Глава 1. Формирование русской идеи




СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Формирование русской идеи………………………………………………4

Глава 2. Проблемы русской идеи……………………………………………………7

Глава 3. Русская идея в СМИ……………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………………………17


 

Введение

Для того чтобы понять проблемы, рассмотреть различные течения и группы, складывающиеся в России, начиная самого ее возрождения, надо раскрыть само понятие «русская идея». Что это такое? «Русская идея» – это путь движения страны, способ ее существования в настоящем и будущем, это и «далекая» цель ее развития[1].

Наша Россия собирает внутри себя множество народов, этносов. Россия является наилучшим примером для всех народов нашей страны. Сама русская идея, возникшая довольно давно, зависит от родовых черт национального характера – менталитета – специфики его исторического развития и религиозной веры.

Русская идея имеет своих основоположников, у нее есть своя история развития. Нужно отметить, что русская национальная идея сложилась в период возникновения российской нации и российской государственности.


 

Глава 1. Формирование русской идеи

Основоположником русской идеи стал Владимир Сергеевич Соловьев, который в 1888 году прочитал доклад «Русская идея» в Париже на французском языке. В России в вопросах философии этот доклад появился только после его смерти. По его размышлению, национальная идея должна быть замешана на религиозной основе, поскольку именно религия формулирует вечные истины. Ведь главная идея, с которой нация обращается к себе и всему миру, не объективация ее горделивого самомнения, не духовные и социально-исторические амбиции, всегда преходящие и изменчивые. По Соловьеву, русская идея должна опираться на истины «внешние» по отношению к нации, вечные, непреложные, вневременные[2].

Русская идея сформировалась еще в начале XVI в., в то время, когда вокруг Москвы объединились русские земли. В это же время игуменом псковского Елеазаровского монастыря Филофеем была выдвинута доктрина «Москва – Третий Рим». Филофей предложил идею о мировом предназначении русского государства. Московское государство представало в сочинениях Филофея как центр христианства, «ибо все христианские царства сошлись в твоем царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца», ставший началом и основанием русской национальной идеи[3].

В конце XIX и начале XX веков началось возрождение русской национальной идеи. Появились три основных направления, претендующие быть национальной идеей: славянофильство, западничество и евразийство. Рассмотри каждое из этих направлений.

Суть славянофильства заключается в постулировании самобытности России, ее духовного и социального уклада, что дает возможность говорить о ее особой роли во всемирной истории. Самобытность видится в тех сторонах русской действительности, которые менее всего поддались изменению за период с преобразований Петра I. Самобытность России дает повод, согласно славянофильству, сомневаться в целесообразности принятия западноевропейских стандартов политического и культурного развития, которые в XIX веке породили в Европе социальную напряженность и пессимизм, что может привести к насильственным, революционным потрясениям. Представители славянофильства выступали против социальной революции. Сторонниками славянофильства были Авраамий Палицын, Иван Посошков, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Федор Достоевский, Владимир Соловьев и др.

Славянофилы построили такую концепцию, в которой смешали свой идеал России с ее историческим прошлым. Славянофилы стали также первыми народниками, но народниками на религиозной почве. Славянофилы любили свободу и одинаково не видели ее в окружающей действительности.

Славянофилы стремились к органичности и целостности. Это составляло для них идеал жизни. Целостность и органичность России славянофилы противополагают раздвоенности и рассеченности Западной Европы.

Среди славянофилов были в основном богатые русские помещики, которые любили свободу, были связаны с бытом и в то же время ограничивались им. У них была своя утопия, которая для них была самой, что ни на есть исконно русской. Эта утопия делала возможной для них жизнь в отрицаемой ими империи Николая I. Сюда входили: идеальное православие, идеальное самодержавие, идеальная народность. У них было органическое понимание народной жизни, органическое понимание отношения между царем и народом. Так как все должно быть органическим, то не должно быть ничего формального, юридического, не нужны никакие правовые гарантии. Органические отношения противоположны договорным. Все должно быть основано на доверии, любви и свободе. Славянофилы в этом отношении типичные романтики, утверждают жизнь на началах, стоящих выше правовых. Но отрицание правовых начал опускает жизнь ниже правовых начал. Гарантий прав человеческой личности не нужно в отношениях любви, но отношения в человеческих обществах очень мало походят на отношения любви. В основании славянофильской социологии лежало православие и немецкий романтизм.

Среди западников самыми главными представителями были Александр Солженицын, Евгений Троицкий, Игорь Шафаревич и другие. Стратегия западников состояла в принятии петровской реформы. Зато они еще более отрицательно отнеслись к империи.

Русское западничество образовало два течения: более умеренное и либеральное. Второе интересовалось, в большинстве своем, философией и искусством.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: