1. Формировать у учащихся умение осмысливать собственное состояние, переживания, мысли.
2. Приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию, осознанному отношению к своей деятельности.
3. Проверить, насколько учащимися усвоено содержание материала.
I Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- «Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
- Эмоционально – художественная рефлексия.
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
- Эмоционально – музыкальная рефлексия.
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
- «Ступеньки»
Настроение изображено в виде ступеньки. Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока ученику предлагается поставить себя на ту ступеньку, какое у него настроение.
- «Смайлики»
Учитель: Ребята, вот и закончился наш урок. Посмотрим, понравилось ли вам наше путешествие в страну знаний. Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.
- «Яблоня».
Учитель: Посмотрите, на доске нарисована яблоня, перед вами яблоки двух цветов – красные и зелёные. Выберете и приклейте на дерево одно из двух яблок: зелёное – у меня хорошее настроение; красное – у меня грустное настроение.
II Рефлексия деятельности
- «Дерево успеха»
Учитель: Ребята! Сегодня мы посмотрим, как вы справились с домашним заданием с помощью «Дерева успеха» (на доске схематически нарисовано дерево). Если вы не допустили ни одной ошибки в упражнении, вы выходите и прикрепляете к дереву зелёный лист, жёлтый лист – если 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
2. «Светофор».
Ребята! Мы с вами изучили новую тему. У каждого из вас на парте лежат бумажные кружочки: красный, желтый или зеленый. Пожалуйста, поднимите один из трех кружочков. Красный – если вы не поняли, желтый – не совсем и зеленый – да, во всем разобрались.
Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
- «Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично; красные – не справился с заданием.
- «Дерево предсказаний»
Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)
- «Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
- «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
III Рефлексия содержания учебного материала
- «Рефлексивный экран»
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Фразеологизмы»
Оцените фразеологическим оборотом, как вы сегодня потрудились:
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова (к фразеологизмам могут быть предложены иллюстрации)