Опросник Айзенка для диагностики типов темперамента.




Подростковый опросник Айзенка состоит из 60 вопросов с возможными ответами «да» или «нет». Рассчитан на опрашиваемых в возрасте от 12 до 17 лет. Направлен на выявление типа темперамента. Инструкция к опроснику: «Вам предлагается ответить на 60 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый ответ, который придет вам в голову» Ответы заносятся в бланк и затем обрабатываются по ключу по шкалам нейротизма, экстраверсии и лжи. Ответы, которые совпадают с указанными в ключе, оцениваются в 1 балл. Количество баллов подсчитывается. Можно построить график, отражающий баллы по шкалам нейротизма и экстраверсии. Интерпретация результатов: Шкала экстраверсии-интроверсии: больше 19 - яркий экстраверт, больше 15 – экстраверт,12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт. Шкала нейротизма: больше 19 - очень высокий уровень нейротизма, больше 14 - высокий уровень нейротизма, 9 - 13 - среднее значение, меньше 7 - низкий уровень нейротизма. Шкала лжи: больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение, меньше 4 - норма.

14. Определение свойств темперамента В.М. Русалова. Методика используется для диагностики аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Соотношение уровней выраженности перечисленных свойств указывает на тип темперамента обследуемого (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Состоит из 105 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Оценка уровня выраженности свойств темперамента производится в соответствии с ключом. Если ответ, выбранный испытуемым, совпадает с ключевым, то по данному свойству темперамента он получает 1 балл. Оцениваются показатели для энергичности, пластичности, темпа и эмоциональности. Все показатели имеют две шкалы- их проявления в работе и в общении с людьми. Интерпретация результатов: Считается, что свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито - 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до 8 баллов- считается средне развитым. Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента. Сангвиник – среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента. Холерик – высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности. Флегматик – низкие показатели по всем свойствам темперамента. Меланхолик – низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.

15. Методики диагностики акцентуаций характера. Можно использовать опросник Леонгарда- Шмишека. Цель- выявление акцентуации характера. Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые- «да» или «нет». Обработка результатов- поиск ответов, соответствующих ключу методики. После заполнения бланка подсчитывается число баллов отдельно по каждому из 10 типов акцентуаций.

Для показателей по ригидному, педантичному, демонстративному типам сумма баллов умножается на два. Для показателей по гипертимному, эмотивному, тревожному, циклотимному, возбудимому и дистимному- на три, по экзальтированному типу- на шесть. После подсчёта записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное число баллов равно 24. 18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу. 12-17 баллов – скрытая акцентуация. Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу.

16. Выявление индивидуально-типологических различий с помощью конструктивного рисунка из геометрических фигур. Предназначен для выявления индивидуально-типологических различий.Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти».Испытуемым предлагается три листа бумаги, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе 1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно на листе 2 — второй, на листе 3 —третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. Обработка данных производится следующим образом: в изображении человека подсчитывается количество треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы- количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу рисунка". Далее по формулам определяется типологическая характеристика, отражающая личностные качества испытуемого. Типов может быть всего семь, но разные формулы могут отражать их разные подтипы и иметь более детальное значение.

17. Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности подростка с помощью 16-факторного теста Кеттелла. Тест направлен на выявление индивидуально-психологических особенностей личности и состоит из 187 вопросов. Инструкция предлагает ответить на вопросы и как можно реже выбирать «неуверенные», неопределенные ответы. Обработка результатов производится по ключу, также проводится перевод сырых баллов в стены (стандартные баллы) в зависимости от пола и возраста испытуемого и расчёт вторичных факторов по специальным формулам. Первичных факторов 17: замкнутость- общительность, фактор интеллекта, эмоциональная стабильность- нестабильность, фактор подчинённости- доминантности, сдержанность- экспрессивность, высокая- низкая нормативность поведения, робость- смелость, жесткость- чувствительность, доверчивость- подозрительность, практичность- мечтательность, прямолинейность- дипломатичность, спокойствие- тревожность, консерватизм- радикализм, конформизм- нонконформизм, низкий- высокий самоконтроль, расслабленность- напряженность, адекватная- неадекватная самооценка. Вторичных факторов 4: это тревога, конформность, чувствительность, и экстраверсия- интроверсия.

18. Изучение особенностей Я-концепции. Методики диагностики самооценки и уровня притязаний. Можно использовать методику «Исследование самооценки и уровня притязаний» Дембо- Рубинштейна. Представлен бланк с семью шкалами, определяющими уровень здоровья, ума, способностей, авторитетность у сверстников, ум, красоту и уверенность. Сверху- самые высокие «показатели», снизу- самые низкие (полностью здоровый- больной) Инструкция: «Поставьте на каждой шкале черту там, где бы вы себя расположили на данный момент, момент, а кружок- там, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами. А затем отметьте крестиком на шкалах те уровни, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.» Интерпретация результатов: отмечается уровень притязаний - от нижней точки шкалы до знака «х»; высота самооценки — от кружка до черты и значение расхождений между уровнем притязаний и самооценкой. По самооценке количество баллов примерно от 50 до 75 соответствуют реалистичной или адекватной самооценке, а от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и может указывать на закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку. Уровень притязаний (х): реалистичен при количестве баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

Соотношение между параметрами самооценки. Расстояние между тем, где человек мечтал бы быть и то, на какой уровень он может подняться- это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. Ниже «крестика» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже уровня притязаний) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма. Высота «кружков», или желаемого уровня, должна стоять немного ниже верхнего полюса. Если уровень, на котором хотел бы быть человек, находится на самом верху, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

19. Методики изучения уровня субъективного контроля. В данных целях может использоваться «Уровень субъективного контроля» (УСК). С помощью опросника можно определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности- интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья. Инструкция стандартная- ответьте на вопросы, поставив напротив каждого вопроса плюс или минус (да- нет). Обработку заполненных ответов следует проводить ключам, суммируя совпадающие с ключом ответы. К опроснику УСК прилагается семь ключей по шкалам: 1. Шкала общей интернальности. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Низкий показатель соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как результат случая или действия других людей. 2. Шкала интернальности в области достижений. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченной цели в будущем. Низкий показатель по шкале Ид свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами - везением, счастливой судьбой или помощью других людей. 3. Шкала интернальности в области неудач. Высокий показатель по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность другим людям или считать свои неудачи результатами невезения. 4. Шкала интернальности в семейных отношениях. Высокий показатель означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий- указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной этих событий. 5. Шкала интернальности в области производственных отношений. Высокий уровень свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий- указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, коллегам по работе. 6. Шкала интернальности в области межличностных отношений. Высокий показатель говорит о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий- указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. 7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. Человек с низким показателем считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей.

20. Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач. Используется «Моторная проба Шварцландера». Методика предназначена для исследования уровня притязаний личности, но предоставляется в качестве моторной пробы. Инструкция: «Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в бланке 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадрате бланка 1, а по сигналу «Стоп» — прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в бланке 1 рядом с УД (уровень достижений). Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажите в бланке 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запишите в бланк 2 ваш уровень достижений. Затем данную процедуру опыта повторите для третьего и четвертого бланка»

Обработка результатов: анализируется целевое расхождение намеченного и реализуемого количества элементов в каждой пробе. Средняя величина целевого отклонения подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение намечаемого количества элементов, т.е. уровня притязаний (УП) и количества реализуемых элементов (УД) в разных пробах. Уровень притязаний оценивается по стандартам целевого отклонения: (5) и выше – нереалистично высокий уровень притязаний, (3) – (4,99) – высокий, (1) – (2,99) – нормальный, (-1,49) – (0,99) – низкий, (-1,50) и ниже – нереалистично низкий.

Интерпретация результатов: высокий реалистичный уровень притязаний человека может сочетаться у него с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов. Если у человека завышенный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний нередко испытывают трудности в реализации своих собственных жизненных планов. Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, не ищущих самоутверждения, нацеленных на успех, рассчитывающих меру своих сил и соизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого. Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированными на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой. Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся в следствие дефицита социально значимого успеха, может вызвать снижение мотивации, неуверенность, тревожность и глобальную боязнь трудностей.

21. Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему. Методика «Кто я» (тест 20-ти высказываний в модификации А.М. Прихожан) Инструкция: "В течение 12 минут необходимо ответить на вопрос «Кто Я?», использовав для этой цели 20 слов или словосочетаний."Обработка: подсчитывается общее количество ответов, причем несколько ответов, совпадающих по смыслу, засчитываются, как один (например, «Я красивая», «Я симпатичная», «У меня красивые волосы», «Я хорошо выгляжу»)

Интерпретация может быть проведена по следующим показателям: 1. Уровень самопрезентации: не более 8 ответов – низкий уровень самопрезентации (испытуемый не хочет презентовать себя даже самому себе); от 9 до 17 ответов – средний, умеренный уровень самопрезентации- испытуемый себя знает, думает о себе, имеет понятие о своей личности); от 18 баллов и более – высокой уровень самопрезентации (испытуемый склонен оценивать свою личность с разных сторон, может выделить в ней много различных аспектов). Повторяющиеся ответы («Я люблю рок-музыку», «Я часто вечерами слушаю записи рок-музыкантов», «Я могу сказать, что моё любимое занятие – слушать музыку» и т.п.) свидетельствуют о том, что в сознании испытуемого преобладает одна тема или какая- то важная для него характеристика. Также подсчитывается общее количество ролевых и формально- биографических характеристик («юноша», «девушка», «живу в Санкт-Петербурге», возраст, роли и т.п.). Если они преобладают, то, возможно, испытуемый не хочет демонстрировать свою индивидуальность, психологически закрыт, или же просто не знает, как себя выразить. Анализируется также то, к какому времени относятся ответы (к прошлому, настоящему, будущему, или они вообще вне времени). Если большинство ответов относится к прошлому, то, возможно, испытуемый считает, что его прошлое было лучше и значимее, нежели настоящее, или в его прошлом была какая- либо проблема или нерешенная до сих пор ситуация, которая мешает жить до сих пор. Если ответы в основном о том, что будет в будущем, возможно, диагностируемый склонен к тому, чтобы откладывать всё на потом, жить некими идеалами, надеяться и готовиться к каким- то хорошим событиям, немногое делая для их претворения в жизнь. Если большинство ответов вне времени (относятся к сегодняшнему дню так же, как ко вчерашнему и завтрашнему), то возможно, испытуемый не ощущает никаких перемен. Может быть, ему нравится ощущение стабильности и постоянства, а, возможно, он опасается нового, неизвестного, тем самым лишая себя шанса приобрести новые качества, взгляды, идеи. Если же в его ответах сочетается прошлое, настоящее и будущее (и настоящего больше), это свидетельствует о полноценности восприятия ощущения им времени в своей жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: