические, например, введение всеобщего избирательного права. В США, Великобритании, Швеции, Дании, Австрии, Германии избирательного правадобились женщины. Эти реформы удалось провести во многом благодаря тому, что правящие круги были напуганы подъёмом революционного движения и особенно событиями в России.

Инициатива реформ, как правило, исходила от социал-демократов, которые превратились в мощную политическую силу. В ряде стран, таких как Англия, Германия, Франция и Швеция, социал-демократические партии пришли к власти. Под названием Рабочий социалистический интернационал была воссоздана международная организация социал-демократов. По мнению лидеров социал-демократов, целью рабочего движения в новых условиях стала ненасильственная борьба за реформы в рамках существующего строя. «Советский эксперимент» социал-демократы признавали интересным, но в целом осуждали за насилие и антидемократизм.

Левую оппозицию социал-демократам составляли коммунисты, объединённые в руководимый из Москвы Коммунистический интернационал (Коминтерн) (1919). Коммунисты и социал-демократы ожесточённо боролись за влияние на рабочее движение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: