Постановка психофизической проблемы Р.Декартом и ее решение как взаимодействие двух независимых субстанций




Лекция 11. Нейрофизиологические основы психической деятельности.

Соотношение психофизической и психофизиологической проблем. Постановка психофизической проблемы Р.Декартом и ее решение как взаимодействие двух независимых субстанций. Решение психофизиологической проблемы с позиций параллелизма. Варианты параллелизма: материалистический и идеалистический. Материалистический вариант психофизиологического параллелизма (Т. Гоббс). Идеалистический вариант психофизического параллелизма (Г.Лейбниц). Решение психофизической проблемы на основе единства психического и физического в философии Б.Спинозы Решение психофизической и психофизиологической проблем И. М. Сеченовым Физиологические основы психической деятельности человека. Строение нервной системы. Локализационизм, антилокализационизм и концепция А. Р. Лурия.

Методические рекомендации к изучению темы.

Алкмеон Кротонский в IV в. до н. э. сформулировал идею о связи психических явлений с работой мозга. Эту идею поддерживали многие античные ученые, например Гиппократ. Идея взаимосвязи мозга и психики развивалась на протяжении всей истории на­копления психологических знаний, в результатечего появлялись все новые и но­вые ее варианты.

В начале XX в. из двух разных областей знаний — психологии и физиологии — сформировались две науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органиче­ские процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телес­ные реакции. Психофизиология, в свою очередь, исследует анатомо-физиологические основы психики.

Более подробно проблемы психофизиологии и основы физиологии высшей нервной деятельности изучаются в рамках курсов психофизиологии и нормальной физиологии. Данная лекция призвана сформировать общее представление по изучаемому вопросу, в детали вдаваться не нужно. Не стремитесь все запомнить, необходимо понять материал. Пристальное внимание следует уделить вопросу «Психофизическая (психофизиологическая) проблема». При необходимости, используйте работу Ю. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию» (курс лекций). В этой работе предложено простое и занимательное изложение этого вопроса.

Внимательно прочтите материал лекции, рассмотрите презентацию, прочтите термины глоссария, ответьте на вопросы самопроверки.

Соотношение психофизической и психофизиологической проблем.

Существуют три вида реальности, которые связаны меду собой:

ü Физическая реальность (окружающий человека мир)

ü Физиологическая реальность (тело человека)

ü Психическая реальность (психика)

 

 

Формулировка психофизиологической проблемы: это философский и методологический вопрос о соотношении психических процессов с физиологическими процессами.  
Психофизическая проблема - проблема места психических явлений во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Первоначально термины «психофизическая» и «психофизиологическая» выступали как синонимы. Переход от психофизической проблемы к психофизиологической проблеме произошел в XVIII веке. Рассмотрение зависимостей психики от всеобщих сил и законов природы было заменено на рассмотрение зависимости психики от процессов, происходящих в нервном субстрате». Сложная и неоднозначная обусловленность психического функционирования различными сферами действительности оказалась сведенной (редуцированной) к одной - значимой, но все-таки одной взаимосвязи - психического с физиологическим. Психофизиологическая проблема – проблема соотношения психического с физиологическими процессами  

 

 


Постановка психофизической проблемы Р.Декартом и ее решение как взаимодействие двух независимых субстанций

Рене Декарт впервые сформулировал психофизиологическую проблему, как соотношения двух субстанций, не имеющих никаких общих свойств: мыслящей субстанции - души и протяженной субстанции - тела. Такая философская позиция получила название дуализм. Основным атрибутом души является мышление, а атрибутом тела – протяжение или распространенность. В содержании души Р.Декарт выделял три вида идей или понятий:

1) Порожденные человеком на основе его собственного опыта и с помощью индукции.

2) Приобретенные идеи - результат обучения, чтения книг и общения между людьми.

3) Врожденные идеи, изначально открывающиеся человеку. К главным врожденным идеям относятся идеи «Бога», «Я», «Числа».

Взаимодействие тела и души наиболее явно наблюдается при возникновении эмоциональных явлений (страстей). При возникновении страстей как страдательных состояний души огромную роль играют телесные процессы (мельчайшие частицы крови — «животные духи»), которые, пробегая мимо «шишковидной железы» (эпифиз), где проявляет свое действие душа, раскачивают ее и заставляют душу чувствовать страсти. Душа также заставляет двигаться эту железу и направляет животные духи туда, «куда ей нужно». При возникновении душевных состояний, подобных страстям, душа пассивна, а возникновение этих состояний объясняется порождающими их действиями тела. Активные действия души объясняются «свободной волей», которую нельзя принудить. Работа тела обеспечивается движениями «животных духов», которые перемещаются по «нервным трубочкам» в мышцы, отвечают своими движениями на воздействия из внешней среды.

Параллелизмпредполагает сосуществование двух реальностей - физической и психической как взаимно-однозначно соответствующих друг другу, при этом не пересекающихся: как только случается событие в одной реальности, так тут же случается событие в другой.  
Решение психофизиологической проблемы с позиций параллелизма

Материалистический вариант психофизиологического параллелизма (Томас Гоббс). Субъективная реальность – зависима и производна от объективной реальности. Существует только телесная - материальная субстанция и она является мыслящей. Мышление - синоним любого психического процесса, но оно как «призрак» только сопровождает телесные процессы. За любым психическим явлением всегда лежит телесный процесс и его надо изучать, исследовать мысль можно только изучая мозговые процессы. Логическим следствием этого вывода были попытки ликвидировать психологию как науку, заменив ее физиологией.

Субъективная реальность может быть сравнима с тенью, отбрасываемой реальным предметом, всюду следующей за ним и являющейся иной реальностью, чем сам предмет, но зависимой от него, повторяющей его контуры, форму и какие-то еще свойства реального предмета. В силу того что субъективное (отождествляемое здесь с психическим) — с этой точки зрения — всего лишь «отблеск» объективного, строго научным может быть признано изучение лишь объективных, т.е. физиологических, процессов.

 


Представители некоторых психологических школ XX в., разделяющие позиции материалистического психофизического параллелизма, не решались окончательно перейти на позиции физиологического редукционизма и ликвидировать психологию как самостоятельную науку. Представители Берлинской школы гештальтпсихологии считали, что процессам в феноменальном поле соответствуют (или изоморфны) процессы в мозге, которые также имеют «гештальтный» характер. Однако исследователи все-таки эмпирически изучали «параллельный» физиологическому феноменальный мир, считая его «реально действующим».

Идеалистический вариант психофизического параллелизма. Г.Лейбниц Универсум состоит из простых субстанций, или монад и из их сочетаний. Эти простые субстанции то, что у людей именуется духом, а в животных — душой. Тело монады производное от ее духовной (душевной) составляющей. Душа и тело — не одно и то же и действуют по своим законам: душа — по законам конечных причин (т.е., в соответствии с целью), тело же — по законам причин действующих, или движений, однако ни одно не влияет на другое, находясь друг с другом в гармонии. Тем не менее, в предустановленной гармонии универсума духовное главенствует над телом, а тело является производным от души.

Решение психофизической проблемы в духе параллелизма внутренне противоречиво: с одной стороны, психическое и физическое признаются двумя разными по своей природе реальностями, с другой — находящимися друг с другом в «одной упряжке», в некотором согласии. Однако - в материалистическом варианте психофизического параллелизма психическое есть «тень» физических процессов, в идеалистическом варианте — в определенном смысле наоборот.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: