Знакомство с буквой С, с.




Чтение

Тема: Звуки [с], [c’], буквы С, с

 

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое прекрасно в любое время года.

–Послушайте загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

Это … лес.

Мы приглашены в осенний лес. Сейчас он особенно красив и наряден. Осень украсила его всевозможными красками.

В лесу огромное количество звуков.

- А на уроках мы изучаем звуки речи.

-Что знаем о звуках? (слышим и произносим)

- На какие 2 группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

- По каким признакам выделяются гласные звуки?

- произносятся с голосом

- воздух выходит без преград

- тянется и поется без преград

- Какими могут быть гласные звуки? (ударные и безударные)

- А какие признаки имеют согласные звуки? (выходящий воздух встречает преграду, слышится шум).

-Что вы знаете о согласных звуках? (бывают твердые и мягкие)

Мы в лесу и что мы видим?

На лесной опушке в ряд

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает,

Мышцы шеи разминает.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны.

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает

Спину держит прямо-прямо

Как учила его мама.

Ну а белки, словно мячики

Дружно прыгают и скачут.

Сейчас откройте свои учебники на стр.44. Рассмотрите внимательно картинку. Каких птиц мы видим здесь? (сова, синица)

А что общего в словах «сова» и «синица»? (слова начинаются с буквы С и звуков [c] и [c’])

Что мы слышим в начале слова «сова»? (звук [c])

А в начале слова «синица»? (звук [c’])

О каких звуках мы будем сегодня говорить на уроке?

-Сегодня мы с вами будем играть со звуками [с], [с’].

Научимся находить эти звуки в словах, различать их, будем учиться четко, красиво произносить эти звуки.

Теперь смотрим на страницу 45. Справа вы видите вертикальную черту. Посмотрите на верхнюю картинку. Что на ней изображено? (лес)

Давайте произнесем вместе это слово.

Сколько в нем слогов? (если затрудняются, произносим ещё раз)

Почему в слове «лес» 1 слог? (потому что 1 гласный звук)

Правило: сколько гласных звуков, столько и слогов.

А сколько звуков в это слове? (3)

Теперь определим, из каких звуков состоит слово.

1 звук-[л/]-согл., мягк.

2-звук-[э]-гл.

Произнесем слияние ЛЕ.

Как обозначается это на схеме? (слияние согласного и гласного)

Давайте дадим характеристику последнему звуку.

3-звук –[с]-согласный (потому что есть шум), тв, глух.

Теперь смотрим на картинку ниже. Что на ней изображено? (лось)

Давайте произнесем это слово вместе.

Сколько в нем слогов?

Почему в слове «лось» 1 слог? (потому что 1 гласный звук)

Правило: сколько гласных звуков, столько и слогов.

А сколько звуков в это слове? (3)

Теперь определим, из каких звуков состоит слово.

1 звук – [л]- согл., тв.

2 звук – [о] – гл.

Произнесем слияние ЛО.

Как обозначается это слияние на схеме? (слияние согласного и гласного)

Давайте дадим характеристику последнему звуку.

3-звук –[с’]-согласный (потому что есть шум), мягк.

-Посмотрите на схемы последних звуков. Что вы заметили?

- Какой он в слове «лес»? А в слове «лось»?

(Выясняется, что в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [с′] – мягкий.)

Посмотрите ещё раз внимательно на схемы. Почему на схеме слова «лес» последний звук выделен синим цветом и на схеме слова «лось» первый звук тоже выделен синим цветом? (они мягкие)

А что значит зеленый цвет на схеме? (твердые звуки)

Сегодня вам открою маленький секрет. Существует ещё один признак согласных звуков – это звонкость и глухость. Сейчас мы с вами научимся определять звук [c] глухой или звонкий. Положите большой и указательный пальчики на связки. Давайте произнесем звук [с], если всё будет тихо в горле, то звук глухой, а если там будут вибрации, дрожание, то звук – звонкий.

Игра «Узнайте звук».

-Хлопайте, если услышите в слове звуки [с], [с’]: слон, семечки, корова, миска, фара, лисица, нора, автобус, малина, Карлсон.

Вот по лесу мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Мы немного отдохнём,

Дальше по лесу пойдём.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

 

А вы знаете, какой буквой обозначаются на письме звуки [c], [с’]?

Буква, которая обозначает звуки [с], [с’], называется ЭС.

О разломим, словно бублик-

В левой части буква будет.

Смотрит месяцем с небес

И зовется буквой С.

Знакомство с буквой С, с.

-Откройте учебник на стр. 45.

-Почему здесь изображены две буквы С, с? Чем они отличаются?

-Когда они употребляются? (В начале предложения и при написании имен собственных мы пишем заглавную букву, а в остальных случаях -строчную.)

-Давайте прочитаем слоги с этой буквой.

Си

Са

Сы

Со

Су

Са

Найдите и прочитайте слог, где звук [c’]; звук [c].

Чтение слогов с добавлением букв «ЭН».

На нашем пути встречаются деревья, в названии которых мы можем услышать новые звуки. Смотрим на страницу 45.

- Прочитайте первый столбик, затем второй.

Осины сосны

Осина сосна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: