Культурно-исторический и деятельностный подходы к изучению психической деятельности.




Нижебудут рассмотрены основные положения двух подходов к изучению психической деятельности — культурно-исторического, созданного Л. С. Выготским во второй половине 20-х гг. XX в., и деятельностного, одним из авторов которого был ученик Л.С.Выготского А.Н.Леонтьев (разработка этого подхода началась в 30-е гг. XX в.).

Основные положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Начиная с работы «Исторический смысл психологического кризиса», Л.С. Выготский приступил к анализу общих методологических проблем психологии, в результате чего, разработал учение о развитии пси­хических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры. Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека • 95 ского опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное раз­витие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социаль­ной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка. 4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека Рассматривая проблему происхождения и развития сознания человека, мы не можем не остановиться более подробно на одной из психологических концепций, которая определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека. Впоследствии ее стали называть культурно-исторической теорией про­исхождения психики человека. (В некоторых работах ее называют теорий обще­ственно-исторического происхождения высших психических функций человека.) Ее автор — известный российский ученый Л. С. Выготский. Данная концепция по­явилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеаль­ный».  

В концепции Л.С. Выготского можно выделить три составные части.

Первая часть - «Человек и природа». Ее содержание можно сформули­ровать в виде двух тезисов.

· Первый — тезис: при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на жи­вотное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением че­ловека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее.

· Второй тезис: Существует механизм изменения природы, и он заключается в создании орудий тру­да, в развитии материального производства.

Вторая часть - «Человек и его соб­ственная психика». Она содержит также два тезиса.

· Первый тезис: овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, ло­гическое мышление и др. Например, способность человека заста­вить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо пред­мет, организовать свою умственную деятельность.

· Второй тезис: человек овладел своим поведением с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаки- искусственные средства, с помощью которых пер­вобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психи­ческими процессами. Знаки были предметны, — «узелок на память» или зарубка на дереве выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, со­держательно связанных с трудовой операций. Чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что он должен сделать. Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических ору­дий.  

 

 


Третья часть концепции - «Генетические аспекты». Она отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?». Л.С. Вы­готский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т. д. Первые слова-приказы были уже словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую опера­цию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал «обращать» команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешне командной функции появилась организующая функция слова. Так человек научился управлять своим поведе­нием. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе куль­турного развития человека.

Сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс; по выражению Л. С. Выготского был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти от­ношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические. Этот процесс Л.С.Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит пре­вращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе, по мнению Л.С. Выготского, наблюдается принципиально тоже са­мое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает сам, словом воздействовать на взрослого. И, наконец, ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

По Л.С.Выготскому, необходимо выделять две линии психического развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловленными, прежде всего, биологическими, или природными факторами (органическим созреванием и функционированием мозга). В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые — высшие психические функции, которые характеризуются тремя основными свойствами: 1) социальностью (по происхождению), 2) опосредствованностью (по строению), 3) произвольностью (по характеру регуляции). Тем не менее, натуральное развитие продолжается, но «в снятом виде», т.е. внутри и под контролем культурного. Важнейшим принципом психологии, по Л.С.Выготскому, является принцип историзма, или принцип развития (невозможно понять «ставшие» психологические функции, не проследив детально историю их развития), а главным методом исследования высших психических функций — метод их формирования.

 

Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания — общественно выработанных способов передачи чело­веческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ре­бенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: