Зависимость настоящего спора от нормативных актов, принятых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Одной из мер поддержки граждан и организаций в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) стало внесение изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ «О банкротстве»).
ФЗ «О банкротстве» был дополнен статьёй 9.1, предоставляющей Правительству РФ право ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве, а также определяющей последствия введения такого моратория.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 введён мораторий на возбуждение дел о банкротстве в отношении отдельных должников.
Ответчик – ПАО «Аэрофлот» – попадает под действие указанного моратория сразу по нескольким основаниям.
1.1. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 мораторий на возбуждение дел о банкротстве вводится, в том числе, в отношении организаций, код основного вида деятельности которых в соответствии с ОКВЭД указан в списке отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утверждён Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
В упомянутый перечень, в числе прочего, входит деятельность пассажирского воздушного транспорта, группировка 51.1.
В соответствии с сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ПАО «Аэрофлот» является «Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию», код ОКВЭД - 51.10.1.
1.2. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 428, мораторий на возбуждение дел о банкротстве вводится, в том числе в отношении организаций, включённых в перечень системообразующих организаций.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 № 8952-РМ/Д18и, ПАО «Аэрофлот» входит в перечень системообразующих организаций.
1.3. В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 428, мораторий на возбуждение дел о банкротстве вводится, в том числе в отношении организаций, включённых в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ
В соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 (в редакции от 01.04.2020), ПАО «Аэрофлот» входит в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, являясь акционерным обществом, акции которого находится в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
1.4. В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 428, мораторий на возбуждение дел о банкротстве вводится, в том числе в отношении организаций, включённых в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р, ПАО «Аэрофлот» входит в упомянутый перечень.
Помимо непосредственно запрета на возбуждение дел о банкротстве в отношении должников, попадающих под действие моратория, пункт 3 статьи 9.1 ФЗ «О банкротстве» вводит и дополнительные ограничения.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 9.1 ФЗ «О банкротстве», на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацем десятым пункта 1 статьи 63 ФЗ «О банкротстве».
Это означает невозможность начисления на должника в период действия моратория процентов за пользование чужими денежными средствами, неустоек и иных, аналогичных мер ответственности.
Практические последствия введения моратория на возбуждение дела о банкротстве ПАО «Аэрофлот» для рассмотрения настоящего дела.
В случае, если бы в отношении ПАО «Аэрофлот» не действовал бы мораторий на возбуждение дел о банкротстве, в исковом заявлении было бы дополнительно заявлено требование о взыскании с Ответчика неустойки.
Вместе с тем, положения моратория на возбуждение дела о банкротстве не означает возможности взыскания с Ответчика имеющего принципиально иную правовую природу штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «ЗоЗПП»).
Неустойка, подлежащая начислению на ПАО «Аэрофлот» в случае отсутствия в отношении Ответчика моратория на возбуждения дела о банкротстве, на дату подачи искового заявления составила бы ** ***,** рублей.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 ЗоЗПП требование о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Учитывая, что требование о возврате заявлено Истцом 13.04.2020, указанный срок на добровольное исполнение требований заканчивался 23.04.2020.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 ЗоЗПП, за нарушение установленных сроков удовлетворения требований о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 ЗоЗПП.
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 ЗоЗПП исполнитель уплачивает потребителю за каждый день неустойку в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).
На дату подачи искового заявления, предусмотренный пунктом 1 статьи 31 ЗоЗПП срок был нарушен ПАО «Аэрофлот» на 14 дней.
Таким образом размер неустойки подлежал исчислению следующим образом: ** ***,** = (** ***,** * *,**) * 14 = ****,** * 14.
Введённый, в том числе в отношении ПАО «Аэрофлот», мораторий на возбуждение дела о банкротстве не позволяет предъявить такое требование.
Вместе с тем он не препятствует взысканию с ПАО «Аэрофлот» штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 ЗоЗПП.
По смыслу норм, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, такой штраф является не повременным платежом, не является аналогом платы за пользование чужими денежными средствами и не имеет компенсационной природы, а представляет собой установленное государством наказание для недобросовестного исполнителя. Такая санкция приближена по своей природе не к «штрафу», как мере гражданско-правовой ответственности, а к штрафу в понимании законодательства об административных правонарушениях или уголовного законодательства.