Рост и развитие ребенка первого года жизни




Первые 2 часа жизни – начало воздействия вне родовых внешних факторов: гравитация, свет, звук, сигнализация от начавших работу легких, сердца, кровеносных сосудов.

Первая неделя жизни: первичная настройка жизненно важных функций в качественно новых, внеутробных условиях. Руки согнуты во всех суставах, пальцы сжаты в кулачок и приведены к туловищу. Ноги согнуты и слегка отведены в бедрах.

2-12 недель: критический послеродовой период. Относительно стабилизированы жизненно важные функции. Первичный период отражения внешней среды. Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, появляется первая улыбка. Лежа на животе поворачивает голову в сторону, появляется навык удерживать голову в вертикальном положении, постепенно разжимаются кулачки, кисть готовится к навыку схватывания. К концу первого месяца жизни появляется зрительное сосредоточение на предмете. Прослеживание движущегося предмета одними глазами без участия головы. Множественные беспорядочные движения конечностей.

· Второй месяц: снижается сгибательный тонус на положение туловища и конечностей, повышается тонус в разгибателях, нарастает объем активных движений. Чаще отводит руки в стороны, понимает их выше горизонтального уровня, открывает кулачок. Поворачивает голову в стороны, на животе удерживает голову по средней линии более продолжительное время. Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой. Улыбается в ответ на ласковое обращение с ним, прислушивается, гулит, удерживает погремушку 5-10 сек прежде чем уронит ее.

· Третий месяц: фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любых положениях. Наблюдается отчетливое слуховое сосредоточение. Нарастает объем движений в конечностях, особенно в плечевых суставах. В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на предплечье. Тянется к яркому предмету обеими руками одновременно.

· Четвертый месяц: хорошо держит голову, узнает мать, различает тон, с которым к нему обратились, поворачивается по направлению звука, громко смеется, тянется к игрушке, поворачивается набок со спины. При потягивании за руки – садится, с поддержкой сидит. Детям до 6 месяцев не рекомендуется сидеть самостоятельно, т.к. может деформироваться позвоночник и органы таза. Наблюдает за движением собственных рук, стучит и играет с погремушкой, активно тянется к игрушкам, висящим над грудью, старается взять игрушку, лежащую на груди или рядом с плечом

· Пятый и шестой месяцы: сидит при поддержке за руку, иногда самостоятельно. Поворачивается самостоятельно со спины на живот, опирается на разогнутые руки. Развиваются необходимые для координации движений торсии (скручивание туловища при поворачивании). Ребенок перемещает вес тела с одной руки на другую, произносит слоги. Отличает своих от чужих. Свободно берет игрушки из разных положений, пытается дотянуться до предмета, находящегося вне пределов досягаемости. Удерживает небольшой кубик между пальцами и ладонями.

· 7-8 месяцы: самостоятельно устойчиво сидит, встает на четвереньки, поворачивается с живота на спину. Делает попытку сесть самостоятельно из положения на животе. При поддержке встает на ноги, с опорой может стоять. Повторяет слоги: мама, баба. Играет в ладушки, машет «до свидания», боится чужих. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Ползает, с интересом играет с бумагой: машет, мнет, рвет. Держит один кубик и берет второй другой рукой. Держит оба кубика одновременно несколько секунд. Целенаправленно извлекает звуки из колокольчика, после демонстрации того как это делается

· 9-10 месяцы: стоит с поддержкой. Переступает, держась за опору. Делает попытки самостоятельно стоять. Движения относительно координированы, подражает движениям взрослых. Берет мелкие предметы двумя пальцами. Достает игрушки из ящика. Может схватить движущийся предмет, например, катящийся мимо мяч. Следит за падением бросаемых предметов, говорит отдельные слова. Понимает запреты, знает свое имя, название частей своего тела. Держит 2 кубика в руках подносит их друг к другу. Снимает салфетку, если видит, что под нее положили игрушку. Может играть 2мя предметами одновременно

· 11-12 месяцев: хорошо ползает, ходит поддерживаемый за руку или держась за мебель. Самостоятельная походка еще неустойчивая. Отталкиваясь одной рукой садится из позы «лежа на спине», свободно манипулирует предметами, играет в кубики, пирамидки. Тянет за веревочку, к которой привязаны игрушка, чтобы достать. Пытается рисовать, снимает крышку с коробки, если видел, что туда положили игрушку. Ставит 2-3 кубика один на другой после демонстрации того, как это делать.

 

Рефлексы новорожденных

Сосательный рефлекс – вызывается прикосновением к губам или полости рта, например, при вкладывании в рот соска или соски у ребенка появляется ритмичное сосательное движение. Сохраняется рефлекс в течении первого года жизни.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля) – прикосновением предметом в области угла рта или поглаживанием, не прикасаясь к губам, вызывается опускание угла рта и поворот головы в сторону прикосновения. Сохраняется до 3-4 месяцев.

Хоботковый рефлекс (рефлекс Бехтерева) – возникает при легком постукивании в области круговой мышцы рта – губы вытягиваются хоботком. В норме проявляется до 2-3 месяцев.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – при надавливании на ладонную поверхность кистей ближе к возвышению большого пальца открывается рот, голова пригибается к груди, плечи подтягиваются вверх, сгибаются предплечья. Рефлекс ярко выражен до 2х месяцев.

Защитный рефлекс – новорожденный ребенок, уложенный на живот, рефлекторно поворачивает голову в сторону, тем самым открывает дыхательные пути. Выражен до 1,5-2 месяцев

Рефлекс опоры – в момент приподнимания доношенного новорожденного с поддержкой за туловище, его нижние конечности сгибаются во всех суставах, а при последующем соприкосновении подошвенной поверхности стоп с опорной поверхностью, ножки ребенка сначала сгибаются, а затем выпрямляются и это сочетается с одновременным выпрямлением туловища. Рефлекс физиологичен до 2,5-3 месяцев

Рефлекс автоматической ходьбы (шаговый рефлекс) – поддерживая ребенка вертикально за туловище, слегка наклоняем ребенка вперед и покачивая из стороны в сторону поочередно вызываем выполнение им шаговых движений. Физиологичен до 3-4 месяцев.

Рефлекс ползанья (рефлекс Баоэра) – кладем ребенка на живот, сгибаем ножки и подставляем опору под ножки, ребенок должен отталкиваться. Физиологичен до 3-4 месяцев.

Хватательный рефлекс – проявляется при надавливании на центр ладони новорожденного – захватывает пальчики. До 3-4 месяцев. Нижний хватательный рефлекс – на стопе

Рефлекс Бабинского – пальцем проводим по внешней стороне стопы и пальчики у ребенка раскрываются. До 3-4 месяцев, иногда до 6

Рефлекс Галанта (околопозвоночный рефлекс) – проводим пальцем около позвоночника вдоль и ребенок изгибается в сторону раздражения. До 3 месяцев

Рефлекс Переса – слегка надавливая проводят пальцем по остистым отросткам в направлении от копчика до шеи, что вызывает громкий крик, общее мышечное напряжение, туловище выгибается, сгибаются верхние и нижние конечности, приподнимается голова. Физиологичен до 3-4 месяцев.

Рефлекс Моро – хлопнуть в ладоши/стукнуть рядом – руки откидываются назад, потов возвращаются назад. До 3-4 месяцев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: