Способы презентации результатов работы малых групп




1. Все группы по очереди представляют свои наработки, выслушивают во- просы и отвечают на них.

2. Решается проблема, которая возникает при первом способе презентации. Она заключается в том, что обучающиеся часто слушают только собственное выступление и не слушают других. Если каждая группа отвечала на несколько вопросов, то педагог предлагает каждой группе сначала дать ответ только на один вопрос. После того как все группы ответили на первый вопрос, переходят ко второму и т. д. Перед презентацией можно дать обучающимся задание, выпол- нение которого зависит от внимательного прослушивания всех презентаций.

3. Представляет собой модификацию второго способа. Каждому обучающе- муся предлагается выбрать ту часть материала из ответа группы, которую он хотел бы представить. Таким образом, результат работы малой группы пред- ставляет не один обучающийся, а вся малая группа.

После презентации работ всех малых групп можно провести дискуссию, которая поможет обучающимся критически проанализировать полученные ре- зультаты.

Способы контроля работы в группах и подведения итогов групповой работы

Контроль за работой малых групп осуществляется в процессе самой ра- боты и после ее завершения. В ходе работы педагог обращает внимание на то, все ли обучающиеся выполняют задание, соблюдают ли принятые нормы работы; необходимо ли вмешательство для предотвращения или разрешения конфликта.

Педагог может сам фиксировать вклад каждого обучающегося в общую работу группы или предложить сделать это самим обучающимся с помощью специальной анкеты.

При подведении итогов групповой работы важно учитывать не только по- лученные знания, но и эффективность работы каждого обучающегося в группе, обращая их внимание на то, чему они научились, а не на то, чему они должны научиться.

В ходе работы малой группы педагогу следует обращать внимание на не- которые аспекты педагогической ситуации, которые обычно становятся про- блемными.

• Уважение к правам и мнениям других людей. Каждому ли члену группы дается равная возможность высказать свое мнение?

• Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с за- ранее установившимися мнениями, которые не хотят изменять их, а стараются навязать свою точку зрения другим?

• Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадает с их собственной?

• Готовность слушать. Может быть, члены группы предпочитают говорить сами, а не прислушиваться к словам других? Указывают ли их ответы на стремление прояснить слова предыдущего выступавшего?

• Конфликт. Если члены группы, придерживаясь разных позиций, вступают в конфликт, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Ведут ли себя члены группы так, как если бы они соглашались с противоположной позицией? Выносят ли они вопросы, вызвавшие разногласия, на открытое обсуждение?

• Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли проясняющие и поддерживающие вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника (активное слуша- ние), соблюдают ли правила вежливости?

Д. Губаревич и И. Губаревич выделяют ряд трудностей работы педагога с малыми группами:

· шум в группе. На занятии, где идет работа в малых группах, тишины, как правило, не бывает: слышатся рабочий шум и разговоры обучающихся.

Педагогу следует спокойно реагировать на возникающий шум, возвращать обучающихся к выработанным нормам совместной деятельности, напоминать группам о необходимости разговаривать тише. Для этого не нужно останавли- вать работу всех малых групп, достаточно подойти к тем, кто создает слишком много шума, и объяснить им, что они мешают остальным;

· большие затраты времени – эту проблему можно рассматривать в двух плоскостях. Условно назовем их ценностная и методическая.

В работах С. л. Ренегар, Д. В. Джонсона, Р. Т. Джонсона, К. А. Смита выде- лены следующие элементы кооперативного обучения (ценностная плоскость) и предложены конкретные способы их реализации в образовательном процессе.

• Позитивная взаимозависимость. Задание должно быть построено таким образом, чтобы обучающиеся понимали, что они действуют в «одной связке» и что один не может достичь успеха, пока другие не сделают свою работу. При- мером может служить метод «Пять по пять».

• Индивидуальная подотчетность/личная ответственность. Деятельность каждого обучающегося получает оценку в группе, которая заботится, чтобы вклад всех участников был равным. Деятельность обучающихся оценивается посредством индивидуального тестирования каждого; объяснения каждым обучающимся одному из своих одногруппников, что он(она) выучил(а); наблюдения за каждой группой и документирования вклада каждого члена группы.

• Стимулирование обучающимися успеха друг друга. Обучающиеся должны встречаться «лицом к лицу» и вместе заниматься работой, помогая, стимулируя, одобряя друг друга.

• Навыки в межличностной сфере. Обучающиеся должны научиться со- циальным навыкам, навыкам лидерства, принятия решения, коммуникации, управления конфликтами точно так же, как и академическим навыкам. Просьба о сотрудничестве неподготовленных обучающихся не принесет результата.

• Анализ групповых процессов. Обучающиеся должны анализиро- вать то, насколько хорошо работают их группы и они в группах. Ее члены фокусируются на постоянном совершенствовании групповых процессов путем описания того, какие действия были более или менее полезны в обеспечении эффективных рабочих взаимоотношений, и того, все ли члены группы достигли своих учебных целей; принятии решений о том, какие модели поведения сле- дует далее развивать, а какие изменить.

Соответствующая организация этого процесса поможет развить у обучаю- щихся навыки и умения не только находить информацию, но и работать с ней: понимать, анализировать, критиковать, занимать по отношению к ней опреде- ленную позицию. Все это представляется более ценным, чем простое владе- ние обучающимися определенным объемом информации. Тогда и проблема со временем приобретает иной характер.

Методическая плоскость связана с трудностями первых этапов организации работы в малых группах. Педагоги отмечают некоторую хаотичность в деятель- ности обучающихся, необходимость искать выход из конфликтных ситуаций. Создается впечатление, что время потрачено напрасно и следует отказаться от такого метода обучения. Это действительно так, если период адаптации обу- чающихся к данному виду работы превышает два-три занятия, а педагог пред- полагает, что они самостоятельно должны научиться работе в группах.

При кажущейся простоте, обучение в малых группах требует определен- ного уровня развития социальной, коммуникативной компетенции, желания и умения сотрудничать при решении учебных задач. Если же этого нет, то необ- ходима организация специальной деятельности. Педагог может сознательно ставить задачу научить обучающихся работать в малых группах, затратив на это некоторое время и используя различные методические средства (объясне- ние обучающимся способа предстоящей работы, определение и поддержание норм совместной деятельности и т. д., различные упражнения). Это позволит впоследствии уделять больше внимание продвижению обучающихся в содер- жании изучаемого предмета и усложнять задачи на развитие умений и навыков внутри- и межгруппового взаимодействия.

 

Сложности организации внутри- и межгруппового взаимодействия

Для решения проблемы необходимо, прежде всего, создать соответ- ствующую психологическую атмосферу в группе, чтобы отсутствовало ощуще- ние конкуренции, соперничества и поощрялось сотрудничество, которое по- зволит обучающимся понять, что их собственный успех тесно связан с успехом их товарищей.

Использование элементов кооперативного обучения поможет, на наш взгляд, сделать характер работы малых групп принципиально иным, нежели в традиционном образовании.

Во-первых, данные элементы привносят определенные нормы взаи- модействия в малую группу, например поддержку, взаимопомощь, которые не трактуются как предоставление возможности «списать».

Во-вторых, они помогают обучающимся (при использовании педагогом определенных процедур) увидеть «свое» и «чужое» в общем результате рабо- ты малой группы.

В-третьих, предметом заботы обучающихся, как и педагога, становится не только получение знаний, но и способ организации движения к ним.

Существуют различные способы организации работы в малых группах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: