Искусственные препятствия




К искусственным навигационным препятствиям относятся:

Запруда - гидротехническое сооружение, перегораживающее несудоходный рукав реки от берега до острова. Во время повышенных уровней воды запруда может уходить под воду и представлять опасность для маломерных судов.
Дамба - сооружение, расположенное параллельно берегу или под небольшим углом к нему. Дамба направляет поток воды вдоль судового хода и предохраняет берег от размывания.
Плотина - гидротехническое сооружение, перегораживающее реку по всей ее ширине. На судоходных реках для пропуска судов плотины оборудуются шлюзами.
Мост. Мосты ограничивают габариты судового хода, изменяют скорость и направление течения, что необходимо учитывать при проходе мостов на маломерных судах. Особую опасность для судовождения представляют скрытые под водой остатки разрушенных мостов.

Случайные опасности

К случайным опасностям относятся: затонувшие суда, лодки, грузы, утерянные якоря, камни-одинцы и т.п. Как правило, случайные опасности ограждаются навигационными знаками. Для маломерных судов, движущихся на больших скоростях, опасность представляют также бревна-топляки, дрейфующие куски торфа, грунта с растительностью и иные плавающие предметы.

Водохранилища и озёра
Основные термины Водохранилище - это водоем, созданный с помощью плотины для хранения воды и регулирования стока. Водохранилище создается путем перекрытия русла реки плотиной. Котловиной водохранилища может быть участок долины реки или озера. Размеры водохранилища зависят от рельефа долины, дальности распространения подпора и вида регулирования стока. Сток - количество воды, протекающее за определенный период времени (сутки, неделя.....год). Регулирование стока - это перераспределение во времени объема стока в целях предотвращения наводнений и обеспечения планомерного использования водных ресурсов. Регулирование стока имеет отношение и к обеспечению судоходства. Оно уменьшает весенний подъем уровня и повышает меженный уровень воды, увеличивая глубину в маловодные периоды навигации. К отрицательным сторонам образования водохранилищ следует отнести: сильные волнения; попуски воды вызывают колебания уровней с переформированием русла в нижнем бьефе; значительное влияние на окружающую среду и воспроизводство рыбных запасов. Для укрытия судов от сильного шторма на водохранилищах имеются искусственные или естественные порты-убежища, сведения о которых даются в специальной лоции. Рядом с плотиной создается аванпорт - участок берега с прилегающей акваторией, которые искусственно защищены от ветра и волнения. Аванпорт располагается, как правило, перед входом в шлюзы и используется для проведения грузовых операций, укрытия судов от шторма и ожидания шлюзования. Для водохранилищ и озер характерны следующие колебания уровней воды: Нагонно-сгонные колебания уровней. Во время ветра у наветренного берега уровень воды поднимается, однако из-за разных высот уровней противоположных берегов на глубине образуется обратное нагонному (поверхностному) течению - компенсационное течение. Нагон продолжается до тех пор, пока разность в уровнях не увеличит скорость компенсационного течения до скорости нагонного. На глубоких водоемах нагон воды меньше, чем на мелководных, т.к. при большой глубине сопротивление дна компенсационному течению значительно меньше, чем на мелководье. При плавании вблизи берегов водохранилища или озера во время ветра судоводителю следует учитывать влияние на глубину нагонов и сгонов воды. Сейши - это колебательные движения массы воды, возникающие при резких изменениях атмосферного давления, либо силы и направления ветра, а также при прохождении грозы. Указанные явления способны раскачать массу воды, которая стремится возвратиться в прежнее положение равновесия и приходит в колебательное движение. Периоды колебаний сейш составляют от нескольких минут до нескольких часов. Высота сейш измеряется от нескольких сантиметров до метра. Тягуны - это резонансные волновые колебания воды в портах, бухтах и гаванях (соединенных узким проходом с морем, озером), вызывающие циклические горизонтальные движения судов, стоящих у причалов. Внешними силами, образующими такие колебания воды, являются внутренние волны во время шторма в море, озере, на водохранилище, либо послештормовая зыбь или барические волны, возникающие при быстром и значительном изменении атмосферного давления. Тягуны воздействуют на суда неодинаково и сила их действия зависит от многих факторов: от местонахождения судна, его размеров, места крепления швартовов и т.д.. При этом бывает так, что из двух рядом стоящих у причала судов, одно из них будет испытывать очень сильные горизонтальные или вертикальные резонансные перемещения, а на другое тягун не будет воздействовать. Судоводителюследует знать особенности тягунов в данном порту, период колебания воды на акватории и особенности поведения своего судна при тягуне, чтобы не допустить его повреждений. Навигационные опасности на водохранилищах и озерах К навигационным опасностям на водохранилищах относятся: Береговая отмель - мель, начинающаяся непосредственно от береговой черты и образованная в результате отложения наносов при разрушении берегов. Затопленный лес. Ложа водохранилищ в ряде районов до затоплений были покрыты лесом. Несмотря на то, что деревья должны вырубаться, это как правило, вне судового хода не делается. Кроме того, при обвале берегов, поросших лесом, водохранилище засоряется древесиной и корнями. В связи с этим судоводители при плавании по водохранилищу должны учитывать возможность наличия этой опасности. Плавающий торф. В первые годы после образования водохранилища можно наблюдать на поверхности воды целые массивы всплывшего торфа. Они достигают площади в несколько гектар и толщины до нескольких метров. При плавании в недавно образованном водохранилище нужно быть предельно внимательным, чтобы не столкнуться с торфяным островом. Растительные заросли. Прибрежные районы часто зарастают камышом и тростником, что создает препятствие для плавания на маломерных судах. К навигационным опасностям на водохранилищах также следует отнести и некоторые навигационные препятствия, характерные для рек: остатки сооружений; косы и другие наносы в устьях впадающих рек; мели на поймах и извилистый судовой ход (если ход проходит по старому руслу); понижение уровня воды при сгонных ветрах; колебания уровня воды. Перечень опасностей на озерах мало чем отличается от опасностей, которые характерны для прибрежных морских районов. Основными опасностями на озерах являются: береговые отмели и косы; банки; мелководья; камни; заросли растительности возле берегов; затопленные суда и др. предметы.
 
 
 
 
Каналы и шлюзы
Основные термины Канал- это искусственный водовод с руслом в земляной выемке (насыпи), предназначенный для судоходства. По своему назначению каналы могут быть соединительные, обходные и подходные. Соединительные каналы предназначены для соединения водным путем либо рек разных бассейнов, либо рек, озер и морей. Как правило, такие каналы имеют шлюзы. Обходные каналы служат для обхода крупных озер, на которых плавание судов во время сильных штормов опасно, порожистых участков рек, а также центральных частей больших городов и т.п.. Подходные каналы обеспечивают подход судов к шлюзам, портам, промышленным предприятиям и населенным пунктам. По способу питания каналы делятся на самотечные и с искусственным питанием. Самотечные каналы заполняются и питаются водой непосредственно из реки и озера. Вода при этом поступает в канал самостоятельно (самотеком). Каналы с искусственным питанием обеспечиваются водой из источника при помощи насосов, путем накачки ее в водоразделительный бьеф, откуда вода в русло канала поступает самотеком. К основным гидротехническим сооружениям, необходимым для эксплуатации канала, относятся аварийные ворота, водосбросы, водоспуски и шлюзы. Аварийные ворота служат для выключения отдельных участков канала в случае аварии или для ремонта. Аварийные водосбросы предназначены для сброса воды из канала в случае его переполнения. Водоспуски предусмотрены для опорожнения (осушения) канала через специальные трубы, закладываемые в дамбы ниже уровня воды. Шлюз - это гидротехническое сооружение для перемещения судов с одного уровня воды на другой (рис. 146). Акватория выше шлюза называется верхним бьефом, ниже шлюза - нижним бьефом. Разность уровней воды этих бьефов называется подпорным уровнем воды. Принципиальная схема для шлюзов (рис. 145) практически одинакова с небольшими отличиями. Рис. 145. Схема шлюза. Рис. 146. Шлюз. Наполнение и опорожнение камеры водой происходит самотеком при помощи специальных водопроводных устройств (каналов). Во время наполнения (опорожнения) камеры ворота шлюза закрыты. При открытии ворот они заподлицо входят в специальные ниши - шкафы. Порог, к которому примыкают ворота, называется королем. Глубина в шлюзе отсчитывается от короля. Продольные стенки камеры шлюза устраиваются вертикальными или откосными. Причальные устройства в камерах могут быть неподвижными или подвижными. К неподвижным причальным устройствам относятся тумбы и рымы. За тумбу судно швартуется канатом, путем надевания на него огона. По мере наполнения камеры канат подбирают, а при опорожнении - потравливают. Неподвижные рымы предназначены для того, чтобы швартовные канаты без натяжения перекладывать с рыма на рым. Расстояние по вертикали между рымами не более 1,5 метра. При больших напорах воды на стенках устанавливаются подвижные устройства - плавучие рымы. Плавучий рым - это большой цилиндрический поплавок, который поднимается и опускается вместе с уровнем воды в специальной шахте. В верхней части поплавка имеется крюк, за который и швартуются суда. Шлюзы бывают однокамерные и многокамерные, в зависимости от величины подпорного уровня воды. Шлюзы имеются не только в каналах, но и на реках.

 

Морские устья рек
Основные термины Устьякрупных рек, впадающих в моря, находятся на стыке речных и морских путей. Как правило, в устьях строятся большие морские и речные порты. Морские устья рек подразделяются на четыре вида:
  1. Дельта реки - устьевой участок, в пределах которого река делится на водотоки. Дельты образуются в течение столетий путем заполнения наносами котловин морских заливов или затопления территории в результате геологических процессов. Обычно дельты низменны, болотисты и покрыты растительностью. Из-за малых глубин, узости и изменения фарватера судовождение в дельтах затруднено.
  2. Губа - это устье в виде морского залива, имеющего значительные длину, ширину и большие глубины, которые способствуют безопасному судоходству. Губы имеют очертания продолговатой формы, вода в них опресненная. На стыке реки и начала губы образуется дельтовидный участок.
  3. Устьевой лиман - часть устьевого взморья в виде залива, который отделен косой и является проточным водоемом.
  4. Эстуарий - часть устьевого взморья в виде глубоко вдающегося в сушу залива. Образуются эстуарии в результате отливов, которыми в море уносятся наносы. Обычно эстуарии имеют большие глубины, обеспечивающие плавание больших морских судов. Река выносит в море большое количество песчаных наносов, которые в спокойной воде оседают на морское дно. Во время волнений и штормовой погоды эти наносы перемещаются в обратном направлении и образуют в устье реки подводный песчаный вал - бар.
Устьевой бар - подводные отмели, образовавшиеся на устьевом взморье в результате осаждения наносов реки и моря. Эти отмели могут располагаться либо в месте впадания реки в море - речной устьевой бар, либо в месте стыка речного и морского течений - морской стыковой бар. Бар отгораживает устье от моря. Во время волнений и приливов гребень бара наращивается, и глубина над ним уменьшается. Река, проходящая через бар, разделяется на протоки, одни из которых развиваются, а другие отмирают. В результате бар делится на острова. Для морских прибрежных районов характерны следующие береговые образования: Морское побережье - полоса суши, примыкающая к морю. По причинам геологического характера, а также в результате воздействия волн, течений, льдов, ветра, осадков, колебаний температурного режима и других гидрометеорологических явлений, рельеф побережья постоянно меняется. Лагуна - акватория (небольшой и неглубокий залив), отделенная от моря сплошной наносной полосой (косой, баром, пересыпью) или сообщающаяся с ним узкой протокой - гирлом. Гирла - рукав или протока в дельте реки, впадающий в море. Бухта - небольшой залив, защищенный от волнений береговыми мысами, выступающими в море. Пересыпь - скопление наносов в устье лиманов, узких бухтах или лагунах. Пересыпь может полностью перекрывать вход в лагуну, бухту или лиман или иметь узкую протоку, соединяющую залив или лиман с морем. Стрелка - скопление наносов, вытянутое вдоль берега на большое расстояние (иногда на сотни километров). Коса - намываемая полоса суши из песка, гальки, мелкого ракушечника, выступающая в море. Лайда - низменный берег с большой песчаной прибрежной отмелью. Протяженность лайды иногда достигает десятков километров с шириной от 300 м до 2-3 км. Лайда обнажается только при самых низких уровнях воды. Шхеры - прибрежный район с большим количеством небольших островов, скал и камней. Основными навигационными опасностями в морских устьях рек являются: Бар - подводный песчаный вал (отмель). Мелководье - обширное неглубокое пространство. Мель - участок дна с глубиной 10 м и менее. Отмель - мель, примыкающая к берегу. Банка - отдельно лежащая мель. Риф - подводная или осыхающая отмель или банка с твердым грунтом. Рифом является и скала на мелководье, находящаяся чуть выше уровня моря. Скала образуется либо в результате разрушения скалистого берега, либо в результате отложения кораллового известняка. Камни. Могут быть подводными, надводными и выступающими во время низких уровней воды. На некоторых реках, впадающих в моря, наблюдаются приливы. Приливные волны распространяются по рекам вверх по течению. Судоводителям при плавании в морских устьях рек и у морских побережий необходимо знать и учитывать изменение уровней воды и своеобразие приливных течений на этих участках. Сведения о приливах публикуются в специальных навигационных пособиях, а расчеты производятся судоводителями по ежегодным таблицам приливов. Особое внимание во время плавания необходимо уделять действию приливных течений в узкостях, где эти течения достигают больших скоростей по сравнению с открытым морем. Сильные приливно-отливные течения при выходе из проливов создают водовороты, встречные течения и толчею воды с образованием пены. Это явление называется сулои. Сулои - крутые волны со взбросами и водовороты, возникающие, как правило, в узкостях с сильным приливным течением. Сулои образуется либо при взаимодействии двух встречных водных потоков (рис. 147, а), либо в результате выхода потока на мелководье (рис. 147, б). Сулои опасны для плавания. Попавшие в сулои суда, испытывают беспорядочную качку и рыскливость. Судоводителям маломерных судов следует избегать попадания в зону действия сильных сулои, т.к. это может привести к гибели катера или моторной лодки. Рис. 147. Схема образования сулои. Водовороты образуются в прибрежной полосе моря со сложным рельефом дна, извилистым очертанием берега и определенным сочетанием направлений приливных течений. Водовороты так же, как и сулои, представляют серьезную опасность для маломерных судов.
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: