Лекция 11. Нейрофизиологические основы психической деятельности.
Соотношение психофизической и психофизиологической проблем. Постановка психофизической проблемы Р.Декартом и ее решение как взаимодействие двух независимых субстанций. Решение психофизиологической проблемы с позиций параллелизма. Варианты параллелизма: материалистический и идеалистический. Материалистический вариант психофизиологического параллелизма (Т. Гоббс). Идеалистический вариант психофизического параллелизма (Г.Лейбниц). Решение психофизической проблемы на основе единства психического и физического в философии Б.Спинозы Решение психофизической и психофизиологической проблем И. М. Сеченовым Физиологические основы психической деятельности человека. Строение нервной системы. Локализационизм, антилокализационизм и концепция А. Р. Лурия.
Методические рекомендации к изучению темы.
Алкмеон Кротонский в IV в. до н. э. сформулировал идею о связи психических явлений с работой мозга. Эту идею поддерживали многие античные ученые, например Гиппократ. Идея взаимосвязи мозга и психики развивалась на протяжении всей истории накопления психологических знаний, в результатечего появлялись все новые и новые ее варианты.
В начале XX в. из двух разных областей знаний — психологии и физиологии — сформировались две науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология, в свою очередь, исследует анатомо-физиологические основы психики.
Более подробно проблемы психофизиологии и основы физиологии высшей нервной деятельности изучаются в рамках курсов психофизиологии и нормальной физиологии. Данная лекция призвана сформировать общее представление по изучаемому вопросу, в детали вдаваться не нужно. Не стремитесь все запомнить, необходимо понять материал. Пристальное внимание следует уделить вопросу «Психофизическая (психофизиологическая) проблема». При необходимости, используйте работу Ю. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию» (курс лекций). В этой работе предложено простое и занимательное изложение этого вопроса.
Внимательно прочтите материал лекции, рассмотрите презентацию, прочтите термины глоссария, ответьте на вопросы самопроверки.
Соотношение психофизической и психофизиологической проблем.
Существуют три вида реальности, которые связаны меду собой:
ü Физическая реальность (окружающий человека мир)
ü Физиологическая реальность (тело человека)
ü Психическая реальность (психика)
Формулировка психофизиологической проблемы: это философский и методологический вопрос о соотношении психических процессов с физиологическими процессами. |
Психофизическая проблема - проблема места психических явлений во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Первоначально термины «психофизическая» и «психофизиологическая» выступали как синонимы. Переход от психофизической проблемы к психофизиологической проблеме произошел в XVIII веке. Рассмотрение зависимостей психики от всеобщих сил и законов природы было заменено на рассмотрение зависимости психики от процессов, происходящих в нервном субстрате». Сложная и неоднозначная обусловленность психического функционирования различными сферами действительности оказалась сведенной (редуцированной) к одной - значимой, но все-таки одной взаимосвязи - психического с физиологическим. Психофизиологическая проблема – проблема соотношения психического с физиологическими процессами |
Постановка психофизической проблемы Р.Декартом и ее решение как взаимодействие двух независимых субстанций
Рене Декарт впервые сформулировал психофизиологическую проблему, как соотношения двух субстанций, не имеющих никаких общих свойств: мыслящей субстанции - души и протяженной субстанции - тела. Такая философская позиция получила название дуализм. Основным атрибутом души является мышление, а атрибутом тела – протяжение или распространенность. В содержании души Р.Декарт выделял три вида идей или понятий:
1) Порожденные человеком на основе его собственного опыта и с помощью индукции.
2) Приобретенные идеи - результат обучения, чтения книг и общения между людьми.
3) Врожденные идеи, изначально открывающиеся человеку. К главным врожденным идеям относятся идеи «Бога», «Я», «Числа».
Взаимодействие тела и души наиболее явно наблюдается при возникновении эмоциональных явлений (страстей). При возникновении страстей как страдательных состояний души огромную роль играют телесные процессы (мельчайшие частицы крови — «животные духи»), которые, пробегая мимо «шишковидной железы» (эпифиз), где проявляет свое действие душа, раскачивают ее и заставляют душу чувствовать страсти. Душа также заставляет двигаться эту железу и направляет животные духи туда, «куда ей нужно». При возникновении душевных состояний, подобных страстям, душа пассивна, а возникновение этих состояний объясняется порождающими их действиями тела. Активные действия души объясняются «свободной волей», которую нельзя принудить. Работа тела обеспечивается движениями «животных духов», которые перемещаются по «нервным трубочкам» в мышцы, отвечают своими движениями на воздействия из внешней среды.
Параллелизмпредполагает сосуществование двух реальностей - физической и психической как взаимно-однозначно соответствующих друг другу, при этом не пересекающихся: как только случается событие в одной реальности, так тут же случается событие в другой. |
Материалистический вариант психофизиологического параллелизма (Томас Гоббс). Субъективная реальность – зависима и производна от объективной реальности. Существует только телесная - материальная субстанция и она является мыслящей. Мышление - синоним любого психического процесса, но оно как «призрак» только сопровождает телесные процессы. За любым психическим явлением всегда лежит телесный процесс и его надо изучать, исследовать мысль можно только изучая мозговые процессы. Логическим следствием этого вывода были попытки ликвидировать психологию как науку, заменив ее физиологией.
Субъективная реальность может быть сравнима с тенью, отбрасываемой реальным предметом, всюду следующей за ним и являющейся иной реальностью, чем сам предмет, но зависимой от него, повторяющей его контуры, форму и какие-то еще свойства реального предмета. В силу того что субъективное (отождествляемое здесь с психическим) — с этой точки зрения — всего лишь «отблеск» объективного, строго научным может быть признано изучение лишь объективных, т.е. физиологических, процессов. |
Представители некоторых психологических школ XX в., разделяющие позиции материалистического психофизического параллелизма, не решались окончательно перейти на позиции физиологического редукционизма и ликвидировать психологию как самостоятельную науку. Представители Берлинской школы гештальтпсихологии считали, что процессам в феноменальном поле соответствуют (или изоморфны) процессы в мозге, которые также имеют «гештальтный» характер. Однако исследователи все-таки эмпирически изучали «параллельный» физиологическому феноменальный мир, считая его «реально действующим».
Идеалистический вариант психофизического параллелизма. Г.Лейбниц Универсум состоит из простых субстанций, или монад и из их сочетаний. Эти простые субстанции то, что у людей именуется духом, а в животных — душой. Тело монады производное от ее духовной (душевной) составляющей. Душа и тело — не одно и то же и действуют по своим законам: душа — по законам конечных причин (т.е., в соответствии с целью), тело же — по законам причин действующих, или движений, однако ни одно не влияет на другое, находясь друг с другом в гармонии. Тем не менее, в предустановленной гармонии универсума духовное главенствует над телом, а тело является производным от души.
Решение психофизической проблемы в духе параллелизма внутренне противоречиво: с одной стороны, психическое и физическое признаются двумя разными по своей природе реальностями, с другой — находящимися друг с другом в «одной упряжке», в некотором согласии. Однако - в материалистическом варианте психофизического параллелизма психическое есть «тень» физических процессов, в идеалистическом варианте — в определенном смысле наоборот. |