Посмотрите видео фрагмент «Вальс цветов»




Класс

Музыка

Дата урока:01.03.2021

 

Тема урока: «Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик»

 

 

Сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну «Балет». Мы познакомимся с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик», созданный 1892г.

 

Новый год празднуют люди всего мира. В новогоднюю ночь часто происходят чудеса. С миром чудес мы встретимся в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» по сказке немецкого писателя Эрнста Гофмана.

А в балет сказка превратилась 23 марта 1892 года, когда Пётр Ильич Чайковский завершил работу над партитурой.Поскольку балет сочинил русский композитор, то он дал своей героини русское имя – Маша.

В дом к главной героине на праздник шествуют гости. Родители ведут с собой своих детей. Взрослые идут чинно, солидно, а дети торопятся поскорее увидеть ёлку. Ёлка предстаёт во всём великолепии. Дети в восторге…

 

Послушайте мелодию «Марша» из балета «Щелкунчик»

https://www.youtube.com/watch?v=HU1j2vbDebs

 

- Услышали ли вы в музыке знакомую интонацию?

-Меняется ли характер музыки? (Музыка отражает праздничную кутерьму богатого дома, беготня стайки детей на празднике, они то носятся вокруг неё, то маршируют).

- Удалось ли балетмейстеру создать атмосферу новогоднего праздника?

- Вот так незаметно вы познакомились с новым термином в балете:

кордебалет - коллектив танцовщиков, исполняющих массовые, групповые танцы и сцены в спектакле.

- Ребята, кто-нибудь из вас знает что за волшебство произойдёт в эту ночь?

- Гости расходятся. Маша остаётся одна и готовится ко сну. Часы показывают полночь. Вдруг происходит неожиданное: комната наполняется мышами, с которыми пытаются сражаться детские игрушки – солдатики.

- Кто-нибудь знает, что произойдёт дальше?

- К удивлению и радости Маши, руководство игрушечным войском берёт на себя тоже оживший Щелкунчик. Силы, конечно, не равны. Мышей много, они сильные, неуязвимые. Ну что тут могут сделать солдатики с крохотными сабельками да сломанный безжалостным братом Щелкунчик?

 

- Как вы думаете, какой характер будет у музыки? (смотрите словарики)

- Будет ли меняться характер музыки в этой сцене?

Посмотрите видеофрагмента «Сражения

https://www.youtube.com/watch?v=7ihHHY_XZy0

-Удалось ли композитору и балетмейстеру создать образ сражения?

-Получилось ли у вас угадать характер музыки перед просмотром видеофрагмента?

- Итак, путешествуем дальше. Щелкунчик и Машенька отправляются в чудесное путешествие в страну сладостей, где их встречают ожившие сладости. Но сначала им придётся пройти через зимний волшебный лес. Мы будем слушать сегодня один из самых красивых отрывков балета «Щелкунчик», который называется «Вальс снежных хлопьев». Это не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты, хрупкости, трепетности. Его мелодия так красива, что её можно спеть!

Этот балет – не просто сказочный, он – новогодний. И Пётр Ильич

Чайковский для усиления волшебного эффекта сочинил музыку, которую в балете поёт детский хор. Этот хор расположен вместе с оркестром, ниже сцены, и его никто не видит. Зато все слышат звук человеческих голосов, и это создаёт незабываемое впечатление.

 

Показ видеофрагмента «Вальс снежных хлопьев»

https://www.youtube.com/watch?v=SMLNxo6Wr3g

Давайте прочитаем этот фрагмент, как о нём говорится в сказке:

«Зал превращается в зимний елочный лес. Все сильнее падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Образуется снежный сугроб из живых фигур искрящихся снежинок. Постепенно метель утихает, зимний ландшафт освещается лунным светом».

Да, действительно, в балете не поют, но, чтобы подчеркнуть сказочность П. И. Чайковский сделал так, что снежинки запели…

В этoм эпизoдe тaнцeвaльнocть coeдиняeтcя c яркoй кaртиннocтью: музыкa риcуeт лeгкoe и нeмнoгo призрaчнoe в рacceяннoм cвeтe луны кружeниe cнeжинoк. Вмecтe c тeм — этo и "кaртинa нacтрoeния”. Это не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты, хрупкости, трепетности. Его мелодия так красива, что её можно спеть!

Что хотел показать этим П. И. Чайковский? (я хочу подсказать, что мелодия в нисходящем виде воплощает идею медленного ниспадания, соответствующую образу падающего снега, по поначалу в сплетении разорванных, отделенных друг от друга мотивов, напоминающих своим рисунком маленькие снежинки, кружащиеся в воздухе).

Образ чего предстаёт перед нами, глядя на изящные движения этих балерин? (обобщенный образ Прекрасного: чистоты, хрупкости,трепетности).

 

Переходим к следующему замечательному танцу балета -, известному на весь мир, это к «Вальсу цветов». Он является заключительным в балете. Давайте послушаем его и сравним с предыдущим вальсом.

Посмотрите видео фрагмент «Вальс цветов»

https://www.youtube.com/watch?v=QF62OlzjwIw

Что общего между прослушанными фрагментами? (жанр вальс) Это были два вальса.

- Что их отличает друг от друга?

- Что их роднит?

- Какая звучит музыка?

(ликующая, радостная, пышная, жизнерадостная. Зло побеждено, добро победило!)

Вывод: в сказочных образах Чайковский воплотил глубоко гуманную мечту о добре, любви и счастье, никогда не угасающую в нём, как бы ни была мрачна и жестока окружающая его действительность.

Ну, а почему композитор воплотил жизненный смысл его именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму, то можно сказать, что

Балетная музыка Чайковского стала выразителем ярких чувств и глубоких характеров. Танец гибко рисует содержание музыки.

Балет всегда создаёт обобщённый возвышенный образ Прекрасного Человека. И если этот урок вам понравился, вы взяли для себя хоть частичку той любви, которую питал к балету П.И. Чайковский, то будьте уверены, что вы уже нашли одну из дорог в интересную музыкальную страну «Балет».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: