Велосипедисты как социальная группа
Экстраполяция результатов на группу "Автомобильная столица" нам представляется вполне возможной (это значит, что можно взять доли и пересчитать число для всех участников группы, примерно так):
Частота использования велосипеда | Всего (%) | Для группы |
Ежедневно | 13,69% | |
Несколько раз в неделю | 17,51% | |
Раз в неделю в выходной день | 6,58% | |
Несколько раз в месяц | 7,60% | |
Пару раз в сезон | 12,48% | |
Не пользуюсь/нет велосипеда | 42,13% | |
ИТОГО | 100,00% |
То есть, даже если результаты верны только для группы в контакте, мы имеем около 20 000 тольяттинцев, катающихся на велосипеде не реже раза в неделю.
В-третьих, данные можно экстраполировать на общее количество молодых тольяттинцев в возрасте от 14 до 35 лет (порядка 180 000 человек), чтобы получить условную (но более достоверную, чем цифры, взятые "с потолка") оценку числа велосипедистов среди горожан в 100 000 человек. Понятно, что при таком подходе мы можем оставить за бортом значительную часть велосипедистов более старшего возраста, а значит, итоговая оценка числа велосипедистов может быть не такой уж и смещенной.
Но даже цифра в 20 000 велосипедистов уже является достаточной для того, чтобы ставить вопросы перед властями от имени примерно 5% экономически активных жителей города. Это не 100 участников велокарнавала и даже не 1000 зарегистрированных на форуме ВелоТольятти.
Напомним, что на данный момент город "замечает" из бюджета и гораздо меньшие (но часто более активные) социальные группы людей, выделяя средства, например, на специфические виды культурно-досуговой деятельности или спортивные соревнования. На велосипедистов, напомним, в бюджете практически ничего не заложено. А меж тем, 20 000 человек - это немалая цифра для того, чтобы начать задумываться о велодорожках и веломаршрутах.
Опрос – июнь 2013 г. https://vk.com/avtomobilnaj_stolica?w=wall-37094684_317662
Итак, по приблизительным подсчетам мы имеем порядка 100 000 велосипедистов в Тольятти.
Ситуация в Тольятти с велодорожками
От строителей города при СССР нам в наследство остались три велодорожки. Все они сейчас заброшены, неухожены и разрушаются.
Это:
1) асфальтовая велодорожка по лесу между Комсомольским и Центральным районами вдоль автодороги через Газонаполнители (заросла, разрушилась, а в ее конце коммерсанты попросту поставили забор).
2) Так называемая «роллерка» и Тропа Здоровья в лесу между Центральным и Автозаводским районами – разрушаются лесовозами, одна заканчивается в санатории Лесное, другая не доходит до Автозаводского района - продолжается песком и грунтовкой
3) Велодорожка между Портпоселком и Центральным районом – разрушается.
Первоочередные задачи
Для начала пояснение по терминам:
Велодорожка - это самостоятельная дорога, предназначенная исключительно для движения велосипедов.
Велополоса - это часть дороги общего пользования, предназначенная для движения велосипедов.
Велодорожки могут быть предназначены как только для велосипедов, так и совмещены с тротуаром для пешеходов.
Велополосы могут быть обособленными и смешанными.
Обособленные (обязательные) велополосы отделяют часть проезжей дороги, предназначенную для велосипедистов. В неё запрещено вторгаться другим транспортным средствам.
Смешанные (рекомендуемые) велополосы предназначены предупреждать водителей о возможном присутствии велосипедистов и подсказывать водителям, что им надо придерживаться на достаточном расстоянии от края дороги или бордюра. Однако, движение автомобилей по велополосе возможно.
Достоинства | Недостатки |
Обособленные (обязательные) | |
В определенные часы могут использоваться только велосипедистами. Отделены сплошной линией, что делает мало вероятным въезд машин. Водители нарушают правила, если въезжают на велополосу. Допускается установка дополнительного ограждения | На устройство такой велополосы требуется согласование с нормативами и обсуждение с общественностью, что ведет к задержкам. Нельзя проложить там, где разрешено пересечение велодороги другим транспортом, например, въезды на боковые дороги, карманы для парковки и разгрузки, а также к прилегающим узким проездам. Требуется более значительное конструктивное оформление знаками и разметкой, чем для рекомендуемых велополос. |
Смешанные (рекомендуемые) | |
Не требуется согласования с нормативами и разрешения дорожной инспекции. Можно установить очень быстро. Требуется меньше знаков и разметки. Можно проложить вплотную к парковочным карманам, по центру проезжей части, через перекрестки и вдоль узких полос движения менее 3 м шириной. | Имеют чисто информативное значение – другой транспорт может законно ехать по ним. Отсутствует законная возможность удалять с них транспорт (кроме ограничений на парковку, ожидание, разгрузку) |
В генплане Тольятти велодорожки/велополосы не разделены в понятиях
и выглядят на карте города так:
https://maps.yandex.ru/-/CVVcZNot
Понятно, что это план максимум.
В условиях нехватки финансирования первоочередной задачей велосипедное сообщество жителей Тольятти видит установку сообщения между районами города.
В идеале – это обособленная велодорожка, отделенная от автотрассы защитным барьером или лесом, но мы понимаем, какова стоимость такого проекта.
Поэтому предлагаем начать с малого: с нанесения на некоторые автодороги и улицы города РАЗМЕТКИ обособленной велополосы.
В местах, где автомобильный транспорт должен пересекать полосу, сплошная линия заменяется на пунктирную. Парковка на велополосе запрещена, вместе с ГАИ мы отучим недобросовестных автомобилистов нарушать это правило.
Нанесение разметки предлагаем сделать на тех улицах, которые являются основными маршрутами для поездок велосипедистов между районами и отвечают следующим требованиям: достаточная ширина улицы, не слишком высокий трафик автотранспорта.
https://maps.yandex.ru/-/CVVc6QzK
Красным обозначены велополосы как транспортные артерии.
Зеленым – обособленные велодорожки.
Желтым – незаконченная велодорожка в лесу (сейчас это песчаная грунтовая дорога).
Таким образом, в качестве транспортных артерий велосипедного движения по городу будут выступать:
Автозаводский район:
- Московское шоссе
- Юбилейная
- Южное шоссе
- Спортивная
- бульвар Здоровья
Это даст (в том числе) возможность сотням и тысячам работникам ВАЗа более безопасно, чем сейчас, добираться 8 месяцев в году до работы на велосипеде.
Центральный район:
- Автозаводское шоссе
- Лесная
- Родины
- Баныкина
- Новозаводская
- Комсомольская
(Новозаводская и Комсомольская – также даст работникам заводов безопасно добираться до работы на велосипеде).
Комсомольский район:
- Диагональная
- троллейбусная дорога через лес (Кунеевская)
- Громовой
- Матросова
- Коммунистическая
- Комсомольское шоссе (зеленка)
Портпоселок:
- Комзина
- Лесопарковое шоссе
Кроме транспортных артерий, нужны как минимум два велополосы в самых популярных местах отдыха горожан, где и сейчас ездят тысячи велосипедистов семьями и детьми:
- бульвар Здоровья
- новая набережная Комсомольского района
В качестве примера напомним самарскую набережную, где находится единственная в области обособленная велополоса.
Нанесение разметки велосипедных полос не решит полностью проблему велоинфраструктуры Тольятти, но это первый шаг.
Мы начнем постепенно приучать автолюбителей к присутствию на дороге непривычного им траснспортного средства – велосипеда. А велосипедистов приучит к пониманию того, что елосипед – транспортное средство и пользоваться им надо согласно общим для всех правилам ПДД.
Итоги:
1. Нанесение разметки для обособленных велополос на связующих районы улицах города.
2. Восстановление заброшенных велодорожек между районами.
3. Велополосы для отдыха на бульваре Здоровья и набережной Комсомольского района.