Диагностируемый тип Признаки дискордантности




Гипертимный С>6, П>6, Ш>6

Циклоидный Ш>6

Сенситивный Э>6, И>6

Психастенический Н>6

Шизоидный Г>6, Ц>6

Эпилептоидный С>6

Истероидный С>6

Неустойчивый П=6 и больше

 

С>6, П>6

Кроме того, при высоком

показателе эмансипации Е>5

 

Диагностическая процедура состоит в том, что полученные по шкале дифференциальной диагностики истинных и демон­стративных суицидных попыток баллы со знаком плюс и минус суммируются алгебраически.

Если полученная сумма имеет знак плюс (от +1 до +5), то попытка расценивается как истинная, если со знаком минус (от -1 до -5) — как демонстративная. При нулевом результате он считается неопределенным.

Оценка валидности шкалы, проведенная на других группах подростков с суицидными попытками, представлена в табл. 9.

В итоге, при довольно большом проценте неопределенных результатов (16-20%), хотя и меньше, чем при клинической оценке (30%), шкалу можно признать удовлетворительной в отношении валидности — ошибочная диагностика составляет лишь 14-16%.

 

Таблица 9

Оценка валидности шкалы дифференциальной диагностики истинных

и демонстративных суицидных попыток (% подростков с данной

оценкой в баллах в каждой из групп)

Оценка Суицидные попытки
в баллах Истинные Демонстративные
+5, +4        
+3,+2        
+ 1        
     
-1        
-2,-3        
-4,-5        

Риск ранней половой жизни у девочек

Шкала оценки данного риска была разработана Б. М. Слуцкиным (1991) путем сопоставления результатов исследования с помощью ПДО подростков женского пола, начавших половую жизнь до 16 лет, и их сверстниц - учащихся средних школ, не имевших половых контактов. Данная шкала отличается от предыдущей тем, что построена она не на оценке графика резуль­татов с помощью ПДО, а на учете некоторых выборов в определенных темах ПДО в 1-м и во 2-м исследованиях.

Шкала риска ранней половой жизни у девочек

Баллы в пользу риска (за каждый Баллы против риска(за каждый из

Из след. выборов начисляется след. Выборов начисл. 1балл со знаком

1 балл со знаком плюс) минус)

 

ТЕМА № ВЫБОРА ТЕМА № ВЫБОРА

1-е исследование 1-е исследование

Отношение к спиртным 13 Настроение 8

напиткам

Отношение к родителям 13 Сон и сновидения 11

Отношение к критике и 10 Отношение к спиртным

Возражениям напиткам 7

Отношение к правилам и 4 Отношение к одежде 8

законам

Отношение к школе 1 Отношение к родителям 3

2-е исследование Отношение к окружающим 9

Отношение к спиртным 6 Отношение к одиночеству 11

Напиткам Отношение к новому 3

То же 9 Отношение к неудачам 13

Сексуальные проблемы 2 Отношение к лидерству 7

Отношение к критике и 9 2-е исследование

Возражениям Сон и сновидения 8

Отношение к правилам и 8 Аппетит и отношение к еде 11

Законам Отношение к правилам 7

и законам

Отношение к школе 6

 

Результат в баллах суммируется алгебраически (с учетом знака). Установлены следующие критерии для оценки риска на основе суммарного итога:

-3 и ниже — риск отсутствует,

0,-1,-2 — результат неясен,

+ 1 и выше — риск высокий.

Оценка данной шкалы на валидность, осуществленная на других группах подростков, представлена в табл. 10.

 

 

Таблица 10

Оценка валидности шкалы риска ранней половой жизни у девочек

(% от числа подростков данной группы)

 

Оценка в баллах   Подростки с ранней половой жизнью   Контрольная группа  
-3 и ниже (риск не выявлен)    
0, -1, -2 (неясный результат)    
+1 и выше (высокий риск)    

 

Примечание. В каждой группе по 50 подростков.

 

 

В итоге следует заметить, что заключения об отсутствии риска или о высоком риске обладают высокой валидностыо, но значительным является процент неясных результатов.

Регистрационный лист №1.

(1-е исследование)

Фамилия, имя, отчество_______________________________________

 

 

Поставьте в графе "Номера выбранных ответов" номера тех ответов, которые наиболее для Вас подходят. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается.

 

Названия таблиц   Номера выбранных ответов   Раскодирование  
Самочувствие    
Настроение    
Сон и сновидения    
Пробуждение ото сна    
Аппетит и отношениек еде    
Отношение к спиртным напиткам    
Сексуальные проблемы    
Отношение к одежде    
Отношение к деньгам    
Отношение к родителям    
Отношение друзьям    
Отношение к окружающим    
Отношение к незнакомым    
Отношение к одиночеству    
Отношение к будущему    
Отношение к новому    
Отношение к неудачам    
Отношение к приключению и риску    
Отношение к лидерству    
Отношение к критике и возражениям    
Отношение к опеке и наставлениям    
Отношение к правилам и законам    
Оценка себя в детстве    
Отношение к школе    
Оценка себя в данный момент    

 

 

Регистрационный лист №2

Фамилия, имя, отчество__________________

 

Поставьте в графе "Номера неподходящих ответов" номера тех ответов, которые наиболее для Вас не подходят. В каждой таблице разрешается отмечать не более трех номеров.

 

Названия таблиц   Номера наиболее неподходящих ответов   Раскодирование  
Самочувствие    
Настроение    
Сон и сновидения    
Пробуждение ото сна    
Аппетит и отношениек еде    
Отношение к спиртным напиткам    
Сексуальные проблемы    
Отношение к одежде    
Отношение к деньгам    
Отношение к родителям    
Отношение друзьям    
Отношение к окружающим    
Отношение к незнакомым    
Отношение к одиночеству    
Отношение к будущему    
Отношение к новому    
Отношение к неудачам    
Отношение к приключению и риску    
Отношение к лидерству    
Отношение к критике и возражениям    
Отношение к опеке и наставлениям    
Отношение к правилам и законам    
Оценка себя в детстве    
Отношение к школе    
Оценка себя в данный момент    

 

Гипертимный тип. Главная их черта — почти всегда хорошее настроение. Лишь изредка и ненадолго эта «солнечность» омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Реакция эмансипации протекает не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремлением к лидерству в этих компаниях. Они всегда устремляются туда, где «кипит жизнь», Реакция увлечения отличается богатством и разнообразием проявлений, но главное — крайнее непостоянство хобби. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже если для этого нет особых оснований. Неудачи способны вызвать бурную аффективную реакцию, но не выбить надолго из колеи.

Циклоидный тип. В детстве ничем не отличается от гипертимов, но с наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. То, что раньше давалось легко, теперь требует неимоверных усилий, избегаются компании сверстников и т.д. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску Мелкие неприятности и неудачи, которые появляются из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и упреки нередко отвечают раздраженно, порой грубо и гневно, но, в глубине души, впадают в еще большее уныние.

Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения. О формировании этого типа можно говорить, когда настроение меняется часто и круто, а поводы для этого ничтожно малы. Этим переменам свойственна значительная глубина. Похвалы, поощрения доставляют им искреннюю радость, а неприятности, утраты способны вызвать острые аффективные реакции.

Сенситивный тип. Не любят озорных игр, избегают больших детских компаний, вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Но это не свойственные шизоидам аутистические склонности. Они достаточно общительны. Сверстникам они предлагают игры с малышами, большая привязанность к родным. Школа поначалу трогает, но затем, привыкнув, они неохотно переходят в другой.коллектив. Упреки, нравоучения вызывают угрызения совести и даже отчаяние, вместо обычного, свойственного подросткам, протеста. В себе видят много недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых.

Шизоидный тип. Наиболее существенными чертами дан­ного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать контакт. Шизоидные подростки страдают от своего одиночества (в большинстве случаев), и еще больше уходят в себя. Начинают бурно реагировать на малейшую попытку вторгнуться в мир их интересов, фантазий, увлечений. Острые аффективные реакции у шизоидов чаще всего иммунитивного типа

Эпилептоидный тип. Главными чертами этого типа является склонность к дисфории и, тесно связанная с ним, аффективная взрывчатость. Аффекты отличаются не только большой силой, но и продолжительностью. В аффекте выступает безудержная ярость - циничная брань, жесткие побои и т.д. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда связан с ущемлением его интересов. Повод может быть случайным и обычно играет роль последней капли.

Истероидный тип. Его главная черта — беспредельный эго­центризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе. Им нужно восхищение, удивление, почитание, сочувствие. В худ­шем случае предпочитают даже негодование или ненависть окружа­ющих, но только не безразличие и равнодушие. Большая склонность к рисовке и позерству. Реакцией эмансипации может быть обуслов­лен демонстративный поклоноформизм — напоказ выставленное отрицание принятых норм поведения, взглядов и вкусов. Слабым звеном у истероидов, по которому можно выявить аффективную реакцию, чаще всего бывает ущемленное самолюбие, крах надежд на престижное положение, развенчанная исключительность.

Неустойчивый тип. В формировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшая недостаточность этого типа. Обнаруживается большая тяга к развлечениям, удовольстви­ям, праздности, безделью. Им свойственна неустойчивость эмоций, слабость воли и т.д.

Астено-невротический тип. Главными чертами астено-невротической акцентуации является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Раздражение по ничтожному поводу явно изливается на окружающих, порой слу­чайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и слезами. В отличие от эпилептоидов аффекту не при­сущи ни постепенное нарастание, ни сила, ни продолжительность.

Психастенический тип. Основными чертами психоасте­нического типа характера в подростковом возрасте являются нере­шительность, склонность к рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, легкость возникновения обессий — навяз­чивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мнений, представле­ний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: