Сл 1-2
Сл 3 - Консультация для родителей
«Факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду».
Сл 4 - Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.
Причины плохой адаптации могут быть разные:
во-первых, есть дети, которые нуждаются в особых условиях
во –вторых, причина может лежать в поведении воспитателя, не способного принять ребенка и помочь ему
в-третьих, трудности могут возникнуть из-за поведения родителей. Когда ребенок испытывает внутреннюю тревогу из-за разногласий и неблагополучной атмосферы в семье.
Как вы заметили, что степень адаптации ребенка зависит от многих факторов.
Сл 5- Сегодня мы поговорим с вами о 4 основных факторах, определяющих особенности адаптации ребенка к детскому саду».
Сл 6 - 1. Состояние здоровья детей
Состояние здоровья детей — это достаточно важный показатель.
Группы здоровья — это определенная шкала, которая оценивает здоровье и развитие ребенка с учетом всех возможных факторов риска, с прогнозом на будущее.
Группа здоровья у детей
К ней относятся дети, не имеющие отклонений по всем критериям оценки здоровья, с нормальным психическим и физическим развитием, которые редко болеют и в момент обследование совершенно здоровы. Также к этой группе относятся дети, которые имеют единичные врожденные дефекты развития, которые не требуют коррекции и не влияют на общее состояние здоровья ребенка.
Группа здоровья у детей
Эту группу составляют здоровые дети, но имеющие небольшой риск развития хронических заболеваний
Группа здоровья у детей
К этой группе относятся дети, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию с редким проявлением легкого обострения, которое не сказывается на общем самочувствие и поведении ребенка.
Группа здоровья у детей
Данная группа объединяет детей с хроническими заболеваниями и врожденной патологией, которые после стадии обострения приводят к длительным нарушениям самочувствия и общего состояния здоровья ребенка.
К этой группе относятся дети, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию с редким проявлением легкого обострения, которое не сказывается на общем самочувствие и поведении ребенка.
Группа здоровья у детей
Эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания или тяжелые пороки развития с существенно сниженными функциональными возможностями. Это дети, которые не ходят, имеют инвалидность, онкологические заболевания или другие тяжелые состояния.
Состояние здоровья детей
1-2 группа здоровья | 3 и более группа здоровья |
У здоровых детей адаптация проходит относительно легко. Острый период у них проходит примерно за 2-3 недели. | У данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют. После болезни снова начинается острый период привыкания к дошкольному учреждению. |
Сл 7 - 2. Возраст ребенка
Возрастные особенности, показатели, определяющие возможности детей. При адаптации следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, так как
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.
Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
От рождения до 9-10 месяцев | От 9-10 месяцев до 1,5 лет | От 1,5 до 3 лет | 3-4 |
В этом возрасте обычно не возникает ярко выраженных проявлений тяжелой адаптации. Это объясняется ограниченностью поведенческих стереотипов, незрелостью ВНД. Не сформирована привязанность к близкому взрослому. Ребенок адаптируется легко, но в дальнейшем не формируются эмоциональные связи с родителями, Ребенок не проявляет такие качества как сострадание, соучастие, более равнодушен. | От 9-10 месяцев до 1,5 лет возникает привязанность к близкому взрослому, особенно к матери, это отрицательно влияет на приспособительные возможности организма. Подвижность нервных процессов у детей в этом возрасте невелика, что усугубляет трудности в перестройке восприятия окружающего. Примерно после 7 месяцев у детей появляется страх при появлении незнакомых взрослых. Самый неблагоприятный период, для адаптации. | На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих взрослых. В полтора года более характерным будет не страх, а настороженное ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем – смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве - обычно до двух – двух с половиной лет. Оптимальный вариант приема детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек. | Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3 - 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых. У мальчиков более благоприятный для адаптации к детскому саду возраст составляет 2,5 - 3,5 года. Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют привязанность к ней. |
Сл 8 –
По уровню развития потребности в общении детей можно разделить на 3 группы.
Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.
Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.