Лекция 2 Теоретические основы отечественной патопсихологии (методологические основы патопсихологии)




Теоретическое положение из теории Выготского, Леонтьева Теоретические проблемы патопсихологии Требования к методу в патопсихологии Примечание
Развитие психики и ее прижизненное формирование ВПФ Изучение условий и механизмов возникновения патологических явлений, как относительно простых, так и сложных Создание условий, провоцирующих возникновение тех или иных психопатологических явлений, возможность контролировать и варьировать эти условия Относительно простые: нарушения узнавания предметов. Сложные: бред*, галлюцинации**
Положение о распаде - не является негативом развития Изучение новой структуры психической деятельности, которая возникает в условиях различных патологий Не только создание провоцирующих условий, и не только возможность фиксирования изменения психики количественно, но и способствование качественному анализу психических нарушений.  
Психика человека имеет сложное системное строение, следовательно, дефект, формируется в ситуации болезни, тоже имеет сложное строение и захватывает несколько сторон психической деятельности (Выготский) Дефект не является изолированным качеством и вызывает изменения: снижения социальной позиции больного, в результате возникают новые симптомы заболевания. Анализ новой социальной позиции больного в условиях болезни. Создать условия для выявления структуры нарушения, роли позитивных и негативных симптомов в структуре психической деятельности. Негативные симптомы - выпадения функции (например - снижение памяти, дефицит чего-то). Позитивные - появление чего-то лишнего, новых патологических новообразований. Нарушение внимания, памяти, мышления. Больной не может сосредоточиться на задаче. (Ребенок не хочет ходить в школу). Первично у него замедленность мыслительных процессов. Реакция детей, как на тугодума. Когда его спрашивают - он предпочитает лучше молчать, ходить в школу. У ребенка сохранные интеллектуальные возможности, но замедленные психические процессы. Конфабуляция - заполнение пробелов в памяти несуществующими событиями.
В структуре психического дефекта можно выделить первичные и вторичные симптомы заболевания. Изучение вторичных симптомов, осложняющих течение заболевания. Создание условий для дифференциации первичных и вторичных условий в структуре нарушений. Чтобы эффективно помочь, нужно знать с чем работать. Первичные симптомы - непосредственно связаны с патологиями головного мозга или с основным заболеванием. Является следствием нарушения работы. Вторичные симптомы - косвенно связаны с основным нарушением или социогенным. Социогенные - особенности общества. (Например: нейродермит). Подростки фиксируются на проблеме. С первичным заболеванием связаны реакции.

*Существует зависимость бреда от социальных условий. Несколько веков назад бредовое видение описывалось так: по небу плывет лодка... И трактовалось это как одержимость дьяволом. В нынешнее время: облучение компьютером, или программа по телевизору конкретно для кого-то и с неким смыслом...

От развития цивилизации зависит и характер бреда.

**Рубинштейн о галлюцинациях: галлюцинации являются следствием восприятия практически незаметных для нормального человека стимулов, обусловленных внешне (например, скрип двери, шум воды). Нормальный человек воспринимает эти стимулы, когда находится в астеническом состоянии, устал.

Эксперимент: запись шума бумаги, шелест листьев. Больного или здорового приводили в комнату, включали звуки. В норме человек не замечал эти звуки. У больного характер галлюцинаций зависел от диагноза. Больные с белой горячкой могли видеть сценоподобные картины. У шизофреников слышались голоса. Например: окружающие хотят сделать ему что-то плохое.

Концепции галлюцинаций не обоснованы до конца. Не все феномены описаны.

Патопсихология как самостоятельная отрасль психологической науки начала формироваться в начале XX в. В литературе тех лет она обозначается как «патологическая психология» (В. М. Бехтерев, 1907). Именно в работах В. М. Бехтерева содержались наиболее четкие представления о предмете и задачах патопсихологии на начальных этапах ее становления; «...изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц». (СНОСКА: Бехтерев В. М. Объективная психология. - М. 1907. - Вып. 1.) В организованном В.М.Бехтеревым Психоневрологическом институте читались курсы общей психопатологии и патологической психологии. Таким образом, уже на заре становления патопсихологии она не отождествлялась с психопатологией.

Для отечественной патопсихологии с самых ее истоков характерны прочные естественнонаучные традиции. На формирование ее принципов и методов большое влияние оказал И.М. Сеченов и его работа «Рефлексы головного мозга» (1863). И.М.Сеченов придавал большое значение сближению психологии и психиатрии и указывал на своевременность разработки «медицинской психологии». Преемником И. М. Сеченова на этом пути стал В.М.Бехтерев, который и является основоположником патопсихологического направления в отечественной психологической науке. Представителями школы В. М. Бехтерева были разработаны многие методики экспериментально-психологического исследования душевнобольных, которые до настоящего времени широко используются патопсихологами, сформулированы основные принципы патопсихологического исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов изучения больных с данными о здоровых лицах соответствующего пола, возраста, культурного уровня. В работах бехтеревской школы накоплен богатый материал о расстройствах психических процессов.

Психические процессы и свойства личности не являются результатом созревания отдельных зон или участков мозга. Они складываются в онтогенезе и зависят от образа жизни ребенка. Данные теоретические положения диктуют определенный взгляд на соотношение распада и развития психики. Б. В. Зейгарник уделила большое внимание этой проблеме в своих трудах «Патопсихология» (1986) и «Очерки по психологии аномального развития личности» (1980).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: