Уровни освоения комплекса цигун-даоинь




1 Уровень

Тело должно быть полностью расслабленно. Напряжение мышц при движении минимально. Движения максимально медленные и плавные нигде нет рывков и остановок. Стопы плотно прижимаются к земле 9 точками, описанными в первой книге.

Когда удалось достичь максимальной расслабленности и округлости движений, добавляется элемент, который является основой для выработки усилия цзинь. В айкидо его называют «пустой рукой». Для того, чтобы понять принцип, следует выполнить следующее – поднимите прямую руку перед грудью, можно обе. Рука должна быть полностью расслабленной, кончики пальцев смотрят вперед. Теперь представьте, что вы тянетесь пальцами руки к какому-то отдаленному предмету и пытаетесь к нему прикоснуться, но он слишком далеко от вас. Вы тянетесь, но это скорее ваша мысль, чем движение, ваше тело неподвижно, мышцы расслаблены. В руке должно ощущаться легкое напряжение, как будто вы действительно ее смещаете вперед. Если вытянуть обе руки, представить при этом движение и слегка перенести вес на носки, то вы начнете падать вперед. Следует запомнить это ощущение и перенести его в упражнения. Когда вы выполняете комплекс, следует подобным образом вытягивать руки, ноги и позвоночник. Последний вытягивается в двух противоположных направлениях – первое к макушке, второе к копчику.

Китайские мастера тщательно скрывали секрет «пустой руки». Давались рекомендации типа – представьте, как вы толкаете что-то тяжелое. Но это неправильно. Самым важным в цигун является расслабление. Если особенно на начальных этапах что-то представлять, то никогда по настоящему не расслабишься. Это намеренная ошибка. Если рассматривать тело как инструмент, то гораздо легче манипулировать своими ощущениями, чем своими мыслями. В человеке чувственное всегда сильнее. Цель занятий как раз и заключается в том, чтобы уравновесить разум и чувства. Это и есть то, что имел в виду Кусунами Масасигэ, когда писал в коане – «Пресеки свою двойственность…»

 

2 Уровень

На данном этапе добавляется работа стопами. Рассмотрим ее на примере 2 упражнения. На вдохе, когда руки поднимаются, вес тела переносится на носки. При этом корпус слега наклоняется вперед за счет голеностопных суставов. Остальные суставы тела не участвуют в переносе веса. Также следует отметить, что здесь больше работает наша мысль, чем тело. Но стопы при этом должны почувствовать этот перенос. Всегда должно присутствовать явное физическое ощущение тяжести в носках. Если при этом вынести руки перед грудью, то можно упасть. На выдохе вес тела переносится на пятки и в конце движения снова равномерно распределяется по всем 9 точкам стопы.

Метод «пустой руки» должен присутствовать во всех последующих упражнениях и комплексах.

 

 

3 Уровень

Переход от 1 типа дыхания шаолиньского цигун ко второму. Для этого необходимо повторить все последовательности первого и второго уровня, но с новым типом дыхания.

 

4 Уровень

Использование дыхания 5 врат.

 

5 Уровень

Включение телесного дыхания.

 

6 Уровень (заключительный)

Применение дыхания хэнн-хаах и совмещение его с дыханием 5 врат. (См раздел по технике цзинь)

 

7 Практика таолу

Работе с формой мы уделим особое внимание. Здесь мы попытаемся изучить те самые методы, которые позволят нам «изменять ткань реальности» и таким образом понять иллюзорность этого мира, осознать себя актером, постичь «игры разума».

Что касается самой формы, то можно использовать любую нам доступную. Важны наши «игры» с этой формой.

Технически наиболее простыми являются формы стиля Ян. В продаже есть кассеты с этими формами. Будем считать, что вы купили подобную кассету и изучили ее содержимое. А может вы посещали уроки тай-чи и изучили форму там. Это, скорее всего 24. На кассетах чаще всего встречаются следующие формы – 24, 37, 88 и 48. На мой взгляд, лучше всего подходят 48 и 37 формы. Там много круговых движений, в отличие от прямолинейной 24. Можно также использовать комплекс «Тринадцать базовых движений».

Самое важное то, что вы изучили форму на столько, что в состоянии выполнить ее самостоятельно без остановки. В ваших движениях пока ничего нет, кроме попугайского повторения. Это то, что китайцы называют «парчовым кулаком». Но не стоит отчаиваться - «Путь в тысячу ли начинается с первых шагов». Легко смеяться тому, кто ничего не делает. И китайцы зря смеются. Не надо было скрывать секреты. А если скрыли, то не стоило распространять стиль. Держали бы и его в тайне. Получается, люди годами занимаются, а на деле ничего не добиваются.

 

Методы работы с тао.

1 Наиболее важные элементы.

В единоборствах разделяют три уровня движений. Первый – движение конечностью или отдельной частью тела. При таком типе все части тела двигаются независимо друг от друга. Что касается ци, то она концентрируется только в ударной конечности. При этом используется мышечное напряжение. Ци, которая применяется в данном случае, будет «жесткой».

Второй – движение телом. В данном случае вы двигаетесь как единый монолит. Конечности двигаются только вместе с телом. Ци либо распределяется по всему телу, либо концентрируется в нижнем дань-тянь. Сила удара генерируется либо поясницей, либо исходит от стоп. Метод начала движения от поясницы называется «шаром тайцзи», генерация от стоп – «цзинь шелкового кокона». Ци в данном случае может быть и «мягкая» и «жесткая». Сила удара определяется не мышечной концентрацией, а четкой координацией движений. На втором типе работают все внутренние стили.

Третий - движение связано с дыханием, сознанием и чередованием мышечного напряжения и расслабления. По телу как бы прокатывается волна. Ее сила такова, что противник отлетает от вас при попытке нанести удар. Вы же вообще ничего не делаете, никаких движений. Ци в данном случае будет «мягкой».

 

1) Правило 6 внешних координаций. Кисть двигается одновременно со стопой, локоть с коленом, бедро с плечом. Речь идет об одноименных частях тела. Помимо этого, кисть никогда не выходит за носок стопы, локоть не выходит за линию плеч, за исключением некоторых движений. Локоть всегда прикрывает подмышечную область, даже тогда, когда мы высоко поднимаем руку над головой. Локоть не выходит за линию одноименного колена. Плечи и таз всегда параллельны земле. Движение всегда параллельно земле, нельзя двигаться как скачущий мяч, то есть нельзя произвольно то подниматься, то опускаться. Исключение составляют заведомо высокие или заведомо низкие позиции. Например «золотой фазан» (позиция на одной ноге – хэ бу), или «низкая позиция кнута» (падающий шаг или шаг слуги – пу бу).

Одноименное колено никогда не выходит за носок. Нога в колене не сгибается больше, чем на 90 градусов, за некоторым исключением. Голова всегда поворачивается вместе с туловищем. Для этого необходимо представить, что у вас нет шеи. При перемещении вес полностью переносится на опорную ногу. Перемещаемая нога идет только вместе с корпусом. Голову держим так, будто она подвешена за волосы. Позвоночник принимает правильное положение, описанное в первой книге. Ноги всегда плотно прижимаются к земле 9 точками стопы. Линия плеч и бедер всегда параллельна земле.

 

2) Правило 3 внутренних координаций. Сознание управляет дыханием, дыхание управляет движением. В начале следует добиться правильного положения тела во время выполнения комплекса. Сам комплекс построен таким образом, что все вышеперечисленные компоненты получаются сами собой. Необходимо сознательно проработать эти компоненты. Ни в коем случае нельзя выполнять сразу все элементы. Их следует вводить по одному. Когда вы можете выполнить 6 внешних координаций, следует включить дыхание в упражнение. Общее правило дыхания – к себе вдох, от себя выдох, вверх – вдох, вниз – выдох.

 

3) Правило «глазного духа» яншэнь.

Когда удалось соединить дыхание и движение, присоединяется сознание. Правило яншэнь: «Куда направлен взгляд – туда направлена ци, куда направлена ци – туда направлена сила ли». На первых этапах взгляд направлен на ударную конечность, на более поздних этапах, взгляд расфокусирован и никуда не направлен.

Для отработки всех вышеперечисленных компонентов рекомендуется выполнять форму ежедневно по 20 раз. Можно начинать с 5 раз за тренировку. За одну тренировку рекомендуется выполнить форму не меньше 10 раз. В этом случае, чтобы выполнить 20 форм, делается 2 тренировки за день. Если вы практикуете 88 или 108 формы, то их можно выполнять по 10 раз в день и 5 раз за одну тренировку.

В среднем для отработки всех изложенных компонентов уйдет от 3 до 6 месяцев.

 

4) Правило прямой конечности. Следует помнить, что конечности никогда полностью не разгибаются. Это очень важный момент, который поможет избежать травм.

При отработке всех вышеперечисленных компонентов используем 1 тип шаолиньского дыхания цигун. В тай-чи его называют дыханием позднего неба. При этом концентрируемся на нижнем дань-тянь.

 

2 Новые компоненты игры с формой.

 

1) Расслабление – сун.

Форма выполняется с максимальным расслаблением тела. Движение идет от пупка, конечности двигаются вместе с корпусом. Во время выполнения упражнения представляют пух на ветру. Ваши руки и ноги уподобляются ему. Нога ставится очень мягко. Одним из критериев легкости является возможность бесшумно выполнять форму на скрипящих половицах.

2) Медленность.

Форма выполняется максимально медленно. Если в норме на 24 или 48 формы уйдет от 3,5 до 7 минут, то здесь время доводится до 40-45 минут. 108 или 88 формы выполняются от 1 до 1,5 часов.

3) Круговое движение. Любые движения идут по дуге или кругу. При этом форма выполняется в утрированном виде. Все движения доводятся до абсурда.

4) Плавность, равномерность, непрерывность.

Необходимо добиться, чтобы движения были плавными и равномерными. А также как бы перетекали одно в другое. Посторонний наблюдатель не должен заметить прерывистости или остановки. Иногда это сравнивают с вытягиванием нити из шелкового кокона. Стоит остановиться, а затем снова продолжить движение, как нить порвется. Некоторые мастера говорят о том, что тай-чи родилось в семье ткачей.

 

 

5) Три силы.

Всегда есть три вектора силы. Два идут вдоль позвоночника и один вдоль ударной конечности. Нижний вектор это укоренение стоп, верхний – подвешивание макушки. Средний – направленная вдоль конечности сила цзинь.

6) Выполнение формы на большой скорости. Форма выполняется за 5-10 секунд. Речь идет о 24, 37 и 48 формах.

7) Зеркальное отражение. Все формы являются правосторонними. Следует отметить, что в большинстве форм чаще наносят удары правым кулаком и правой ногой. Зеркальная форма является левосторонней, то есть симметричной правосторонней. Зеркальная форма повторяет все вышеизложенные компоненты.

8) Три уровня выполнения формы.

Различают высокий, средний и низкий уровни. Высокие стойки позволяют увеличить скорость выполнения формы, а также уменьшить физическую нагрузку. При выполнении высокого варианта тао, следует уменьшить амплитуду движений. Однако здесь очень маленькая устойчивость. Низкий уровень дает сильную физическую нагрузку. При этом амплитуда движений максимальна. На этом уровне очень трудно расслабить мышцы тела. Этот уровень очень устойчив, но при этом страдает маневренность и скорость. Средний уровень оптимален для тренировки. С него рекомендуется начинать. В результате необходимо соединить все в единое целое. В этом случае не имеет значение высота стоек. Сила, устойчивость и маневренность будут одинаковы на всех трех уровнях.

 

9) Принципы сюй (пустое) чи (полное) и ган (мягкое) жоу (жесткое). На данном этапе применяют 2 и 3 типы дыхания цигун в шаолиньской традиции. Затем используют дыхание 5 врат и боевое дыхание хэнн-хаах. Рассмотрим эти принципы с использованием 2 типа дыхания. Ганн и жоу – на вдохе тело напрягается, а конечности расслабляются. При этом руки движутся к телу. На выдохе тело расслабляется, а конечности напрягаются. В первую очередь речь идет об ударной конечности. Сюй и чи немного сложнее для понимания. Рассмотрим их на примере правосторонней позиции гунбу. Передняя опорная правая нога будет полной. На нее переносится до 70% веса тела, то есть основная масса. Задняя нога будет пустой. Теперь руки. Правая рука должна быть пустой, а левая полной, то есть ударной. Основным в сюй и чи будет то, что если правая нога полная, то правая рука пустая, левая нога пустая, левая рука полная и так далее.

 

10) Принцип перемен.

Смысл этого принципа заключается в том, что каждая тренировка происходит в зависимости от настроя занимающегося и может быть использован любой из вышеперечисленных элементов или все сразу.

Показателем правильности занятий будет такое ваше состояние сознания, при котором вы вписываетесь в окружающее на столько, что незаметны для людей, животных и птиц.

 

8 Цзинь шелкового кокона и шар тайцзи – чаньсы-цзинь и тайцзи-цзинь.

Объяснить что такое цзинь очень сложно. Можно дать как бы общее представление. Цзинь – есть суммарный вектор приложения сил. Данный вектор получается в результате соединения скоординированных движений, дыхания и сознательного усилия с направлением ци в ударную часть тела. В качестве центра координации может быть использована любая часть тела. Базовым центром считается нижний дань-тянь и поясница. Вторым базовым центром являются центры стоп – точки юн-цюань. На более продвинутых этапах используется кисть, локоть, предплечье, пальцы рук и так далее.

В случае использования нижнего дань-тянь или поясницы говорят о «шаре тайцзи». Для получения представления о «шаре тайцзи», рассмотрим технику прямого удара по технике каратэ-до – цуки, а также прямой удар чанцюань по технике спортивного стиля ушу – «длинный кулак» (чаньцюань).

Для нанесения цуки принимаем позицию киба-дачи (аналог «железного всадника» - позиция ма бу).

Удар имеет несколько тренировочных уровней. Первый уровень – противовес. Допустим, удар наносится правым кулаком. Левая рука вытягивается пальцами вперед перед грудью. Правый кулак ребром упирается в правый бок. Локоть не выходит за линию плеча. Правая рука выдвигается на длину предплечья, локоть упирается в одноименный бок. Одновременно подтягивается левая рука. Ее локоть также упирается в одноименный бок. Левая ладонь на уровне правого кулака. Спинка кулака смотрит вниз. Когда левая ладонь уходит дальше назад, правый кулак выдвигается вперед и разворачивается. В то же время левая рука собирается в кулак и принимает положение правой руки до того, как она начала движение. Момент удара правым кулаком совпадает с выдвижением левого локтя назад. Получается противовес. На сколько резко нанесен удар кулаком, на столько же резко бьет локоть противоположной руки. Второй уровень – поворот корпуса по оси позвоночника. Во время удара (речь идет об ударе правым кулаком) корпус разворачивается влево примерно на 45 градусов. В результате выдвигается правое плечо и корпус. Бедра не меняют своего положения. Третий уровень – передергивание бедер. Чтобы выполнить эту технику, делаем следующее. В начале правое бедро выдвигается вместе с корпусом, а в конечной фазе правое бедро резко возвращается в исходное положение. Одновременно правый кулак бьет, а левый локоть резко уходит назад. Соединив все это вместе, мы и получим цзинь – усилие. При этом не следует забывать о дыхании. Используются дыхание раннего неба, дыхание 5 врат или боевое дыхание хэнн - хаах.

В тай чи имеется восемь боевых техник цзинь. Их называют ба мэнь – восемь врат. В древние времена тай-чи называли «искусством восьми врат и шести шагов». Эти техники были основаны на базовой восьмиграмме системы Ицзин-Ицзин, более известной как Книга Перемен. Затем восьмиграмма переходила в гексаграмму, которая и порождала десять тысяч изменений. А в основе всего лежала триграмма, построенная из одной длинной палочки (символизировала Янь) и двух коротких (символизировали Инь). Восьмиграмма состояла из двух квадратов. Каждая сторона квадрата представляла собой триграмму (три линии). В буддизме говорят о 8 сторонах света. На самом деле эти 8 сторон света не что иное, как базовая восьмиграмма Ицзин-Ицзин. Каждая сторона восьмиугольника в тай-чи представлена своей собственной боевой техникой:

1. Пэн – отражение. Триграмма небо - Цянь. Представлена тремя длинными линиями, три Янь.

2. Люй – откатывание. Триграмма земля – Кунь. Представлена шестью короткими линиями, три Инь.

3. Цзи – нажимание. Триграмма вода – Кань. Снаружи по две коротких линии Инь, внутри одна длинная Янь.

4. Ань – толкание. Триграмма огонь – Ли. Снаружи две длинных линии Янь, внутри две коротких Инь.

В этой книге мы рассмотрим именно эти четыре техники. Другой квадрат относится к продвинутым практикам туй шоу и носит название далюй.

1. Чжоу – удар локтем. Триграмма озеро – Дуй.

2. Ле – раскалывание. Триграмма гром – Чжэнь.

3. Цай – притягивание. Триграмма ветер – Сюнь.

4. Као – удар плечом. Триграмма гора – Гэнь.

Помимо этого имеется объединяющая техника – «шесть шагов» - шаг вперед, шаг назад, шаг влево, шаг вправо и поворот головы вправо, поворот головы влево. На данном этапе мы не будем их рассматривать.

Рассмотрим практическое применение первого квадрата.

Элемент небо – Цянь. Он представлен тремя длинными яньскими чертами. Это означает максимальную жесткость, активное сопротивление. Представьте, что толкаете перед собой тяжелую тележку. Или кто-то пытается сдвинуть вас с места – вы противитесь этому и толкаете навстречу противнику. Это и есть Цянь. Однако здесь мы используем все свое тело, а не только руки или ноги. Для отработки этого элемента можно выполнить следующее упражнение. Вы встаете у стены, принимаете высокую позицию гунбу (стойка лука), упираетесь ладонями в стену. Выполняем правило «пустой руки». Затем производим давление на стену. Ответное давление стены идет через руки в нижний дань-тянь. Наше давление на стену генерируется поясницей. Не обязательно проявлять большую силу, особенно в начале практики. Важно ощутить действие векторов сил и суметь их правильно перераспределить. Генерация усилия через дань-тянь и есть «шар тайцзи». Чтобы выполнить цзинь шелкового кокона, необходимо генерировать усилие от стоп. Ответное давление стены также уходит в стопы. При выполнении упражнения стараемся свести к минимуму мышечное напряжение. Постепенно сила давления увеличивается. В итоге мышечное напряжение будет нарастать. Очень важно, чтобы все мышцы напрягались равномерно. Если упражнение выполняется правильно, то вы воспринимаете свое тело как единый монолит. Если упражнение выполняется неправильно, то неизбежно возникновение боли в перенапряженных мышцах, а также в различных отделах позвоночника. Также могут пострадать магистральные суставы конечностей – голеностопный, коленный, тазобедренный, лучезапястный, локтевой, плечевой. Сколько и как отрабатывать упражнение решаете вы сами. Все зависит от цели, которую вы ставите пред собой. Упражнение также может выполняться в паре. Один из партнеров толкает, а другой пытается перенаправить вектор воздействия в ноги и соответственно в землю. Данное упражнение относится к технике укоренения. При этом выполняются различные методы дыхания, а также отрабатываются принципы ган - жоу и сюй - чи.

Элемент земля – Кунь. Представлена шестью парными короткими иньскими линиями. Они означают максимальную мягкость. Если взять молоток и ударить по мягкой земле, то она расплескивается. Когда противник наносит удар, к примеру, тот же цуки, то можно провести жесткий блок, можно отойти в сторону, а можно мягко изменить направление движения руки противника и самому слегка уклониться. При этом используются естественные противовесы. Например, кисть всегда слабее предплечья, предплечье слабее плеча и так далее. Можно подставить локоть под бьющую руку, можно предплечье. При этом подставление какой-либо части тела производится по дуге или по кругу, то есть конечность движется. Иногда даже она движется параллельно конечности противника, по пути изменяя направление движения. Данный элемент лежит в основе искусства «липкой руки». При этом вы затрачиваете минимум усилий. Китайская поговорка гласит: - «Один лян сдвигает тысячу цзиней». Это можно интерпретировать, как «Один грамм сдвигает тысячу килограмм».

Все знают, как хлопают двери в метро от ветра. Вы стоите пред ней, петли справа от вас. Когда дверь идет на вас, правая рука делает жест по типу «пионер всегда готов». Очень важно не подставить пальцы. Рука идет по дуге снизу вверх и влево вдоль поверхности двери. В начале идет ребро ладони, затем предплечье, локоть не касается двери. Рука скользит от себя вдоль поверхности двери, постепенно наращивая давление. При этом выполняется правило «пустой руки». Если упражнение выполнено правильно, то руку нельзя согнуть в локте, хотя мышцы полностью расслаблены. В айкидо предлагают следующее упражнение для отработки «пустой руки». Один из учеников держит перед собой выпрямленную руку, слегка согнутую в локте и смотрит на пальцы. Рука полностью расслаблена. Другой ученик пытается согнуть руку в локте, но ничего не получается до тех пор, пока рука расслаблена. Вернемся к двери в метро. Можно вести руку не по дуге, а по кругу, как бы оглаживая поверхность. Чтобы все получилось, необходимо, чтобы предплечье свободно скользило по поверхности, а также необходимо контролировать давление на дверь. Если просто слегка касаться, то ничего не получится. Чем больше давление, тем больше сопротивление, но не мышечное усилие. Отработку данной техники можно увидеть в фильме А. Н. Медведева «Унибос» часть 2. Там демонстрируется техника округлых движений рук по стене.

Представим, что противник наносит боковой удар в голову. Вы стоите прямо пред противником. Поднимая руку по принципу «пионер всегда готов», разворачиваем корпус вправо. Считаем, что удар наносится правой рукой. Соответственно мы блокируем левой. Ваша рука идет так, чтобы был контакт ребра ладони с предплечьем противника, затем она скользит предплечьем вдоль линии удара и поднимается вверх. Соответственно и рука противника уйдет вверх.

Другой пример. Вас хватают за предплечье и тянут на себя и вбок, допустим для броска или захвата. Вместо сопротивления вы движетесь вслед за противником и даже усиливаете его движение, затем ваша рука идет по дуге вниз и к противоположному бедру, а затем на себя и вверх. Вначале вы выдвигаете одноименное с захваченной рукой плечо, когда ваша рука идет вверх, плечо возвращается в исходное положение. В данном упражнении ваш противник использует только кисть, а вы задействуете предплечье, плечо и локоть. Эти части тела гораздо мощнее кисти. А это означает, что вы меньше напрягаетесь, чем ваш противник. При этом вы движетесь по дуге и кругу. А даже из физики известно, что для круговых движений требуется гораздо меньше усилий, чем для прямолинейных. Прямое движение конечности использует мышцы, а круговое – инерцию.

Противник толкает вас в плечо. Вы уводите его назад, а другое плечо идет вперед. В результате противник падает, так как его рука не встречает сопротивления. Это и есть Кунь.

 

 

Элемент вода – Кань. Вода кажется мягкой, но сжать ее невозможно. Наружные линии триграммы воды иньские, а внутренняя яньская. Ваше движение должно быть подобным. Внешне ваши руки расслаблены, но когда вы соприкасаетесь с противником, давление нарастает. Движение рождается в стопах, усиливается поясницей и вытекает через кисти. Если в элементе небо вы давили, то здесь вы нажимаете и толкаете одновременно. Принцип векторов сил тот же. Вы толкаете всем своим телом. При этом толчок идет по дуге вверх или вниз. Для этого вы или приседаете перед движением, а затем выпрямляетесь, либо приподнимаетесь, а затем опускаетесь.

Элемент огонь – Ли. Снаружи яньские линии, внутри – иньская. Огонь снаружи жесткий, а внутри мягкий. Противник твердо стоит перед вами. Вы пытаетесь его сдвинуть с места, его сопротивление нарастает, затем вы слегка ослабляете давление. Под действием инерции противник начинает двигаться на вас. Поскольку ослабление давления длится очень мало, то противник не успевае6т сориентироваться и перераспределить вес, а вы снова жестко давите и толкаете. В результате, противник отлетает от вас на несколько метров.

Может возникнуть вопрос о том, что и вода и огонь толкают, в чем разница? При технике «вода» ваши руки соприкасаются с противником более длительный отрезок времени. Вы как бы нажимаете на противника, и какое-то расстояние тащите его на руках, а затем резко увеличиваете давление. Техника «огня» иная. Давление, ослабление давления, резкий толчок. Контакт с противником очень короткий.

Прежде чем приступить к парной работе, необходимо изучить четыре элемента на воздухе и стене. Для этого вашему вниманию предлагается комплекс «Золотой дракон играет шаром небесной ци».

Описать движения очень тяжело, поэтому вам будут предложено несколько рисунков. Но и этого не достаточно. Серьезное изучение тай-чи по книгам, рисункам и даже фильмам практически невозможно. Нужен квалифицированный инструктор. Только объединив все вместе, можно достичь результата. Некоторые считают, что практика тай-чи весьма приятное времяпровождение, но такое мнение ошибочно. Если вы практикуете тай-чи как оздоровительную или релаксационную систему, то тогда данное мнение верно. Но если вы действительно хотите достичь цели, то вам придется очень и очень попотеть. Особенно тем, кто хочет применять тай-чи как боевую систему. Практика тай-чи тяжела и даже жестока. Многие считают, что основное в тай-чи это тао. Но на самом деле тао занимают десятую часть от всей техники. Некоторые мастера вообще пренебрежительно относятся к тао. Они предлагают изучить одно тао, остальное лишнее. Единственно, что отличает тай-чи от других единоборств, так это благожелательность, спокойствие и отсутствие агрессии. Лично я еще ни разу не встретил в литературе ссылок на то, что мастер тай-чи совершил преступление, кого-нибудь убил, оскорбил или покалечил. Тай-чи проникнут духом уважения и доброжелательности. Практика тяжела, но в результате человек обретает «истинное равновесие». Многие называют этот стиль «правильным искусством».

Тай-чи включает в себя огромное количество техник и методов. Никто не в состоянии выучить все техники. Поэтому «нет предела совершенству».

 

Комплекс «Золотой дракон играет шаром небесной ци»

 

Упражнение 1

Позиция лие-шань, ноги на ширине плеч, руки ладонями на уровне бедер, пальцы смотрят вперед.

Производим медленное плавное вращение таза и ладоней по кругу. При этом руки и таз вращаются в противоположных направлениях. От 20 до 40 вращений. Макушка и стопы неподвижны. Затем меняем направление вращения на противоположные. Ладони вращаются исключительно в горизонтальной плоскости. Дыхание произвольное.

 

Упражнение 2

Позиция гунбу (допустим правосторонняя). Правая ладонь (рука-черепица, см. 1 книгу) поднята на уровень лица, рука согнута в локте. Ладонь смотрит ребром вперед и не выходит за носок, локоть на уровне колена. Левая рука отведена назад, кисть также на уровне головы, пальцы собраны в щепоть. Такое положение называют «журавлиный клюв». Локти защищают подмышки. Если провести прямые линии вдоль рук, то они сойдутся на теле под углом 45 градусов. Разворачиваем тело только при помощи стоп на 180 градусов, принимая симметричное положение. При этом левая щепоть раскрывается в ладонь, а правая ладонь собирается в щепоть. Стараемся выполнить разворот так, чтобы по рукам прокатывалась волна, на гребне которой руки изменяют свое положение. Упражнение выполняется от 10 до 40 раз в каждую сторону.

 

 

Упражнение 3

Исходная позиция аналогична упражнению 2. Переносим вес на заднюю ногу и совершаем на ней поворот на 180 градусов через спину. При этом слегка отталкиваемся передней ногой в начале движения. При этом правосторонняя стойка не меняется на симметричную. Поворачивается все тело одновременно. При этом отрываем пятку задней ноги. Повторяем от 10 до 20 раз.

Затем принимаем левостороннюю позицию и повторяем упражнение. Повороты должны быть мягкими и плавными.

 

Упражнение 4

Позиция лие-шань, ноги на ширине плеч. Данное упражнение имеет прикладное значение. Чтобы его выполнить, представляем следующее:

Противник выполняет длинный прямой удар на уровне вашего лица или верхнего отдела груди. Сразу обращаю внимание, что если удар будет ниже или удар будет коротким, то данная техника самообороны не сработает. Короткий удар это удар, при котором кулак уходит только на длину предплечья от корпуса. В этой ситуации ваш блокировочный рычаг будет слишком слабым, так как при этом ударе противник использует и предплечье, и плечо и корпус. Соответственно вам надо будет применить еще большую силу, чем ваш противник, чтобы увести его руку в сторону. Что касается низкого прямого удара, то от него всегда лучше уклониться с отводящим блоком руки от корпуса, то есть использовать «землю». Либо можно накрыть бьющую руку сверху и применить технику нажатия «небо» с отведением в сторону.

Вернемся к упражнению. Считаем, что противник бьет правой рукой. Ваша правая рука идет снизу вверх и соприкасается предплечьем с предплечьем противника. Ваш корпус разворачивается вправо. Правая рука скользит вдоль руки противника к себе и вниз таким образом, чтобы ребро ладони оказалось чуть выше запястья противника. Одновременно с правой рукой ваша левая рука ладонью соприкасается рукой противника выше локтя, примерно на уровне нижнего отдела трицепса. Большой палец и основание ладони должны быть чуть выше локтя бьющей руки противника. Ребро правой руки давит на запястье и тянет руку противника вниз, ребро левой руки движется по направлению к противнику и толкает его в предплечье. Конечная фаза движения должна быть жесткой. Получается, что вы правой рукой тянете противника на себя, а левой жестко толкаете его от себя. Если движение очень резкое, то можно сломать руку противника в локте. При правильной методике, противник упадет справа от вас. Если давление правой руки слишком слабое, то противника завертит по оси влево. Если левая рука слабо толкает, то получится только отводящий блок. Производим симметричные попеременные движения, соответственно против удара справа и слева. В конечной фазе применяем метод передергивания бедер для усиления действия. В движении участвует все тело. Если при выполнении упражнения слегка присесть, а в конечной фазе привстать, то получится цзинь «шелкового кокона». Дышим по технике боевого дыхания хэнн-хаах. Рассмотрим его более подробно.

Вдох. Первая часть вдоха через рот со звуком «хэ». Звук относительно короткий и занимает не больше одной третьей вдоха. Дыхание на начальном этапе идет по второму типу дыхания цигун в шаолиньской традиции. Затем рот закрывается, и вдох идет через нос, которым произносится звук «н». Концентрируем внимание на нижнем дань-тянь, тело сжимается и слегка напрягается, конечности расслабляются. Кончик языка касается неба у основания центральных верхних резцов.

Выдох. Производится через рот. Кончик языка опускается к основанию центральных нижних резцов. Первые две трети выдоха идут со звуком «хаа», оставшаяся треть со звуком «х». Воздух направляется вниз живота, тело расслабляется, конечности слегка напрягаются. Следующий этап боевого дыхания идет по типу дыхания 5 врат, затем по типу телесного дыхания ти си.

4 упражнение выполняется с минимальной амплитудой разброса движений. Все происходит быстро и достаточно резко. Однако мышцы напрягаются только в конечном положении и тут же расслабляются. Если ток ци пропущен через обе руки до конца, то кончики пальцев верхней руки и верхняя треть ладони будут слегка дрожать. Если ци прошла не до конца, то возникнет боль в том месте, где образовался ее застой. Это может быть боль в запястье, в области спинки кулака. Если ци совсем не проведена через конечность, то может возникнуть боль в лопаточной области, а также верхних отделах позвоночника шейном и грудном. Также возможны боли в области поясницы. Если производить слишком резкие движения, то возможны вывихи в области плечевого, локтевого или лучезапястного суставов. Чтобы этого избежать, необходимо начинать упражнение с небольшого усилия. Мышцы тела обязательно расслаблены. Следует воспроизвести элемент «небо». То есть необходимо равномерное мышечное напряжение и четкое перераспределение векторов сил по телу.

 

Упражнение 5

Позиция железного всадника. Переносим вес на правую ногу, левая нога выпрямляется. Правая рука перед грудью, левая на уровне пупка. Представляем, что держим перед собой большой шар. Переносим вес на левую ногу, сгибаем ее в колене, правую распрямляем, в результате получается поза лука. При переходе правая рука плавно по дуге уходит к пупку, левая скользит вверх и влево на уровень груди, разворачиваемся и принимаем положение, симметричное изначальному. Повторяем всю последовательность от 10 до 20 раз. Дыхание свободное.

 

Упражнение 6

Позиция лука (еще раз напомню, что для удобства все упражнения начинаем с правосторонней позиции), правая ладонь у груди, тыльной стороной к себе, левая рука вытянута в сторону и параллельна правой. Разворачивая стопы, принимаем симметричное положение. Руки плавно по кругу перед грудью меняются местами. К сожалению, некоторые упражнения не поддаются описанию и их также не возможно нарисовать. Повторяем от 10 до 20 раз

 

 

Упражнение 7

Позиция лука, руки на уровне груди. Руки контактируют запястьями. Правая ладонь снаружи, тыльной стороной от себя, левая внутри, тыльной стороной к телу. Пальцы правой руки повернуты на 180 градусов по отношению к пальцам левой. Переносим вес на левую ногу, слегка поворачиваем корпус влево, приседаем на левую ногу. Предплечья описывают горизонтальный круг наружу. В самом крайнем положении ладони подходят к левому бедру, затем все тело переносится в исходное положение. Описываем 10 кругов. Затем вращаем предплечья в противоположную сторону. Также 10 раз. После принимаем левостороннюю позицию и повторяем упражнение. Дыхание по второму типу. Когда уходим назад вдох, при движении вперед выдох.

 

Упражнение 8

Позиция лука. Левая рука прижата к туловищу так, что основание ладони соприкасается с правым боком, ладонь смотрит вперед. Правая рука продолжает линию левой ладони. Кончики пальцев левой руки соприкасаются с боковой поверхностью правого локтя. Правая ладонь повернута к лицу. Движение корпусом и ногами те же, что и в прошлом упражнении. Руки предплечьями описывают вертикальный круг. Ладони движутся вниз и к левому бедру, вдох «хэнн». С выдохом «хаах», наносим резкий удар предплечьем правой руки и ладонью левой. При этом левая ладонь выходит за правый локоть, защищая его. Правое предплечье как бы скользит вверх и давит вперед. Ци пропускается через всю руку и выходит через пальцы, которые дрожат. Выполняем 5 раз. Повторяем упражнение в другую сторону.

 

Упражнение 9

Позиция паньмабу. Она почти такая же, как стойка лука, только задняя нога согнута в колене. Бедра и соответственно колени, по отношению друг к другу расположены под углом 90 градусов. Между линиями стоп почти прямой угол. Левая рука расположена аналогично предыдущему упражнению, только ладонь смотрит вверх. Кончики пальцев контактируют с правым локтем. Правое предплечье и ладонь продолжают линию левой руки. Правая ладонь смотрит вниз. Корпус руками движутся назад и влево – вдох, затем корпус и ноги возвращаются в исходное положение – выдох. Руки в конечной фазе принимаю следующее положение: правая рука производит блокирующее движение предплечьем к правому колену, ладонь накрывает колено. Левая ладонь наносит толчок вперед перед грудью. П



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: