Первая стадия: планирование законотворчества
Планирование законотворчества представляет собой разработку и реализацию ежегодных планов подготовки законопроектов.
Разработкой названных планов занимается Национальный центр законодательства и правовых исследований (до 2008 года он назывался Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте). Планы подготовки законопроектов разрабатываются каждый год и, соответственно, конкретный план действует в течение календарного года. В плане фиксируются наименования законопроектов, которые предстоит подготовить в будущем году, субъекты ответственные за подготовку законопроектов и их внесения в Парламент, а также сроки осуществления названных мероприятий. По своему содержанию планы упорядочивают 2 стадии законодательного процесса:
Подготовку законопроекта
Законодательную инициативу.
Планы подготовки законопроектов разрабатываются на основе предложений субъектов права законодательной инициативы, любых других республиканских государственных органов, а также научных организаций, общественных объединений, граждан и собственных предложений Национального центра. Поступившие предложения анализируются Национальным центром на предмет обоснованности и могут быть отклонены (100 из 140 предложений отклоняются, большинство потому что есть уже действующие законы, регулирующие нужные отношения). Наиболее оптимальной является ситуация, когда в Парламент вносятся именно те законопроекты, которые предусмотрены планом, поскольку это обеспечивает реализацию принципов плановости законотворчества. Но законодательство допускает внесение в Парламент законопроектов и вне плана, если существует такая необходимость. На практике значительная часть законопроектов представляется в Парламент вне плана.
Сформированный план подготовки законопроектов вносится Национальным центром на рассмотрение Президенту. Глава государства утверждает план своим указом в связи с чем план становится обязательным для выполнения.
Вторая стадия: подготовка законопроекта
Это непосредственно составление текста проекта закона. Впринципе готовитьзаконопроектможет любой субъект. Но фактически основными разработчиками законопроектов в Беларуси являются:
1. Правительство, в частности подчиненные ему министерства и государственные комитеты. Как это ни парадоксально, в современных условиях разработка законопроектов выступает делом прежде всего органов исполнительной, а не законодательной власти.
2. Национальный центр законодательства и правовых исследований. Элементом стадии подготовки законопроекта является проведение экспертиз проектов закона.
Экспертиза – это проверка законопроекта на соответствие определенным требованиям.
Существуют два вида экспертиз:
a. Необязательные: лингвистическая, экологическая, гендерная. Такие экспертизы проводятся, если решение об этом принято Парламентом.
b. Обязательные. На сегодня в Беларуси две обязательные экспертизы законопроектов:
ü юридическая экспертиза. Этопроверка законопроекта на соответствиеправовым актам с большей юридической силой, на совместимость с действующими законами, на соответствие нормотворческой технике.
Нормотворческая техника – совокупность правилформулирования положений проекта нормативного правового акта, размещение данных положений в тексте проекта.
Юридическую экспертизу в отношении всех проектов законов проводит Национальный центр законодательства и правовых исследований.
Заключение по результатам юридической экспертизы не имеет обязательной силы. Это значит, что субъект права законодательнойинициативы может внести проект закона в Парламент и с отрицательным заключением.
ü криминологическая экспертиза. Это новый вид экспертизы законопроектов, введенный изданным в 2007году Указом Президента «О криминологической экспертизе проектов законов в Республике Беларусь». Криминологическаяэкспертиза представляет собой проверку законопроектов с цельюнедопущения в них норм, содействующих преступности. Криминологическая экспертиза в отношении всех проектов законов осуществляется научно-практическом центром проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной Прокуратуры. Директор – Хомич Владимир Михайлович.