Тема 1. Общие положения по ремонту автомобилей
План лекции
Понятие ремонта, система ремонта и виды ремонта автомобилей
Методы и способы ремонта автомобилей.
Общая технология капитального ремонта автомобиля
Содержание лекции
Понятие ремонта, система ремонта и виды ремонта автомобилей
Ремонт автомобиля – это совокупность организационных и технологических мероприятий по устранению отказов и неисправностей в агрегатах и системах автомобиля путём замены или восстановления повреждённых деталей с целью восстановления исправности автомобиля.
Система ремонта автомобилей - это ряд различных последовательно выполняемых видов ремонта автомобилей на соответствующей производственно-технической базе, специалистами соответствующей квалификации и в соответствии с установленной технологией с целью своевременного предупреждения и устранения различных неисправностей и восстановления исправности автомобиля.
В нашей стране принята планово-предупредительная система ТО и ремонта автомобилей, которая законодательно утверждена Положением о ТО и ремонте автомобилей.
Виды ремонта.
Существующие виды ремонта различаются по способу планирования и по степени восстановления ресурса.
Виды ремонта | ||
По способу планирования | По степени восстановления ресурса | |
- плановые (предупредительные) | - текущий ремонт | |
- неплановые (по потребности) | - средний ремонт | |
- капитальный ремонт |
Плановые ремонты (предупредительные) выполняются независимо от технического состояния узлов и агрегатов автомобиля систематически, после соответствующего пробега или через определенные отрезки времени с целью предупреждения отказов и обеспечения высокой надежности подвижного состава. Применяется для специальных автомобилей (пожарных, санитарных, перевозящих опасные грузы и работающих в экстремальных условиях).
Неплановые ремонты (по потребности) выполняются при возникновении неисправностей и отказов.
Текущий ремонт – это ряд операций по устранению неисправностей путём замены или восстановления некоторых повреждённых деталей (кроме базовых), замены отдельных узлов, агрегатов и приборов с целью обеспечения работоспособности автомобиля. Текущие ремонты выполняются на автотранспортных (АТП) или автообслуживающих предприятиях (СТО).
Капитальный ремонт – производится для замены или восстановления любых агрегатов автомобиля, включая базовые, достигших предельного состояния с целью полного восстановления исправного технического состояния и ресурса автомобиля. Капитальные ремонты выполняются на специализированных авторемонтных предприятиях.
В капитальный ремонт направляются автомобили, у которых предельно изношены рама, кузов, двигатель, коробка передач, ведущий и управляемый мосты. Агрегат направляется в капитальный ремонт если предельного состояния достигли его основные детали и узлы.
Средний ремонт - производится для замены двигателя, замены или восстановления изношенных и поврежденных деталей, узлов с целью полного восстановления исправности автомобиля и частичного восстановления его ресурса.
Средний ремонт выполняется как исключение для специальных автомобилей, а также автомобилей, работающих в тяжёлых условиях.
Средний ремонт выполняется на производственной базе АТП или на специальном ремонтном предприятии.
Методы и способы ремонта.
В зависимости от сохранении принадлежности снятых для ремонта агрегатов к определенному автомобилю ремонт может быть обезличенным и не обезличенным.
При обезличенном ремонте неисправные агрегаты заменяются новыми, или заранее отремонтированными. При этом принадлежность снятых деталей к определенному автомобилю не сохраняется, после их ремонта они могут быть установлены на другой автомобиль. Такой ремонт ещё называется агрегатным.
При агрегатном методе ремонта резко сокращаются простои автомобилей в ремонте, повышается техническая готовность парка, увеличивается срок службы агрегатов, так как их капитально ремонтируют только в случае действительной необходимости, а не в связи с ремонтом автомобиля в целом, отдаляется потребность в капитальном ремонте всего автомобиля.
При не обезличенном ремонте снятые с автомобиля для ремонта агрегаты и приборы восстанавливаются и затем снова устанавливаются на тот же автомобиль. Такой ремонт называется индивидуальным.
Индивидуальный метод ремонта применяют в автохозяйствах, имеющих автомобили разных марок и располагающих небольшими ремонтными мастерскими. При этом методе все ремонтные работы выполняет одна бригада на одном посту (тупиковый способ). Отдельные агрегаты, узлы и детали ремонтируют индивидуально и после ремонта и испытания ставят на тот же автомобиль, с которого они были сняты. Этот метод требует квалифицированных рабочих, умеющих выполнять разнообразные ремонтные работы, при этом удлиняется срок ремонта и увеличивается его стоимость.