Два процесса в религиозной сфере способствовали демократизации в 1970-1980-е. гг.




Откат – 1922-1942.

 

Первая волна демократизации начинается с буржуазных революций в Америке и Франции. Хантингтон подчеркивает, что в большинстве стран демократические институты развивались на протяжении столетия и определить конкретную дату, когда данное общество стало демократическим является проблематичным.

Темнеменее,ДжонатанСаншайн выдвинул 2 веских критерия, позволяющих установить, что политическая система 19 века достигла демократического минимума того времени:

1) 50%взрослогомужскогонаселенияимеетправоголоса;

2) ответственныйглаваисполнительнойвластидолжен либо сохранятьзасобойподдержкубольшинствав выборномпарламентелибоизбиратьсяв ходе периодических всенародныхвыборов.

Исходя, из этого можно сказать, что первая волна демократизации началась в США в 1828 г. когда доля белого мужского населения на президентских выборах достигла 50%.

В ходе первой волны около 30 стран стали демократическими (Швейцария, Великобритания, Франция, Ирландия, Исландия и т.д). Демократические изменения сопровождали такие процессы, как индустриализация, урбанизация, появление буржуазии и среднего класса, формирование организаций рабочего класса, постепенное снижение степени социального неравенства.

Следом за первой волной пришел и первый откат.

Доминантой политического развития в 1920-1930 гг., был уход от демократии.

Первый откат начался в 1922 с установления фашистского режима Муссолини в Италии. Установление недемократических режимов произошло в 33 странах и сопровождалось усилением влияния тоталитарных идеологий на массы.

 

Вторая короткая волна – 1943-1962.

Откат – 1958 – 1975


Вторая (короткая) волна связана с победой союзников во Второй мировой войне и деколонизацией - событиями, которые увеличили число демократических режимов до 36.

Откат

Вторая откатная волна затронула в основном страны третьего мира. Демократия потерпела поражение не только в молодых государствах, но и в тех странах, в которых она продержалась четверть века и более (Чили, Уругвай, Индия и Филиппины). В этот период демократия сохранилась не более чем в 30 государствах.

 

Третья волна – 1974 - …

Фактически, третья «волна» демократизации начинается с падения португальской диктатуры и диктатур в Южной Европе, Азии и Латинской Америке. Завершение деколонизации, падение коммунистического мира и распад СССР — все это привело к появлению новых демократических государств.

Глава 2

Напростейшемуровне демократизациявключаетвсебя:

1)уничтожениеавторитарногорежима;

2)установлениедемократического режима;

3)консолидациидемократическогорежима.

Средивеличин,какговорят, способствующихдемократииидемократизации,называются

следующие:

высокий в целом уровень экономического благосостояния;

относительно равное распределение дохода и/или богатства;

рыночная экономика;

экономическое развитие и социальная модернизация;

существование феодальной аристократии в какой-то момент истории общества;

отсутствие феодализма в обществе;

сильная буржуазия(«нет буржуа - нет демократии» в лаконичной формулировке БаррингтонаМура);

сильный средний класс;

высокий уровень грамотности и образования;

инструментальная, а несозерцательная культура;

протестантизм;

социальный плюрализмисильные промежуточные группы;

развитие политического соревнования раньше расширения политического участия;

демократические властные структуры внутри социальных групп, особенно тех, которые тесно связаны с политикой;

низкийуровеньгражданскогонасилия;

низкийуровеньполитическойполяризациии экстремизма;

политическиелидеры-сторонникидемократии;

опытсуществованиявкачествебританскойколонии;

традициитерпимостиикомпромисса;

оккупациястраныпродемократической иностраннойдержавой;

влияниепродемократическойиностранной державы;

стремлениеэлитыподражатьдемократическим государствам;

традицииуважениякзаконуиправамличности;

гомогенность(этническая,расовая, религиозная) общества;

гетерогенность(этническая,расовая, религиозная) общества;

консенсусотносительнополитическихи социальныхценностей;

отсутствиеконсенсусаотносительно политических исоциальныхценностей.

 

Хантингтон выделяет пять основных причин третьей волны демократизации:

подрыв легитимности авторитарных систем;

беспрецедентный экономический рост в 1960-е гг.;

серьезные изменения в доктрине католической церкви в те же годы;

изменение политики ведущих мировых держав (разрядка);

демонстрационный эффект, или эффект «снежного кома».

 

1) Впрошломлегитимациюнедемократического правленияобеспечивалитрадиция,религия, божественноеправокоролей,общественноепочтение.В эпохуграмотного,мобилизованногонаселенияэти традиционныеобоснованияавторитаризматеряютсилу. Авторитаризмновоговремениоправдывалсебяспомощьюнационализмаиидеологии.

2) Экономические факторы воздействовали на демократизацию третьей волны 3 путями:

Повышениеценнанефтьв однихстранахимарксистско-ленинскиепутыв других вызываливихэкономикеспад,ослаблявший авторитарныйрежим.

К началу1970-хгг.многие страныдостиглитакогообщегоуровня экономическогоразвития,которыйобеспечивалэкономическую базудлядемократии и облегчалпереходкней.

В некоторыхстранахчрезвычайнобыстрый экономическийростдестабилизировалавторитарные режимы,вынуждаяихлиболиберализоваться,либо усиливатьрепрессии.

Переход к демократизации может происходить в странах со средним уровнем экономического развития. В бедных она невозможна, а в богатых она уже совершилась.

В 1950-1960-е гг. наблюдался впечатляющий глобальный экономический рост, когда ВВП на душу населения в развивающихся странах рос на 3,4% ежегодно. Это создавало благоприятную сферу для демократизации таких обществ.

Экономическоеразвитиенаширокойоснове, включающее значительнуюиндустриализацию,можетспособствоватьдемократизации,абогатство,получаемоеза счет продажинефти(и,вероятно,другихприродных ресурсов), - нет.Нефтяныедоходыдостаются государству; следовательно,ониувеличиваютмощь государственной бюрократии.

Таким образом – быстрый экономический рост и экономические кризисы могут разрушить авторитарные режимы и создать базис для демократических режимов.

 

Два процесса в религиозной сфере способствовали демократизации в 1970-1980-е. гг.

Современная демократия сильнее всего развивалась в христианских странах. Из 46 демократических государств, христианство доминировало в 39. Христианствозападногообразца акцентировало достоинстволичностиираздельностьсфер деятельностицерквиигосударства. Например, в Южной Корее на смену конфуцианскому авторитаризму буддистской пассивности пришла христианская воинственность, боровшаяся за права человека, а так же публичное пространство для инакомыслящихиинаковерующих.

Вторым,болееважнымпроцессомврелигиозной сфере,содействующимдемократизации,были имеющиедалекоидущиепоследствияпеременывдоктрине, руководстве,отношенииксамодеятельностиприхожан иполитическойориентацииримско-католической церквиповсемумирувцеломивомногихстранахв частности.

Уровень демократии была выше, где была большая часть протестантского населения. Католичество же характеризовалось либо с отсутствием демократии, либо с ее запоздалым развитием.

Впротестантскойдоктрине главноевниманиебылообращенонаиндивидуальную совесть,доступностьСвятогоПисаниядляотдельного человека,прямыевзаимоотношениячеловекасБогом. Католичествоподчеркивалопосредническуюроль священничества,воплощеннуювлатинской мессе.Во-вторых,самипротестантскиецерквибыли организованыболеедемократично,верховнаявластьвних принадлежалаконгрегации,епископовнебыловообще,

Либоониобладаливесьмаограниченными полномочиями.Католическаяцерковь,напротив,представляла собойавторитарнуюорганизациюсцелой иерархическойлестницейизсвященников,епископов, архиепископов,кардиналови спапойнаееверхушке,с доктринойонепогрешимостипапы.Католические страны,какотмечалПьерЭллиотТрюдо,«авторитарныв духовныхвопросах,апосколькуразграничительная линиямеждудуховнымисветскимможетбытьочень

Тонкойидажесмещаться,онизачастуюнесклонны, решатьсветскиеделапростымподсчетомголосов».

Инаконец,естьтезисВебера:протестантизмпоощряетпредпринимательствовэкономике,развитие буржуазии,капитализма,экономическогоблагосостояния, которыеспособствуютпоявлениюдемократических институтов.

4) На демократизацию страны могут влиять действия правительств и институтов за пределами этой страны. В 1970-е гг. в 15 из 29 стран демократия была установлена в период либо иностранного правления, либо когда страна получила независимость от иностранного правления. Иностранные акторы так же могут свергать демократический режим или мешать ее демократизации.

Внешние акторы существенно помогли демократизации третьей волны. К концу 1980-х гг. Ватикан, СССР, США, Европейское общество активно способствовали демократизации мира. Римделегитимировал авторитарныережимывкатолическихстранах;Брюссель дал стимулдемократизациивЮжнойиВосточнойЕвропе;Вашингтонподталкивалдемократизациюв ЛатинскойАмерикеиАзии;Москваустранилаосновное препятствиедлядемократизацииВосточнойЕвропы.

5) В одной стране успешно происходит демократизация и это подталкивает другие страны, так как перед ними стоят схожие проблемы, либо потому, что демократизировавшаяся страна является политическим и культурным образцом. Например, лидерыи группировкиводномобществевиделиспособностьлидеров игруппировокдругогообществапокончитьс авторитарнойсистемойиустановитьдемократическую. Они видели,чтоэтоможносделать,ипоэтому,вероятно,у второгообществапоявлялсястимулподражать первому.Во-вторых,онивидели, какэтоможносделать. Людив обществе-последователей перенималитехникуи методы,использовавшиесядляосуществленияболее раннейдемократизации,ипыталисьвоспроизвестиих.В-третьих,те,ктоосуществлял демократизациюпозднее,узнавалитакжеобопасностях, которыхследует избегать,итрудностях,которые нужно преодолеть.

Роль демонстрационного эффекта в третьей волне можно свести к 3 основным пунктам:

Бурное развитие после Второй мировой войны средств коммуникации и транспорта. Появление в 1970-х сети телевидения и спутниковой связи.

Демонстрационный эффект сильнее всего действовал в географически близких и схожих в культурном отношении странах.

Демократизация в Восточной Европе и Восточной Азии.

 

Глава 3.

Хантингтон выделяет три модели перехода к демократии: «трансформация», «замена» и «перестановка», после чего следует консолидация (укрепление) нового режима.

«трансформация» - представляет собой основную модель переходного периода, т.к. 16 из 35 транзитных стран "третьей волны" демократизировались именно по этому варианту. В период «трансформации», властная элита трансформируемых режимов играет решающую роль, т.к. она фактически выступает инициатором крушения прежнего режима и его смены на демократический.
С точки зрения С.Хантингтона, "трансформационная" модель перехода к демократии характерна для Испании и Бразилии, а среди посткоммунистических стран - Венгрии. В Бразилии по сравнению с Испанией данный вариант перехода к демократии принял более затяжной характер. Поэтому пример Испании стал моделью для последующей демократизации в ряде стран Латинской Америки и Восточной Европы.
Будучи самой сложноструктурированной моделью перехода к демократии, процесс «трансформации», состоит из пяти основных фаз, четыре из которых проходят еще при авторитарном режиме: 1) появление реформаторов; 2) приход реформаторов к власти; 3) противоречивая либерализация; 4) консенсус с консерваторами; 5) кооптация оппозиции.

«замена» - включает в себя три определенные стадии:

v борьбу за падение режима;

v падение режима;

v Борьба после падения режима


В процессе "замены" позиции реформаторов бывают слабыми или их вообще не бывает. Во властной элите доминируют консерваторы, которые выступают против изменения политического режима. В таких условиях демократизация становится результатом постепенного усиления оппозиции и ослабления властной элиты до тех пор, пока она не будет свергнута или не потерпит крах. После этого к власти приходят бывшие оппозиционные группировки и конфликт вступает в новую стадию, т.к. группировки, входящие в новое правительство, борются между собой по вопросу характера режима, который необходимо установить.

«перестановка » - представляет собой процесс, занимающий некое промежуточное положение между "трансформацией" и "заменой". При «перестановке», процесс демократизации политического режима является результатом сочетания действий властной элиты и оппозиции. Во властной элите баланс между консерваторами и реформаторами таков, что властная элита готова обсудить изменение режима, но не готово его инициировать, как это происходит в модели "замены". В силу этого властную элиту необходимо подталкивать к официальным или неофициальным переговорам с оппозицией. Среди оппозиции сторонники умеренных взглядов достаточно сильны для того, чтобы доминировать над антидемократическими радикалами. Однако они недостаточно сильны для того, чтобы свергнуть властную элиту. Поэтому они также видят необходимость проведения переговоров с властной элитой

Анализ нынешней ситуации свидетельствует, что на данном этапе своей трансформации многие страны постсоветского пространства (Россия, Украина, Беларусь и др.) занимают промежуточную позицию между моделями "трансформации" и "перестановки" С.Хантингтона, сочетая в различной пропорции элементы обеих этих моделей перехода к демократии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: