Система цифровых пропусков грубо нарушает статьи 23, 24 Конституции РФ.




Губернатору Санкт-Петербурга А.Д. Беглову

 

Уважаемый Александр Дмитриевич!

 

В средствах массовой информации распространено Ваше заявление о возможности введения в Санкт-Петербурге системы цифровых пропусков в связи с распространением коронавирусной инфекции.

В Интернете имеется проект Постановления Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории Санкт-Петербурга в период действия режима повышенной готовности в Санкт-Петербурге».

Согласно проекту передвижение граждан на личном и общественном транспорте в городе осуществляется по цифровому пропуску. Проект предусматривает лишь отдельные исключения, такие как передвижение для получения экстренной медицинской помощи и иные случаи при условии соблюдения ограничений, установленных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 г. № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (напр., проезд до ближайшего места приобретения товаров).

Цифровой пропуск представляет собой номер или буквенно-числовой код, который подлежит использованию при передвижении и обеспечивает проверку сведений уполномоченными лицами (п. 8 проекта). Оформление пропуска осуществляется через сайт в сети Интернет или по телефону (п. 9 проекта). Для оформления цифрового пропуска необходимо предоставить следующие данные: ФИО, реквизиты паспорта, номер мобильного телефона, адрес проживания, номер транспортного средства (при наличии), фотографию (при регистрации на сайте). Срок действия пропуска не превышает трех часов.

Считаем, идею по введению цифровых пропусков инициативой, направленной на внедрение системы тотального электронного контроля за гражданами, которая никак не обоснована с санитарно-эпидемиологической точки зрения и грубо нарушает Конституцию и федеральные законы.

 

Поддерживая принятие обоснованных санитарно-эпидемиологических мер в целях противодействия распространению заболевания, считаем неприемлемым введение неадекватных ограничений конституционных прав граждан.

Введение цифровых пропусков как условия передвижения граждан на транспорте по городу неприемлемо и противозаконно по следующим причинам.

Система цифровых пропусков грубо нарушает статьи 23, 24 Конституции РФ.

Проект предусматривает вторжение государственных органов в частную жизнь граждан путем автоматизированного сбора и использования данных о частной жизни для выдачи цифрового пропуска как условия передвижения граждан на транспортном средстве по городу.

Между тем, согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Ни один федеральный закон не позволяет ограничивать конституционные права, установленные ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции, для передвижения граждан по территории в режиме «повышенной готовности», а именно как ограничение указанных прав следует квалифицировать принуждение граждан к обработке персональных данных в электронной форме для выдачи цифрового пропуска на передвижение, предусмотренное проектом Постановления.

Следует обратить внимание на то, что согласно ч. 3 ст. 56 Конституции РФ права, предусмотренные ч. 1 ст. 23, ст. 24 Конституции РФ, не подлежат ограничению даже в режиме «чрезвычайного положения» (ЧП), то есть, при более угрожающей ситуации, чем режим «повышенной готовности». Режим ЧП вводится лишь в особо опасных ситуациях («при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ», ст. 3 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»). Между тем, в Санкт-Петербурге нет режима ЧП, и, получается, что в менее опасной ситуации «повышенной готовности» обсуждаются меры, гораздо более серьезно ограничивающие конституционные права граждан, чем это допускает даже режим ЧП.

Причина таких планов видится исключительно в «удобстве» контроля органов власти за гражданами в электронном режиме.

Между тем, даже в отношении федеральных законов, которые только и могут ограничивать права граждан в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции, Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал: «Цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод» (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 N 14-П).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: