Явления неосознаваемой установки.




 

 

Установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направ­лении.

 

 


В отече­ственной психологии существовало целое направление, разрабатывающее пробле­му установки в очень широких масштабах. Данное направление было создано ос­нователем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), который многие годы разрабатывал его со своими учениками.

 

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950) - грузинский советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки. Образование получил в Лейпциге и Харькове. Основатель и профессор Тбилисского государственного университета, где создал кафедру психологии, директор Института психологии АН Грузии, академик АН Грузии. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. В советской психологии «установка» Узнадзе была легальной формой «бессознательного»  

 

Можно предположить, что скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, по­этому навык и установка — это одно и то же. Однако следует подчеркнуть, что понятия «навык» и «установка» абсолютно не тождественны. Если навык прояв­ляется во время осуществления действия, то готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Установка важна для человека, поскольку обеспечивает в случае внезап­ной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Такая готов­ность даже при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предполагаемого действия, что, конечно, очень часто являет­ся ошибкой. Такое явление получило название «ошибки установки».

Опыт по определению вкуса каши. Сладкая каша с одной стороны тарелки обиль­но посыпается солью. Детям дошкольного возраста дают ее пробовать, причем, первым шести-семи ис­пытуемым предлагают сладкую кашу, а последнему — соленую. Под воздействи­ем мнения первых испытуемых о том, что каша сладкая, последний уверен, что каша будет сладкой, и даже почувствовав во рту соль, все равно говорит, что каша сладкая. Это объясняется, с одной стороны, боязнью выглядеть не так, как все. А с другой - тем, что в процессе проведения эксперимента, пока испытуемый ждал своей очереди попробовать кашу, в его сознании сформировалась установка, что каша сладкая (поскольку все это говорят), и когда его спросят о том, какая каша, он должен будет ответить, что каша сладкая. Поэтому, даже попробовав соленую кашу, он, следуя групповой установке, все равно говорит, что каша сладкая. В этом примере мы сталкиваемся с явлением осознаваемой установки. Испытуемый, в определенной степени осознанно, дает неверный ответ.  

 

Эксперимент с шарами. Испытуемому предлагалось оценить объемы шаров. Шары разных объемов ему дава­ли одновременно — один шар в правую руку, другой — в левую, 15 раз подряд в левую руку испытуемому давали шар большего объема, а в правую меньшего. Затем в 16 раз ему предлагают оценить шары одинакового объема, но он не может этого заметить и по-прежнему утверждает, что объем у ша­ров различен. При этом разные испытуемые давали один из двух вариантов отве­тов: а) в левой руке шар меньше, а в правой больше; б) продолжали утверждать, что в левой руке шар больше. Здесь имеет место явление иллюзии уста­новки. В первом случае — это контрастная иллюзия установки, заключающаяся в том, что испытуемый ожидал, что рано или поздно в левую руку будет предло­жено взять шар меньшего объема. Поэтому, ощутив изменение объема шара, он, не задумываясь, начинал утверждать, что в левой руке оказался шар меньших раз­меров. Во втором случае мы сталкиваемся с ассимилятивной иллюзией установ­ки, которая заключается в том, что испытуемый после пятнадцати одинаковых эк­спериментов ожидает повторения опыта. В результате целой серии подобных экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотруд­ники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. Под­тверждением этого является один из вариантов эксперимента по оцениванию объемов шаров. Этот эксперимент проводился с использованием гипноза. Предва­рительно испытуемого вводили в гипнотическое состояние и в этом состоянии ему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб. Затем ему внуша­лось, что необходимо забыть все, что он делал. После выхода из гипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оце­нить объем шаров уже в состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверж­дая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем был одинаковым.  

 


Неосознаваемые установки действительно существуют и име­ют огромное значение для формирования осознаваемых действий.

 

Неосознаваемые сопровож­дения сознательных действий.

 

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.

Например:

· человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой.

· человек, орудую­щий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями.

· лицо человека, кото­рый смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее вы­ражение, при этом сам человек этого не замечает.

 

К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относятся непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека

 

 


Такие неосознаваемые процессы могут рассматривать­ся как дополнительные средства коммуникации между людьми. В некоторых слу­чаях такие средства не только придают речи эмоциональную окраску, но и заменяют саму речь.

В науке они могут быть использованы как объективные показа­тели различных психологических характеристик человека.

Современная техника позволяет учитывать объективные индикаторы, практически не контролируемые со стороны сознания. К таким индикаторам относятся пульс, частота дыхания, артериальное давление, электрическая активность мозга, микродвижения глаз, зрачковая реакция и др.

 

Вопрос для самопроверки

В. Мессинг был способен «читать мысли». Артист предлагал любому присутствующему в зале человеку спрятать куда-нибудь какой-либо предмет или задумать какое-либо действие, которое необходимо совершить артисту. После чего В. Мессинг брал человека за руку и предлагал мысленно приказывать ему дви­гаться в направлении спрятанного предмета или совершать задуманное действие. В большинстве случаев В. Мессинг безошибочно выполнял все задуманные зри­телем действия или находил спрятанный предмет, что всегда приводило публику в восторг. Как Вы можете это объяснить?

Ответ: его номер основывался на хорошо развитой способности улавливать различные идеомоторные акты, т. е. тончайшие мышечные напряже­ния и микродвижения, которые сопровождают усиленное представление какого-либо действия. Данную информацию артист получал при контакте своей руки с рукой «индуктора» — зрителя, который мысленно давал ему команды

 

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Исследования процессов, входящих в этот класс, прежде всего, связаны с именем Зигмунда Фрей­да.

З. Фрейда заинтересовал ряд фе­номенов, которые он наблюдал в экспериментах при применении гипноза. К ним относятся:

Ø неосознаваемость причин совершаемых действий.

Ø абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, данное ему гипнотизером, несмот­ря на то, что сам не знает, почему он это делает.

Ø стремление подыскать объяснение своему действию.

Ø возможность иногда путем длитель­ных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его дей­ствия.

Благодаря этим фактам и опираясь на ряд других, З. Фрейд создал свою теорию бессознательного.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или обла­сти: сознание, предсознательное и бессознательное.

 

 

К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком.

К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек рас­полагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они иницииру­ются при возникновении соответствующего стимула.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свой­ствами.

Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не со­знается, но оказывает существенное влияние на поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что ин­формация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в созна­ние. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечения­ми, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытес­няются из сознания и находятся в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они периодически прорыва­ются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознатель­ного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы и исследовал их следующими методами.

  Метод свободных ассоциаций Толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти законо­мерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заклю­чение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ас­социативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться сло­ва, связанные с его скрытыми переживаниями.
  Метод анализа сновидений Во время сна снижается уровень контроля созна­ния и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным проры­вом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.
  Метод анализа невротических симптомов Невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психиче­ского состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симпто­мов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы боль­ной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет из­лечен.
  Метод анализа ошибочных действий К ошибочным действиям относятся: забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления рассматриваются как следствие тяжелых или неприят­ных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки объясняются тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

 

Вопрос для самопроверки

Испытуе­мому предлагали перечень слов на каждое из которых испытуемый должен был ответить пер­вым пришедшим в голову словом. А. Р. Лурия внес изменение в данную методику, предложив испытуемому вместе с называнием ответного слова нажимать на очень чувствительный датчик — мембрану пневматического барабанчика. В результате словесный ответ сочетался, или сопрягался, с моторной ручной реакцией, что по­зволяло учитывать не только произнесенное слово, но и то, как оно было произ­несено. Какую информацию извлекал специалист из анализа полученных данных?

(Ответ: На различные по значимости для испытуемого слова, произно­симые исследователем в качестве стимула, фиксировалась разная моторная реак­ция при сохранении нейтральной внешней реакции. Можно было получить данные, которые получают при использовании современных детекторов лжи).

«Надсознательные» процессы

 

Одним из первых психологов, обративших внимание на надсознательные процессы, был У. Джеме. Собранные им факты он изложил в книге «Многообразие религиоз­ного опыта». Позднее на эту темы были опубликованы работы 3. Фрейда, Э. Линдемана и др. Наблюдаемые процессы У. Джемс называл бессознательными. Одна­ко позднее, после появления теории психоанализа, термин бессознательное приобрел слиш­ком специальный смысл, и стал применяться термин надсознательные. Эти процессы имеют качественное отличие от процессов, анализируемых в рамках теории Фрейда.

Термин «надсознательные процессы» использует в своих работах профессор Мос­ковского университета Ю. Б. Гиппенрейтер. По ее мнению, этот термин наиболее полно отражает смысл процессов, входящих в третий из рассматриваемых классов, поскольку процессы, входящие в этот класс, по своему содержанию и мас­штабам крупнее всего того, что может вместить сознание. Эти процессы лишь ча­стично представлены в сознании, тогда как основное действие разворачивается за его пределами.

 

 

Рисунок Соотношение сознания и неосознаваемых психических процессов

К категории надсознательных относятся процессы образования некоего интегрального про­дукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) рабо­ты. Например, при решении сложной проблемы. После долгого раздумья и перебора всевозможных вариантов вдруг, неожиданно, как-то само собой, появляется решение данной проблемы.

Таким образом, то, что вошло в сознание, является действительно инте­гральным продуктом, хотя непонятно, как пришло решение. Сам же процесс выработки решения остался неосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е. спосо­бом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля со­знания.

Каковы основные характеристики надсознательного процесса?

Во-первых, субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательпый процесс. В отличие от надсознательных процессов сознательные, или контроли­руемые субъектом, процессы характеризуются наличием четкой цели, к которой должны привести выполняемые нами действия.

Во-вторых, неизвестно, в какой момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они, как правило, завершаются внезапно. Сознательные действия, наоборот, предполагают контроль за приближением к конечной цели и знание момента, в ко­торый они должны быть прекращены.

Сознательные и надсознательные процессы постоянно соседствуют друг с дру­гом. Надсознательные процессы играют значимую роль в жизни людей. К рассматриваемому классу процессов следу­ет отнести процессы творческого мышления, процессы переживания значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и др.

На рисунке представлено соотношение рассматриваемых процессов и сознания. В центре находится сознание, остальные процес­сы располагаются вокруг. Внизу расположены неосознаваемые механизмы сознательных действий (I). По своей сути это «технические исполните­ли» сознательных актов. Большинство из них образовалось в результате передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

На уровне сознания помещены неосо­знаваемые побудители сознательных дейст­вий (II). Они имеют для человека та­кое же значение, как и сознательные побудите­ли, но в отличие от последних неосознаваемые побудители сознательных действий вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и периоди­чески прорываются в сознание в особой симво­лической форме.

Процессы «надсознания» (III) по праву занимают вершину иерархической пирамиды соотношения психических процессов. Они раз­вертываются в форме работы сознания, длитель­ной и напряженной. Результатом ее является не­кий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства.

Прежде всего, следует отметить, что неосознаваемое в различных формах про­является в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские фе­номены, интегральный результат надсознательных процессов. Сведения о неосо­знаваемых процессах можно получить при анализе динамики формирования на­выков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов.

Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на «сознательное» и «бес­сознательное». Сфера бессознательного имеет свою сложную и, вероятно, иерар­хическую структуру.

 

Творческое задание. Приведите пример надсознательных процессов, с которыми вы сталкивались в своей жизни. Ответ поместите на форуме.

Глоссарий

 

Автома­тические действия - действия, которые являются врожденными или сформированы в первый год жизни ребенка, они при любых обстоятельствах не могут быть осознанными.

Автоматизированные действия (или навыки) - дей­ствия, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совер­шенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Они сформированы путем повторения и характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля

Двигательный навык - автоматизированное воздействие на внешний объект, неоднократно осуществляющееся ранее, в целях его преобразования,

Перцептивный навык - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик знакомого неоднократно ранее воспринимаемого объекта

Интеллектуальный навык - автоматизированный прием, способ решения ранее встречавшейся задачи

Установка - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направ­лении.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: