ИКОНА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ШАМАРСКИХ: ОТ РИСУНКА ДО МЕТАЛЛОПЛАСТИКИ ЗА 20 ЛЕТ




Шестакова Леонида Александровна,

студент 3 курса КГА ПОУ «Дальневосточный судостроительный колледж»,

г. Большой Камень, Россия

E-mail: Sani19991999@mail.ru

(Доклад опубликован в сборнике материалов НПК:

Роль малых городов в территориях опережающего развития: мат-лы XIV Регион. (с международным участием) науч.-практич. конф., г. Большой Камень, 08–09 ноября 2019 г. / Дальневосточный федеральный университет, Филиал в г. Большой Камень; сост. и отв. ред.: Н.А. Воронцова, А.Д. Лагунова. – Владивосток: Из-во Дальневосточного фед. ун-та, 2020.).

ИКОНА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ШАМАРСКИХ: ОТ РИСУНКА ДО МЕТАЛЛОПЛАСТИКИ ЗА 20 ЛЕТ

Аннотация: На примере появления в малом городе и распространения в России и за рубежом почитания образа древлеправосланых святых, в работе обозначена проблематика: необходимость осознания значимости местной нематериальной культуры на уровне муниципальной власти и создания условий для ее собирания в условиях создания ТОР.

Ключевые слова: икона, Шамарские святые, Древлеправославие, Большой Камень, культурное наследие.

 

Культурное наследие человечества, нематериальная культура, народное творчество в конце ХХ – начале XXI вв. высоко оценены в большинстве стран мира и даже включены в объекты, охраняемые по линии Юнеско [4]. В РФ предметы культурного наследия России охраняются на государственном уровне, в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Естественно, что различные памятники и объекты, представляющие интерес для Гражданского общества располагаются на всей территории РФ, в том числе на ТОРах. Степень совместимости интересов агентов ТОР с требованиями Юнеско и Законодательства РФ по охране народной культуры и памятников в настоящее время не осознаны обществом. Этот вопрос требует проработки и решения на всех уровнях государственной власти, прежде всего, муниципальной, входящей в ТОРы.

Решая хозяйственные и социальные вопросы, муниципальные власти, зачастую, к вопросам культуры относятся по остаточному принципу. На это имеются объективные и субъективные причины. Вопросы сохранения и развития культурного наследия всегда являлись областью деятельности энтузиастов и общественных организаций.

В ГО Большой Камень существует неформальное объединение христиан Русской Православной Старообрядческой Церкви (далее – РПСЦ) «Древлеправославное братство во имя священномученика и исповедника Аввакума» (кратко – Приморское Аввакумовское братство, далее – Братство) [2], созданное в 1996 г., в том числе, моим отцом – иереем Александром Шестаковым [8]. К основным видам деятельности Братства относятся: катехизация, создание библиотек, издательская деятельность, организация паломничества, прославление святых и др. [7].

В 1998 г. члены Братства совершив паломничество на Урал, посетили место упокоения святых священномучеников Константина и Аркадия Шамарских, чудотворцев – селение близ ПГТ Шамары Шалинского ГО Свердловской области, почитаемых здесь многие десятилетия, но официально причисленных к лику святых Освященным Собором РПСЦ в 1997 г. [6].

На этот момент история жизни святых сохранялась в устных преданиях и разрозненных документах, образ (икона) не был создан. Вдохновленные паломничеством, приморчане собрали материалы и, вернувшись в Большой Камень создали и издали 1998 г. житие Шамарских святых, которое по сей день является единственной книгой о них, написанной в этом жанре [3]. По просьбе членов Братства и в знак благодарности настоятель шамарской церкви передал на вечное хранение часть мощей Шамарских святых. Принесение мощей в храм святого Сергия Радонежского (г. Большой Камень, с. Суходол) произошло в торжественной обстановке при большом скоплении людей 31 января 1999 г.

К этому торжеству, на основании книги (жития), в конце 1998 г. была создана прорись – схематичный графический рисунок (в настоящее время нет информации сохранилась эта прорись или нет). По этому рисунку, созданному большекаменским христианином, автором жития, в начале 1999 г. художником-любителем, супругой иерея Александра – матушкой Татьяной Шестаковой написана икона Константина и Аркадия Шамарских, которая и ныне находится в храме с. Суходол. Икона написана маслеными красками на доске размером 72х108, имеет 2 небольших деревянных ковчега со встроенными частицами мощей (Рис.1). Образы созданы в древней православной иконописной традиции, написаны графично, просто (в стиле, так называемого «сельского письма»). На ней изображены, на фоне условных гор стоящие рядом два молодых священноинока, посреди которых (у ног) находится колодец с целительной водой, в верхней части – изображение Исуса Христа с благословляющим жестом на обе стороны.

Рис. 1. Первая икона свв. Константина и Аркадия Шамарских

Эта икона данным святым оказалась первой в мире, но не единственной. Известны последующие попытки создания образа иконописцами Сибири, Москвы и Украины, но эти иконы остались в единичных экземплярах. Одна из таких икон (доска 28х37, ковчег, левкас, темпера), написанная изографом (иконописцем) иереем Вячеславом Измайловым (г. Чита) находится ныне в храме с. Суходол (в собственности местной религиозной организации «Древлеправославная община во имя Сретения Господня).

В начале 2000-х гг. Дальневосточную епархию РПСЦ посетил известный старообрядческий иконописец Геннадий Павлович Токарев (г. Калуга). Члены Аввакумовского Братства передали ему фотографию первой иконы и заказали 2 аналогичные иконы для личного (домашнего) пользования. В 2002 г. заказ был исполнен: были созданы 2 практически идентичных иконы в древнерусском стиле Андрея Рублева (Рис.2). Доска размером 30х37, шпонка, левкас, темпера (иконы размером 30х40 являются типичными, стандартными для православия, называются «аналойными» – кладущимися на аналой в центре храма). Иконописный сюжет был практически в точности повторен, но на более высоком художественном уровне. Незначительные несовпадающие детали являются допустимым и нормальным явлением в иконописи. Ныне один экз. временно находится в храме с. Суходол, другой – в частной собственности в с. Шувое Егорьевского района Московской области.

Рис. 2. Вторая икона свв. Константина и Аркадия Шамарских

Именно образ (тот, что находится в храме с. Суходол), исполненный Г. Токаревым по образцу, созданному матушкой Т. Шестаковой, получил широкую и даже международную известность. В 2004 г. оттиск (изображение) данного образа был размещен в настенном календаре, изданном Братством двухтысячным тиражом, распространённом по храмам РПСЦ во многих регионах РФ. В 2006 г. образ опубликован в официальном издании Московской митрополии РПСЦ – в церковном календаре-книжке – многотысячным изданием, разошедшемся практически по всему миру, где проживают христиане-старообрядцы.

В старообрядческой иконной культуре особое место и высокое почтение занимает иконная металлопластика – нательные и поклонные кресты, изображения Бога и особо почитаемых святых, исполненных в металле (в основном, в бронзе). Старообрядческой металлопластике посвящено много научных трудов и других публикаций, она хорошо изучена и считается особенностью именно древлеправославной культуры. Появление нового образа исполненного в металле является длительным, сложным и дорогостоящим процессом. Случается это очень редко и только с иконами тех святых, которые являются востребованными у большого числа верующих.

В 2018 г. икона Шамарским святым была создана и отлита в бронзе (место изготовления и количество экземпляров уточняется), появилась в продаже в церковных лавках РПСЦ. За основу взят образ, исполненный Г. Токаревым. Икона имеет внушительные для металлопластики размеры – 11х15, весит более 400 гр. Реализуется по цене 2400 р. и выше. 1 экземпляр приобретён членами Братства и в настоящее время находится в храме с. Суходол (Рис.3).

Рис. 3. Металлическая икона свв. Константина и Аркадия Шамарских

Это единственный более чем за 100 лет известный случай появления иконы новопрославленным святым в металле.

Такова 20-летняя история этого образа.

В настоящее время в храме с. Суходол находится воплощенная в иконах древлеправославная культура появления, почитания, распространения и увековечивания в металле одного из образов старообрядческих святых, которую можно просмотреть и изучить на всех ее этапах. Эта и иная старообрядческая культура действительно уникальна и привлекательна с научной точки зрения, что подтверждается интересом ученых к архиву Братства [5]. В частности, в октябре 2019 г. с историей образа Шамарских святых знакомился почетный академик Академии Общественных наук Китая, президент Всекитайского научного общества народной культуры, заместитель председателя Комиссии специалистов по охране нематериального культурного наследия профессор Лю Куйли и другие ученые, сопровождавшие его [1].

Сохранение и популяризация культурного и духовного наследия России является государственной задачей, к решению которой на Территориях опережающего развития Дальневосточного федерального округа еще предстоит преступить.

 

Список литературы

1. Визит академика из Китая [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-153330684_814 (дата обращения: 20.10.2019).

2. Елисеев, Е. Е. III. Приморское Аввакумовское братство (1996–2016 гг.) как пример дополнительного социального ресурса в развитии малых городов / Е.Е.III. Елисеев // Малые города как фактор развития производительных сил Дальнего Востока: мат-лы регион. (с международным участием) науч.-практич. конф., г. Большой Камень, 21–22 октября 2016 г. / Дальневосточный федеральный университет; [сост. и отв. ред.: О.Э. Зинченко, Н.Ю. Стоюшко]. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2016. – С. 62–67.

3. Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских. Большой Камень, 1998. – 24 с.

4. Конвенция об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 2.11.2019).

5. Косырева, Е. В. Архив старообрядческой общины Приморского края как часть национального достояния архивного фонда России / Е.В. Косырева, Н.В. Литвина // Малые города как стартовые площадки опережающего развития экономики региона: материалы регион. науч.-практич. конф., г. Большой Камень, 29-30 мая 2015 г. / Дальневосточный федеральный университет; [ред. кол.: В.А. Осипов, Н.Ю. Стоюшко]. − Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2015. – С. 318–321.

6. Освященный Собор 1997 года // Православный старообрядческий церковный календарь. М., 1998. – С. 108–109.

7. Устав (внутренний) Братства во имя святаго священномученика и исповедника Аввакума Русской Православной Старообрядческой Церкви // Братское слово. – 2004. – № 8. – С. 2-8.

8. Шестакова, Л.А. Роль иерея Александра Шестакова в истории старообрядчества Дальнего Востока / Л.А. Шестакова // Приоритетные направления развития экономики Дальнего Востока: мат-лы регион. (с международным участием) науч.-практич. конф., г. Большой Камень, 19–20 октября 2017 г. / Дальневосточный федеральный университет, Филиал в г. Большой Камень; [сост. и отв. редакторы: О.Э. Зинченко, Н.Ю. Стоюшко]. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2017. – С. 140–145.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: