ЧЁРНО-БЕЛОЕ «PORTFOLIO #1» МАКСИМА БЕДОВА




СОЛОВЬЁВА Вера Андреевна

 

«Нет никаких правил для хороших фотографий,

есть только хорошие фотографии»

Ансел Адамс

 

Посещая многочисленные фотовыставки в Санкт-Петербурге, приходишь к выводу: классическая фотография сегодня – осознанный подход и мастерство (выбор сюжета, композиции, поиск гармонии в кадре), а также противопоставление рукотворного и творческого начала современному медийному искусству – ART. И, в качестве примера такого противопоставления, рассмотрим творчество московского фотохудожника Максима Бедова.

В своих работах Максим следует традициям американской классической фотографии, работает в Darkroom (темная комната) по академической, аналоговой технологии, полностью исключив какие-либо цифровые фотопроцессы. За несколько последних лет Бедов участвовал в нескольких коллективных выставках – Fotografie aus St. Petersburg (Вецлар, Германия, 2014), Московский Фотосалон (Москва, 2014, 2015), Schwarz-Weiß-Foto (Ханау, Германия, 2016) и других.

Максим Бедов (Max Bedoff) родился в 1978 году в казачьей станице Суровикино Волгоградской области. Первое художественное образование по специальности «деревянная скульптура» получил, параллельно с обучением в общеобразовательной школе, вольнослушателем Богородского Художественно-промышленного училища. Максим признаётся, что именно в училище появилось желание запечатлеть результаты творческого процесса на фото, особенно в реставрации, поскольку каждый этап работы с произведением искусства нуждается в детальной фиксации, а всякий раз вызывать профессионального фотографа – непозволительная роскошь.

Первая персональная выставка в Санкт-Петербурге фотографа-адепта классической фотографии Максима Бедова прошла осенью 2019 года в галерее на ул. Большая Конюшенная. Название выставки «Portfolio #1» отсылает как к стартовой заявке самого автора, так и к мэтрам классической фотографии – номерным портфолио Ансела Адамса. Кстати, для тех, кто слабо знает историю фотографии, следует сказать: Ансел Адамс – не просто фотограф, а легендарная личность. Адамс является признанным фото-классиком, получившим всемирную известность благодаря своим черно- белым пейзажам (скалы, хребты, каньоны и реки Дикого Запада). Также Адамс еще в 1939—1940 годах прошлого века сформулировал «зонную теорию», на основе которой фотографы последующих поколений смогли определять оптимальную экспозицию. Ансел Адамс считал, что техническое совершенство и мастерство фотографа не могут сравниться с художественным взглядом, со способностью фотографа выразить свое мироощущение посредством фотографии: «Вы не снимаете фотографию, а создаёте её».

Максим Бедов – достойный продолжатель стиля Адамса. Более того, Максим учился в Художественно-промышленном университете имени Сергея Строганова, прошёл курс Darkroom Advanced Technique у Джона Секстона. Секстон – известный американский фотограф, работающий в жанре пейзажной фотографии, философ, преподаватель, путешественник, писатель и поэт. В какой-то степени Джон Секстон – ученик Ансела Адамса, так как с 1979 по 1984 г. работал у него помощником.

На выставке Бедова представлены, в основном, черно-белые пейзажные работы, как природные, так и городские, иногда – жанровые. Художник всегда придерживается работы с натуры. Пейзажи выглядят необычно, потому что автору свойственна не просто фиксация узнаваемых деталей, а впечатление. Он создал органичную, тревожную серию снимков с мастерски выстроенными композициями, замечу, снимков очень простых и небольшого формата. Словно убрано всё «лишнее», но сохранены гармония и поэзия. При этом не потеряна та невидимая нить, связывающая все работы серии «Portfolio #1» в наполненное смыслом фотографическое пространство.

На первый взгляд, подобранная коллекция высокопрофессиональных работ Максима Бедова производит довольно мрачное впечатление. Основная тема – чёрно-белые пейзажи (городские скверы, водоёмы, игра солнечных бликов в листве деревьев, пустынные каменистые океанские пляжи). Чувствуется сначала некоторое напряжение и несоответствие ожидаемому позитивному эффекту от фотографий природы. Но работа художника не обязана нравиться всем, чтобы иметь ценность. Некоторые люди её не понимают – и никогда не поймут, других же она глубоко затронет.

Вглядываемся, анализируем и осознаём, что автор совсем не стремился к мрачности. Просто чёрно-белые фотографии пейзажей производят такое впечатление из-за своей цветовой гаммы, вернее – отсутствия её. Более того, Бедов (как и Адамс, ранее) уверен, что право фотографа любыми способами передавать атмосферу, некую загадочность места, даже если это требует изменения яркости/контрастности различных частей кадра. Тематика и исполнение фотографий для зрителя могут служить неким переходом в иное пространство и являться противопоставлением гармонии природы – четкой геометрии цивилизации. Автор убеждён, что глаза человека работают иначе, чем фотоаппарат, и часто то, что фиксируется фотокамерой, отличается от того, что наблюдалось в кадре. И это интересно.

Создаёт ли автор свой воображаемый мир, основанный на личной фантазии, или снимает событие из реальной жизни – не столь и важно. Максим подталкивает зрителя не только к эмоциональной составляющей кадра, но и истории «позади него» или внутри, или в информационном подтексте. Важно, чтобы художник остался верным своей собственной эстетике, даже нарушая общепринятые правила по композиции смысловых световых акцентов.

Камера фиксирует изображение, но только фотограф принимает решение о том, что будет в кадре и каким оно будет по освещенности, контрастности, чёткости. Мосты и каналы Венеции или Амстердама, лестничные проёмы старинных петербургских парадных особняков, прибрежные камни дикого пляжа, омываемого водами океана, завораживают. Вид кирпичного двухэтажного здания, словно сошедшего со старинной английской гравюры, маленькая хижина на склоне горы, уютно прислонённая к высокому дереву с пышной кроной – необычайно красивые снимки, построенные на чётких ритмах тёмных и светлых фигур, являющихся составляющими картины.

Несомненно, ведущая роль в проявлении гармонии работ Бедова – в симметрии и повторе форм, объектов одинаковой освещённости. Изобразительный язык автора парадоксален, самые простые вещи он преображает в нечто непонятное, но… приводящее к смыслу.

Силуэты деревьев, их ветви, кроны с пронизывающими лучами света или бесконечные, безлюдные аллеи парка в осеннем призрачном тумане создают нереальный мысле-образ. Он навевает что-то из восточной философии, а поэтически настроенных людей подталкивает воспевать маленькие радости простой жизни. Неяркая красота и гармония чёрно-белых фотографий приобретает новый смысл и воспринимается как основа истинной красоты.

Согласитесь, что величие может заключаться в неприметных деталях: листьях могучего дуба, изящной скамейке на дорожке парка ранней весной (начала возрождения жизни) или поздней осенью (периода ухода в зимний сон). Также туманы над речной гладью, архитектурные памятники, когда серый фон осеннего неба равномерно освещает их и не отвлекает внимание зрителя, даже монументы русских царей в сумрачной дымке петербургских сумерек… Энергия настроения визуализируется и проходит через размытость контуров.

Работы фотографа производят на зрителя эффект соприкосновения с тайной, возможно, неуверенностью, эфемерностью. Чем больше образ приближается к моменту растворения в небытии, тем изысканнее и выразительнее он становится.

Красота снимков Бедова в каком-то смысле означает примирение с неприглядным, которое в любой момент может вспыхнуть ярким светом образа великой Гармонии Природы. Значит ли, что у автора фотографий красота – преходящее состояние, исключительно «поэтический момент»?

Работы Максима Бедова своей мистикой сообщают зрителю, что очень важно принимать правильное решение на жизненном пути, но также важно понять, когда ничего не следует менять, а позволить всему идти своим чередом. Всему своё время – всему свой черед. Быть покорным естественным процессам, отдаться на волю судьбы? Не знаю…

Пожалуй, стиль Максима Бедова – это работа исследования поэзии, странностей и тайны; да, в работах преобладают темы неуверенности и сомнений, в них есть нечто неуловимое. Чёрно-белое изображение без цвета – точно такая же условность, как графика. Иной рисунок или чертёж даёт гораздо более точное представление о предмете.

Леонардо да Винчи сказал: «Остановись, посмотри на пятна на стене, пепел костра, облака, грязь. Там можно увидеть визуально интересные ассоциации». Всё, что автор чувствовал, он спрятал глубоко внутри. Оно сжато как пружина, глубокое, бесконечное, непроницаемое, дискретное, но и развивающееся.

Поэзия работ Бедова – это как бы взгляд из глубины кадра, когда распадается привычная связь вещей и создаётся новая. Фотография, при всей её «приземленности», способна на это; и благодаря этому, зритель обретает новое видение, зрение, осмысление фотокартины.

Сегодня многие авторитетные фотомастера сосредотачиваются на технических возможностях. Но самое главное в этой профессии – развивать свой творческий потенциал и стиль.

С рождения фотографии наблюдается раскол между фотографами, которые хотели бы только документировать, фиксировать события и мир вокруг нас, и теми, кто хотел создавать что-то, ограниченное только их воображением. Это нормально. Ещё Адамс говорил, что фотография – это больше, чем средство для фактического обмена идеями. Это творческое искусство.

Вы можете делать с фотографией всё, что хотите, но лишь бы это служило идеям Гармонии и Красоты. И персональная выставка Максима Бедова «Portfolio #1» является тому примером.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: