Роль семьи в подготовке ребенка к выбору профессии




Подготовила: педагог-психолог Иващенко Е. А.

Каждый ребенок уникален: у него есть особенные таланты, увлечения, желания и возмож­ности. Одни довольно рано ре­шают, что хотят лечить людей, поэтому целенаправленно движутся к мечте: углубленно изучают химию и биологию.

Другие же дети могут всю со­знательную жизнь увлекаться физикой, а потом выбрать гу­манитарную специальность.

Третьи уже с дипломом на ру­ках осознают, что хотят зани­маться совершенно другим.

Родители должны понимать, что профессиональное самоопределение может пойти по незапланированному сценарию. Стоит ли им вмешиваться, навязывая свои желания, или лучше полностью доверить выбор ребенку?

Выбирая профессию, подросток еще не готов в полной мере осознать все стороны будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых, прежде всего - родите­лей. Нередко в семье возникают конфликтные ситуации, связанные, в частности, с выбором профессии и дальней­шего пути получения образования. Причинами могут выступать неадекватная позиция родителей в профес­сиональном самоопределении ребенка или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей.

Условно родителей можно разделить на 4 группы:

  1. Активно участвующие в вопросах выбора профессии для своих детей. Такие родители дают квалифици­рованные советы, разумно и обоснованно пытаются помочь выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей и способностей.
  2. Пассивно относящиеся к этому вопросу. Такие родите­ли предоставляют своим детям полную свободу выбо­ра профессии.
  3. Родители, которые беседуют с детьми о путях выбора профессии, интересуются их предпочтениями и наме­рениями; предоставляют своим детям самим решать свою судьбу.
  4. Навязывающие свою волю детям. Такие родители на­стаивают на верности собственной точки зрения каса­тельно выбора профессии своих детей.

Полярные установки «Пусть сам решает!» или «Что он без меня решит?» редко оказываются продуктивными и, в конечном счете, могут привести к отчуждению меж­ду родителями и ребенком. Важно оценить способность ребенка быть ответственным и самостоятельным: что он уже может, а чему еще только учится. Для этого предпоч­тительны позиции 3 и 1, указанные выше.

Помогая подростку выбрать профессию, родители не только обсуждают с ним преимущества и недостатки от­дельных профессий и возможности получения образова­ния по этим профессиям, но и неизбежно становятся дет­скими психологами: необходимо раскрыть потребности, мотивы и способности ребенка, оценить соотношение между одним и другим вариантом. Безусловно, какова будет жизненная позиция ребенка при выборе будущей профессии, зависит от родителей. Если в воспитании фи­гурировали такие постулаты, как стремление приобрести через профессию привилегированное положение, жела­ние поставить только себя в центре внимания, используя усилия других для собственной карьеры, то в итоге обще­ство получит карьериста, который будет очень часто по­падать в конфликтную ситуацию, оказываясь в положе­нии «непонятого», «непризнанного», «неоцененного». И наоборот, если детям прививались интерес к созидатель­ной деятельности, трудолюбие, уважительное отношение к трудовым усилиям людей, стремление честно трудиться на благо общего дела, то можно быть уверенным в том, что ребенок найдет правильную дорогу в жизни.

Родители должны быть осведомлены, что именно чаще всего подталкивает детей к тому или иному выбору про­фессии. Часто профессиональные намерения ребенка базируются исключительно на достоинствах будущей профессии, а объективно существующие «минусы» про­фессии не учитываются (или просто неизвестны). Чтобы выбор был по-настоящему реалистичным и не принес ра­зочарований, необходимо заранее иметь представление о теневых сторонах профессии. Это могут быть, например:

  1. сложности с трудоустройством;
  2. длительное время профессиональной подготовки;
  3. трудности в согласовании профессиональных и лич­ных планов;
  4. профессиональные риски для здоровья и т. п.

Такая разносторонняя информация о профессии по­зволит быть готовым к ее недостаткам и позволит либо искать пути компенсации, минимизации существующих трудностей, либо примириться с неизбежными недостат­ками профессии (потому что ее достоинства все же весо­мее!), либо скорректировать планы.

Многие учащиеся озабочены поиском профессий, вла­дение которыми гарантирует высокий заработок, пои­ском своеобразного «автопилота», якобы нацеленного только на достижение материального достатка. Однако заработная плата - это характеристика не профессии, а рабочего места, должности. Высокий заработок гаранти­руется, прежде всего, высоким спросом на профессию и низким уровнем ее предложения на рынке труда, затем - квалификацией и должностью на конкретном рабочем месте. При этом оплата по одной и той же профессии и должности может существенно отличаться в зависимо­сти от отрасли, региона, размера и формы собственности предприятия и каких-либо других факторов. Именно по­этому такой критерий уместен при поиске работы, но не при выборе профессии.

Весьма распространен у ребят и подход к выбору про­фессии с точки зрения ее престижности в обществе. Бы­туют мнения, что престижная профессия тоже является своеобразным «ракетоносителем» для вывода человека на орбиту жизненного успеха, приобретения высоко­го социального статуса, привлечения внимания к своей персоне. То есть сам факт получения престижной про­фессии - некая гарантия успешной карьеры. Внимание обращается, прежде всего, на внешнюю сторону профес­сии: ее модность и популярность, причем в глазах даже не общества в целом, а зачастую лишь определенного круга лиц, например, компании сверстников.

Заметим, что мотив выбора не может быть верным или неверным: амбициозные запросы, подкрепленные волей, способностями, трудолюбием, здоровьем, могут быть вполне осуществимы. Но нередко выбор профессии с точ­ки зрения ее престижности идет рука об руку с выбором профессии «за компанию» с друзьями (чтобы не выгля­деть хуже других), тогда как сама по себе будущая про­фессия представляется слабо и не вызывает активного интереса. В результате у ребенка появляются взаимои­сключающие цели и внутренний конфликт мотивов.

Другой вариант выбора «за компанию» встречается, когда нет желания разобраться в своих особенностях: интересах, склонностях, способностях и возможностях их реализовать в профессиональной деятельности. При этом профессиональное самоопределение воспринима­ется как некая досадная необходимость, с которой надо быстрее расквитаться и продолжить приятное времяпре­провождение с друзьями. В таком случае выбор «за ком­панию» - лучший вариант. Такое решение может быть обусловлено тем, что ребенок боится самостоятельности, ответственности, привык быть ведомым в своей компа­нии, занимать там привычное место.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: