Модель выпускника ДОУ
Ребенок готовый к систематическому обучению и школе должен обладать таким уровнем физического, интеллектуального и психологического развития, при котором требования обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.
Его физическое развитие складывается из:
¨ динамического процесса (увеличение длинны и массы тела, объема груди, развития отдельных частей тела, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек семилетнего возраста);
¨ полноценного развития органов восприятия (развитое зрительное восприятие, развитый фонематический слух, скоординированные движения рук). У дошкольника с нарушением зрения предполагается укрепление и сохранение органов зрения;
¨ сформированности двигательных умений, навыков, качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость), владение физическими упражнениями, приемами здоровье сберегающих технологий (закаливание, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, упражнениями на снятие напряжения – пальчиковая гимнастика, физ - минутки);
Характерная черта выпускника ДОУ – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Это находит проявление в игре, так как развитость игровой деятельности является показателем готовности к учебному процессу.
К семи годам ребенок активно участвует в совместных играх, организует их. Способен договориться со сверстниками, учитывая их интересы, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное отношение к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности способен обсудить возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую тему, делать элементарные логические выводы.
У ребенка к этому возрасту отмечается сформированность личностной готовности к школе, которая проявляется в развитии мотивационной сферы, в готовности принять новую социальную позицию школьника.
Интеллектуальная готовность предполагает хороший уровень психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность, высокую сенсомоторную координацию, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями, хорошо развитую память, овладение разговорной речью, сформированности определенного уровня произвольности – умение организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать указаниям взрослого, способность обладать знаниями, умениями и навыками необходимыми для обучения в школе, способности для обучения в школе, способности на их основе принимать собственные решения. Таким образом, выпускник ДОУ обладает хорошо развитыми физическими, психическими процессами, обладает следующими знаниями и умениями.
Описание прогнозируемой «модели» выпускника
Прогнозируемая модель выпускника составляется по следующим направлениям развития:
¨ Физическое
¨ Познавательно-речевое
¨ Социально-личностное
¨ Художественно-эстетическое
Физическое развитие:
¨ Сформировано полноценное психофизическое развитие, привита привычка к здоровому образу жизни
¨ Развиты функции всех органов и систем организма
¨ Сформирован опорно-двигательный аппарат (правильная осанка, своды стопы), развиты и укреплены различные группы мышц (лица, глаз, шеи, туловища, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, внутренних органов)
¨ Сформированы двигательные умения и навыки в основных видах движений: ходьбе, беге, прыжках, ползании, лазании, бросании, метании, ловле), в совершенстве усвоены упражнения спортивного характера (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде)
¨ Высоко развиты психофизические качества: выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, умение удерживать равновесие, координировать движения
¨ Сформированы культурно-гигиенические навыки, элементарные знания о пользе физических упражнений, основах здорового образа жизни, о собственном организме, что способствует формированию здоровой, физически крепкой, устойчивой к заболеваниям личности ребёнка
¨ У детей развиты творческие способности в использовании игровых и физических упражнений
¨ Сформирована потребность в систематических занятиях спортом
¨ Воспитаны нравственно-волевые черты личности: инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, настойчивость в достижении цели, смелость, решительность, уверенность в себе
¨ Развиты красота, гармония, выразительность движений
Социально-личностное развитие:
¨ У ребёнка сформирована коммуникативная готовность к общению со взрослыми и сверстниками, развиты внеситуативно - личностные формы общения
¨ Сформированы представления о взрослом - как об учителе, и о себе- как о будущем ученике
¨ Ребёнок владеет умением слушать и слышать взрослого, внимательно слушает всё, что говорит педагог, выполняет задание, доводит начатое дело до конца. По отношению к себе настроен самокритично, старательно исправляет ошибки, не обижается на замечания со стороны взрослых
¨ У ребёнка развит уровень общения со взрослыми и сверстниками, повышен интерес, к окружающему, развита любознательность, поставлена речь, сформировано умение вести беседу на различные темы. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся особенностей человеческих отношений и личности взрослого.
¨ В общении со сверстниками преобладает ситуативно-деловая и внеситуативно - деловая формы общения; у ребёнка развита потребность в общении, в сотрудничестве с ровесниками, которая рассматривается как направленность ребёнка на совместную деятельность, потребность в признании, как утверждение себя среди равных.
¨ У ребёнка сформирована внутренняя позиция готовности к школе, сформированы такие мотивы, как учебно-познавательный, социальный, позитивный, игровой мотив получения высокой отметки.
¨ У ребёнка высоко развиты нравственно - патриотические чувства, любовь к родине, уважение к историческому прошлому своей страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знаний и достижений в области науки и искусства.
¨ Проявляет интерес к истории и достопримечательностям родного города, государственной, городской символике, знает название улиц ближайшего окружения, имеет представление о функциональной значимости объектов социального значения (библиотеки, школы, театры, больницы, детские сады и т.д.), помогает взрослым в благоустройстве территории.
¨ Имеет представление о членах семьи, понимает значимость своей роли в ней.
¨ Сформированы чувства любви и уважения по отношению к старшим, заботливое отношение к младшим членам семьи.
¨ Высоко развито правовое сознание, хорошо владеет своими правами и обязанностями.
Познавательно-речевое развитие:
¨ У детей сформированы познавательные интересы, развиты умственные способности.
¨ Дети владеют знаниями о множестве. Числе, величине, форме предметов, ориентируются во времени и пространстве, повышен интерес к математическим знаниям.
¨ Сформированы самостоятельность и гибкость мышления, смекалка и сообразительность, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений
¨ Дети владеют способами вычислений, упражняясь в сравнении выражений, глубоко осознают смысл арифметических действий.
¨ Сформированы умения выделять существенное, обобщать и систематизировать накопленные знания, пользоваться ими в своей бытовой и игровой деятельности
¨ Владеют умениями кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи
¨ Сформировано развитие всех сторон устной речи, словаря, звукопроизношения, грамматического строя связной речи.
¨ Ребёнок владеет умением правильно произносить и правильно понимать обращённую к нему речь.
¨ Владеет словарным запасом в количестве 300-3500 слов
¨ Сформирована привычка говорить грамматически правильно, правильно произносить звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки.
¨ Сформировано умение понимать и пересказывать сложные сказки и рассказы, говорить не торопясь, громко, без напряжения, выразительно
¨ Развито чувство коммуникативной целесообразности высказывания и осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей
¨ Сформировано умение соотносить вербальные и невербальные средства общения
¨ Сформирована правильная устная речь на основе овладения детьми литературным языком своего народа
¨ Воспитана и привита любовь и бережное отношение к родному слову
¨ Сформированы элементарные экологические знания и представления: человек-часть природы, его жизнь на Земле во многом зависит от природы, а сохранность её во многом связана с деятельностью человека
¨ Сформировано бережное и ответственное отношение к миру природы, эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми существами
¨ Владеют умениями и навыками ухода за живыми объектами и растениями уголка природы
¨ Живо интересуется окружающей действительностью. Делает выводы, обобщения, анализирует свои поступки, поступки окружающих