Непрекрытый прикрытый открытый закрытый




Лекция № 4

Сегментные и суперсегментные единицы

План лекции

Описываются сегментные единицы – единицы членения речевого потока, дается характеристика суперсегментных единиц.

4.1. Сегментные единицы

4.1.1. Фразы

4.1.2. Речевой такт

4.1.3. Фонетическое слово

4.1.4. Слог

4.2. Суперсегментные единицы

4.2.1. Ударение

4.2.1.1. Фонетическая природа ударения

4.2.1.2. Место ударения в слове

4.2.1.3. Функции ударения

4.2.1.4. Слабое ударение

4.2.2. Интонация

4.2.2.1. Понятие интонации

4.2.2.2. Интонационные конструкции

Сегментные единицы

Сегментные единицы – это выделяемые различными фонетическими средствами отрезки речевого потока: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Фразы

Фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами.

Например: Прошло несколько месяцев. // Наступила весна. ///

Ослепительно белел снег, // ласково синела вода… // (Куприн) ///

Ослепительно белел снег, // ласково синела вода… // (Куприн) ///

Фразу следует отличать от предложения: фраза единица фонетическая, а предложение – грамматическая, они относятся к разным уровням языка.

Фраза и предложение могут не совпадать и линейно: в одном сложном предложении может быть несколько фонетических фраз.

Например: В саду росли одни только дубы; // они стали распускаться только недавно, // так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад… // (Чехов)/// – в одном сложном предложении три фразы.

Речевой такт

Фраза может члениться на речевые такты. Речевой такт (фонетическая синтагма) – отрезок речевого потока, объединенный особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами необязательны и короче межфразовых пауз.

Например: А к вечеру / где-нибудь около лесных вод / человек садится у костра, // и рядом с ним / садится тишина. // (Паустовский) ///

Членение речевого потока на фразы и речевые такты обусловлено, помимо интонации и ударения, выражаемым смыслом.

Вариативность членения речевого потока на фразы и речевые такты связана с зависимостью такого членения от значения, которое говорящий вкладывает в высказывание.

Фонетическое слово

Речевой так т состоит из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок речевой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Фонетическое слово может соотноситься с одной или несколькими лексемами.

Например: веселье – [виэс’éл’˚jь]

ночь – [н˚оч’]

в ту ночь – [ф-т˚у-н˚óч’]

В русском языке большая часть служебных слов не имеет самостоятельного ударения и примыкают к знаменательным словам, составляя с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово

впереди ударного – проклитика после ударного – энклитика

предлог: ко мнé, на столé; частица: позвони-ка

союз: мать / и отéц; ты же

сказал, / чтобы прúшли; напишет ли

частица: не знáю

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексическом слове.

Например: до сáда (ср. досáда), на сúлу (ср. насúлу), при вóльном (ср. привóльном); лéй -ка (ср. лéйка), тáк же (ср. тáкже), окрéп ли (ср. окрéпли).

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сóнцъ].

Слог

Фонетическое слово делится на слоги. Ядро фонетического слова – это его ударный слог, к нему примыкают безударные слоги.

Слог состоит из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слогообразующий (гласный), остальные – неслогообразующие (согласные).

Согласно экспираторной теории слога (это теория артикуляционная): слог – это сочетание звуков, которое произносится одним толч ком выдыхаемого воздуха.

Согласно сонорной теории слога (это теория акустическая): слог – это волна сонорности, звучности.

Степень звучности: гласные – 4, сонорные звонкие согласные – 3, шумные звонкие согласные – 2, глухие – 1.

Например: картина – [кλрт’úнъ]

к λ р т и н ъ
4
 
2
 
 

Слогораздел – реальная или потенциальная граница между слогами.

В русском литературном языке большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности.

Особенности слогораздела обусловлены принципом восходящей звучности.

1. Интервокальный согласный отходит к последующему слогу: [мъ˙лλ-к∙ó]

2. Последующему слогу отходят сочетания согласных:

«шумный+шумный»: [ку-пцы],

«шумный+сонорный»: [в˚óблъ],

«сонорный+сонорный»: [сý-мрък].

3. При сочетании сонорного и шумного первый отходит к предыдущему, второй – к последующему слогу: [кλн-в’ерт], [маṷ-къ].

Слогораздел осуществляется в пределах одного фонетического слова: две лексемы – под берегом, одно фонетическое слово– [пλд-б’˙é˙р’ьгъм]. Слогораздел осуществляется в пределах фонетического слова: [пλ-дб’˙é˙-р’ь-гъм].

Типы слогов характеризуются по тем звукам, которыми слова начинаются и заканчиваются.

Слог

начинается заканчивается

гласный- согласный- гласный согласный

непрекрытый прикрытый открытый закрытый

[áx] [пá] [пá] [áх]

Суперсегментные единицы

Ударение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: