Изучение нового материала. Рассказ учителя (или подготовленного ученика).




Сегодня на занятии мы с вами изучим еще один стиль речи, который относится к книжной речи. Это официально-деловой стиль (запись в тетрадь темы урока). Но перед тем как мы начнем его изучать, давайте обратимся к истории и узнаем, когда и зачем сформировался этот стиль.

Рассказ учителя (или подготовленного ученика).

Официально-деловой стиль выделился ранее других письменных стилей.

Деловые документы появились на Руси после введения в Х в. письменности. Первыми письменными документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров русских с греками 907, 911, 944 и 971 гг. В XI в. появляется первый свод законов Киевской Руси "Русская правда" - оригинальный памятник письменности, позволяющий судить о развитости системы юридической и общественно-политической терминологии в то время. В языке "Русской правды" уже можно выделить особенности словоупотребления и организации речи, которые относятся к характерным чертам делового стиля. Это высокая терминологичность, преобладание сочинения над подчинением в сложных предложениях, наличие сложных конструкций с сочинительными союзами, а также бессоюзных цепочек. В "Русской правде" уже употребляются термины, свидетельствующие о развитии правовых отношений в Древней Руси. Юридические термины представляют важнейший лексический пласт языка древних документов.

После "Русской правды" древнейшим документом считается "Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода 1130 года". Начальная формула этой грамоты "Се азъ"... ("Вот я") становится с этого времени обязательным элементом (реквизитом) древнерусских грамот. Заканчивались грамоты специальной формулой, в которой указывается, кто был свидетелем сделки и кто скрепил грамоту своей подписью.

В "Генеральном регламенте" петровских Коллегий была дана уже законченная система норм документирования. "Генеральные формуляры", т.е. формы документов, предусматривали нормы оформления, этикетные нормы обращения к адресату с указанием чина, титула, звания, единые нормы наименования и самонаименования. Лексика делового языка все больше отдаляется от разговорной, живой речи, в нее проникает огромное количество иностранных слов и терминов.

В XIX в., когда формирование кодифицированного литературного языка в основном завершается, начинают активно формироваться функциональные его разновидности - стили. Документы служебной переписки получили в XIX в. широчайшее распространение и в количественном отношении значительно превзошли другие типы деловых текстов. Они писались на служебных бланках, включали определенный набор реквизитов.

С 1811 г., после принятия "Общего учреждения министерств", активно формируются характерные черты канцелярского стиля. В результате реформы делопроизводства (правил оформления документации) возникла необходимость реформы канцелярского стиля, что стало осмысляться как задача государственной важности.

Таким образом, к концу XIX в. сложилась система документации, утвердилась национальная форма документа, сложилась система рекомендаций по оформлению делового текста. Сформировались характерные черты канцелярского стиля: формально–логическая организация текста, неличный характер высказывания, синтаксическая громоздкость, именной характер речи, морфологическое и лексическое однообразие, стандартизация.

В XX в. унификация документов принимает необратимый характер. Были разработаны новые правила ведения служебной документации: в 1918 г. введена единая форма бланков делового письма. В 20-е гг. ХХ в. началась работа по созданию новых стандартов делового письма, появились трафаретные тексты.

 

Вывод

Официально-деловой стиль – это стиль, который обслуживает правовую и административно-общественную сферы деятельности. Этот стиль используется для написания различных международных договоров, государственных актов, служебных документов, деловых бумаг.

Как мы уже знаем, у каждого стиля есть свои особенности.

Особенности официально-делового стиля

 

Особенности официально-делового стиля речи:

1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы, употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, наименований, наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов, сложных союзов, а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения;

5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении; 7) употреблению сложных предложений,

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

9) отсутствие индивидуальности стиля.

 

Но мы уже знаем, что у каждого стиля есть не только особенности, но и жанры.

Жанры официально-делового стиля

 

Государственные и официальные Деловые бумаги,документы

 

(Указ, приказ, распоряжение, (заявление, справка, расписка,постановление, закон, акт, положение) характеристика, автобиография,

резюме, объяснительная, докладная,доверенность, деловое письмо,объявление, почтовое отправление)

Каждый документ имеет свое оформление, т.е. правила составления. Давайте с вами рассмотрим оформление некоторых документов.

1. Приказ – это основной инструмент руководителя. Правила составления приказа и нормативы описаны в ГОСТе. В приказе обязательно указывается сотрудник (или сотрудники), ответственный за исполнение приказа.

Реквизиты и правила составление приказа:

1. Организационно-правовая форма компании;

2. Полное название организации как в учредительных документах;

3. Регистрационный номер;

4. Дата (может быть две даты – составления и подписания);

5. Сам текст приказа, который пишется по определенной структуре: распорядительная часть, суть и ответственные лица за выполнение приказа, срок выполнения приказа (если есть). Лист рассылки. Приказ может допускать наличие приложений в том случае, если нужно внести много информации. (Приложение 1).

 

2. Заявление – письменная просьба о чем-нибудь, адресованная организации или должностному лицу.

Правила написания заявления:

1. Наименование адресата (пишется в правом верхнем углу листа);

2. ФИО и другие координатные данные автора заявления (ВАЖНО! Пишутся в Род. падеже без предлога «от»)

3. Наименование документа (посередине листа)

4. Текст заявления (начинается со слов «Прошу»)

5. Дата подачи заявление (внизу слева)

6. Личная подпись заявителя (внизу справа). (Приложение 2).

 

3. Резюме – слово пришло из французского языка и означает «излагать кратко». Это краткая информация о себе, как специалиста, визитная карточка соискателя. Есть 3 вида резюме: хронологическое (описание фактов трудовой биографии в обратном хронологическом порядке с последнего места работы до учебы); функциональное (упор делается на профессиональных навыках и достижениях в разных сферах деятельности); комбинированное (слияние хронологического и функционального видов). Самый распространенный вид резюме – это хронологический вид.

Требования к резюме:

· Краткость

· Уместность

· Правдивость

· Позитивный характер

· Системность

· Уникальность

· Хороший стиль изложения

· Грамотность

· Приятное оформление

План резюме:

· Заголовок – ФИО

· Основные личные данные (адрес, телефон, e-mail)

· Сведения о себе (дата рождения, проживание, национальность, семейное положение, дети)

· Цель в поиске работы + на каких условиях

· Опыт работы (в обратном порядке, начиная с последнего)

· Образование

· Дополнительная информация

· Дата составления резюме

О чем не следует писать в резюме:

· Всю трудовую деятельность (достаточно 3-5 лет)

· Ваши физические данные

· Фотография

· Причины увольнения

· Требования к зарплате

· Список людей, которые могут дать вам рекомендации (приложение 3)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: