Признаки биологического возраста




Критерии определения биологического возраста

§ зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

§ скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

§ зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);

§ наследственность;

§ конституция человека;

§ зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).

Существует большое количество предложенных разными исследователями тестов – в зависимости от целей исследования. В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации. Большое значение придается изучению возрастных изменений на молекулярном уровне.

Сокращенный метод определения биологического возраста для взрослых лиц: кардиопульмональная система (систолическое артериальное давление, жизненная емкость легких, артериальное парциальное давление кислорода); органы чувств, психика (зрение, слух, способность к переключению внимания); двигательный аппарат (эластическая способность сухожилий); состояние зубов (количество здоровых зубов). Темпы старения, как и развития, в определенной степени зависят и от конституции человека.

При определении «возрастных норм» и биологического возраста человека следует учитывать пол, индивидуальные и конституциональные особенности, а также принадлежность к определенной эколого-популяционной группе, влияние социальных факторов и другие обстоятельства.

Управление биологическим возрастом человека

Все составляющие здорового образа жизни влияют на биологический возраст. Уменьшение его, стабилизация или замедление это замедление старения. Важно знать вклад отдельных факторов в этот процесс. Наиболее решающим, по-видимому, является психологический фактор — желание тратить на это силы, время и средства. Не просто заставлять себя регулярно и скрупулёзно выполнять все необходимые тесты.

Биологический возраст мужчин и женщин

По биологическим процессам, как считают геронтологи, женщины стареют медленнее и живут дольше на 6–8 лет. Большая жизнеспособность женщин сохраняется на протяжении всей жизни. Также существует ряд психологически-социальных причин, по-разному влияющих на продолжительность жизни разных полов. Для женщин социальными факторами долголетия являются удовлетворенность сексуальной жизнью, наличие семьи и детей. Для мужчин – удовлетворенность карьерой.

 

Признаки биологического возраста

Не любой признак, изменяющийся с возрастом, может определять биологический возраст человека. В случае старения кожи, появления седины и морщин, функционирование остальных органов, особенно мозга и сердца остается на высоком уровне, тогда и биологический возраст оказывается более низким, несмотря на внешние проявления.

Иногда же человек имеет прекрасный внешний вид, зато основные функции его организма находятся в очень плохом состоянии, тогда можно говорить, что его биологический возраст выше календарного. Правильно оценить биологический возраст возможно только на основании тщательного и всестороннего медико-антропологического обследования, обычно эта задача стоит перед геронтологами.

При хронических заболеваниях признаки преждевременного старения могут проявиться очень рано, есть даже такие заболевания, когда молодой человек очень быстро превращается в старика, механизм этого заболевания малоизучен, возможно, что это нейроэндокринная реакция на эмоциональный или несчастный случай.

Такие заболевания, как сердечно-сосудистые, туберкулез, язвенная болезнь, сахарный диабет, иммунодефицит, психические заболевания, также могут привести к преждевременному старению. Постоянный психический и эмоциональный стресс, приводящий к неврозу, синдром хронической усталости, хроническое недоедание, облучение и много других причин может привести человека к преждевременному старению.

 

2. Исторический характер возрастной периодизации. Акселерация

Современное членение человеческой жизни на эпохи и периоды кажется настолько естественным и вечным, что трудно себе представить какой-либо иной вариант. Привычное трио — детство, отрочество и юность — как будто столь же незыблемо, как весна, лето, осень, зима... А на самом деле все здесь не так просто. Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых — и не лучших ли? — лет жизни на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки?

 

Специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый качественно своеобразный период существования живых существ — это продукт эволюции, а человеческое детство — еще и результат исторического развития. Чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. У низших животных практически вообще нет детства — то примитивное существование, которое им предстоит вести, не требует специальной эпохи прижизненной подготовки от каждого существа: хватает фонда наследственных приспособительных реакций. Человеческое дитя потому и является на свет самым беспомощным по сравнению со всеми остальными детенышами, что ему предстоит освоить огромные богатства культуры, которые до его рождения накопили предыдущие поколения.

 

Человек свободен от окостеневших инстинктивных программ поведения. Каждое поколение готово усвоить любую новую программу и внести в нее свой вклад. Бедность «человеческого детеныша» на первых этапах детства — это условие для его будущего богатства, это возможности, которые будут реализованы в дальнейшем.

 

Человеческое детство не только продукт эволюции, но и результат исторического развития. Отечественными психологами П. П. Блонским и Л. С. Выготским еще в 1930-е гг. была высказана идея об историческом происхождении периодов психического развития, подтвержденная в дальнейшем исследованиями Д. Б. Эль- конина. По мнению отечественных психологов, в ходе исторического развития происходило удлинение детства путем надставки новых стадий и одновременное ускорение темпов психического развития на предшествующих, более ранних стадиях. Говоря о росте и развитии ребенка, нельзя не отметить, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление, обнаруженное у детей всех национальностей, получило название «акселерация». Разнообразны теории, которые выдвигают ученые для объяснения этого явления. Тут и «радиационный гормезис», и благотворное влияние солнечной инсоляции, усиленная витаминизация детей и беременных женщин, возросшее употребление белков, урбанизация (раздражающее воздействие темпа городской жизни), влияние радио, кино, телевидения и т. д.

 

В качестве важной причины акселерации указывают на возросшее число гетеро- локальных браков (браков людей, живших на далеко расположенных друг от друга территориях). Единой причины акселерации не установлено. Большинство ученых склонны считать, что она вызвана всем комплексом меняющихся условий жизни, но в разных странах и социальных группах, в различные периоды на первый план выступают то одни, то другие причины.

 

Ускорение физического развития сопровождается более интенсивным психическим развитием, чему способствуют прогресс современной науки и культуры, развитие средств массовой информации, совершенствование обучения. Сказывается при этом и положительная роль родителей, образовательный и культурный уровень которых в последнее время значительно вырос.

 

Наблюдаемая в настоящее время акселерация вносит определенные изменения в характеристику и возрастных границ каждого периода. Однако подвижность, динамичность возрастных особенностей тем не менее не стирают, не сводят на нет факт наличия типичных возрастных характеристик. Учет рассмотренных закономерностей психического развития человека является необходимым при целенаправленном формировании гармонически развитой личности.

Акселерация или акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное развитие живого организма. Обычно используется для описания ускоренного физиологического развития человека, наблюдаемого в последние 150 лет, но в принципе термин применим и к другим живым организмам.

Понятие акселерации

Под акселерацией развития (от латинского acceleratio - ускорение) понимают ускорение ростовых процессов, более раннее созревание организма, достижение к периоду зрелости больших размеров.

Ретардация развития (от латинского retardatio - замедление, задержка) - задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Термин акселерация был предложен в 1935 году немецким ученым Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков 20 века в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца 19 века.

В настоящее время термин "акселерация" употребляется в основном в двух значениях: акселерация внутригрупповая и эпохальная.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам). Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13-20% и это особенно важно учитывать при решении проблем, связанных с созреванием школьников. Определение школьной зрелости учащихся детей позволит своевременно организовывать группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно при условии адекватной учебно-воспитательной работы.

К эпохальным (или долговременным - long-term trend) относят прослеживаемые на протяжении тысячелетий и столетий изменения размеров головного мозга, форы черепа и массивности скелета. Сюда включаются также колебания длины тела, изменение продолжительности жизни и др.

Для обозначения сдвигов за короткие периоды времени (а акселерация принадлежит к таковым явлениям) этот термин не подходит. Однако между ними существует много общего, эти процессы взаимосвязаны. Ведь изменение массивности скелета и формы головы прослеживаются не только в тысячелетиях, но и в десятилетиях. Временная динамика длины тела характерна для изменений природы человека как в более отдаленной, так и более близкой ретроспективе. Кажется несомненным, что долговременная и вековая тенденции могут иметь как позитивные (ускорение развития), так и негативные (замедление развития) проявления.

По данным изучения ископаемых остатков людей с использованием костных материалов с последующим расчетом по этим данным соматических характеристик населения минувших эпох удалось воспроизвести примерную картину вековых и тысячелетних колебаний длины тела в филогенезе человека. Так, почти два миллиона лет назад на Земле появились "почти люди" - австралопитеки. 500 - 600 тыс. лет назад - настоящий человек - питекантроп. Он, например, оказался гигантом с ростом до 2,5 метров. Еще через 100 тыс. лет появляется синантроп. Средний рост мужчины 156 см, женщины - 144 см. Около 150 тыс. лет назад Землю населили неандертальцы, ростом всего 154 см. Еще через 100 тысячелетий неандертальцев сменили кроманьонцы, рост которых составлял 187 см. Спустя 30-40 тыс. лет рост людей едва превышал 150 см. Следовательно, в масштабах эволюционных изменений длины тела человека как биологического вида направленность сдвигов имеет колебательный характер.

6.

существует несколько принятых схем периодизации развития человека в онтогенезе.
При этом критерием деления жизненного цикла на отдельные периоды является, по
Аршавскому, способ взаимодействия организма с условиями среды. Под периодом
понимается отрезок времени онтогенеза, в течение которого физиологические функции
имеют более или менее стабильный характер. Период может быть разделен на отдельные
фазы, различающиеся по каким-либо характерным признакам.
Переход от одного периода к другому рассматривается как переломный этап
онтогенеза, или критический период, в течение которого происходят преобразования каких-
либо функций, гормональные перестройки, приводящие к морфофизиологическому и
психофизиологическому переформированию организма.
Такие критические периоды имеют место и в пре-, и в постнатальном
онтогенезе. В связи с психофизиологической тематикой нас будет интересовать в основном
постанатальный отнтогенез, хотя на самом деле для формирования нормальной психики
ребенка и взрослого человека небезразлично действие ряда внешних и внутренних факторов
и в пренатальном онтогенезе.
Наиболее приняты следующие схемы возрастной онтогенетической периодизации
(табл. 1.1-1.4, рис. 1.1).
Наиболее важные (ключевые) моменты периода новорожденности для
последующего психологического развития ребенка – это возможности импринтинга
(Пиаже, Аршавский) и коммуникативные интонационные реакции, начиная с первого
крика (Аршавский, Тонкова-Ямпольская). Возникновение импринтинга у новорожденных
говорит и о возможности образования у них натуральных условных рефлексов, в то время
как искусственные условные рефлексы возникают гораздо позднее (Касаткин).
Возраст около 1 года, будучи критическим в отношении реализации позы стояния,
является переломным этапом для ребенка и способствует прогрессированию его
интеллектуального развития (Пиаже). Этот возраст (до 2-х лет), по Пиаже,
характеризуется как период сенсомоторного интеллекта.
2,5-3 года – это переломный этап при переходе в качественно новый возрастной
период – период дошкольного возраста, длящийся до 7 лет. Это период (по Красногорскому,
начиная с 2-х летнего возраста) бурного речевого развития: в 2-х-летнем возрасте – это 200-
400 слов, усвоенных ребенком и фонематически воспроизводимых; в 3 года словарный запас
существенно расширяется, особенно в связи с возникновением вопроса "Что такое”
(Красногорский) и с развитием познавательной деятельности. Активизируется двигательное
поведение, также способствующее становлению речевой деятельности (Кольцова), в это
время ребенок овладевает правильным построением речи, осваивая падежи, лица,
глагольные формы. При этом в качестве фактора, влияющего на становление речи и на
интеллектуальное развитие ребенка, выступает двигательная активность. Речь
ребенка начинает формироваться в годовалом возрасте путем подражания взрослым (после
того как завершается структурное созревание корковых центров речи). В случае же изоляции
ребенка от взрослых в этом возрасте речь не развивается и не реализуется даже после
прекращения изоляции, если изоляция была достаточно долгой (до 16 лет - "случай Каспар
Хаузера”)
7-летний возраст также является критическим после чего следует новый период,
длящийся до 12-13 лет, это младший школьный возраст. В этот период активизируются и
совершенствуются движения, что приводит (в комплексе с обучением) к формированию и
развитию психофизиологических функций. Пиаже считает, что в период от 7 до 11 лет у
ребенка строится понятийная система.
С 12-13 до 17-18 лет длится период старшего школьного возраста, в течение
которого происходит половое созревание – это пубертатный период, начало которого у девочек приходится на 12-13, а у мальчиков на 16-17 лет. Этот период характеризуется
эмоциональным напряжением, особенно у девочек.
Период с 11 до 15 лет Пиаже рассматривает как время появления новых функций,
связанных с формальными операциями; эти операции могут запускаться развивающимися
к этому времени центральными нервными структурами, которые обеспечивают построение
новых логических конструкций типа: "… а если бы”. Подростковый возраст является
часто "трудным возрастом”, ибо в это время происходит самоутверждение подростка, что
также существенно отражается на становлении и развитии его эмоциональной сферы.
С 17 лет начинается юношеский возраст, который длится у девушек до 19-20, а у
юношей - до 22-23 лет. К этому времени завершается половое созревание и с 22 лет
начинается следующий возрастной период - детородный (или стационарное состояние).
Естественно, этот период является наиболее изученным. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями,
связанными с доминированием тех или иных функций организма, обеспечивающих те или
иные параметры поведения во взаимодействии с условиями среды и социума. В
критические стадии (переломные этапы) происходит передоминирование ряда
функций, что выражается в переконструировании констелляций нервных центров,
обеспечивающих соответствующие перестройки поведения.
При этом отмечается, что по сравнению с взрослым (стационарным) состоянием все
предыдущие периоды, а особенно критические стадии, характеризуются меньшей
адаптивностью и резистентностью к действию различных стрессорных раздражителей
(особенно сублетальных и летальных). В критической стадии не исключена задержка
развития под действием неадекватных сильных раздражителей, тормозящих переход к следующему возрастному периоду, а в конечном итоге возможно даже последующее
неполноценное развитие.
При этом важную роль в перестройках поведения с образованием новых его форм
играет кора мозга, обеспечивая благодаря акцептору действия и обратной афферентации
выработку и закрепление новых программ наиболее адекватных для каждого возрастного
периода.
И, наконец, после окончания стационарного периода взрослого состояния наступает
завершающий этап жизненного цикла — регрессивный (или инволюционный) период, когда
процессы самообновления цитоплазмы клеток постепенно затухают, что приводит, как
правило, к ослаблению памяти и к характерным общим изменениям в эмоциональной и
интеллектуальной сферах.

9.

Геронтология (греч. geron, geront(os) - старец + logos учение) - наука, изучающая закономерности старения живых существ, в том числе человека, и старческий возраст.

Существует большое число теорий и гипотез, претендующих на объяснение механизмов старения.

1 теория. Теория соматических мутаций

Теория соматических мутаций, согласно которой старение является результатом взаимодействия различных эндогенных и экзогенных повреждающих агентов с генетическим материалом клетки и постепенного накопления случайных мутаций в геноме соматических клеток. Повреждения ядерной и митохондриальной ДНК соматических клеток, такие как точечные мутации, делеции и транслокации, приводят к активации или инактивации специфических генов, вовлеченных в регуляцию клеточного цикла и контроль роста. В табл. 13 приведены данные об интенсивности эндогенных повреждений ДНК клеток млекопитающих.

Накопление с возрастом таких мутаций в различных органах и тканях является основным фактором, определяющим развитие возрастной патологии, включая рак

Частота мутаций увеличивается с возрастом во многих тканях, однако степень этого увеличения существенно варьирует. Наибольшая частота мутаций отмечена в клетках тонкой кишки и мочевого пузыря старых мышей. Важно отметить, что степень возрастного увеличения частоты спонтанных мутаций не коррелирует с пролиферативной активностью тканей. Одной из причин накопления повреждений ДНК с возрастом может быть снижение эффективности систем ее репарации. В ряде работ установлена положительная корреляция между продолжительностью жизни вида и скоростью репарации ДНК, поврежденной ультрафиолетовым светом или ионизирующей радиацией.

При старении может изменяться структура генов и направление их функционирования. С возрастом в соматических клетках накапливаются не только мутации, но и хромосомные перестройки. Полагают, что изменения хроматина могут играть главную роль в связанных с возрастом изменениях регуляции экспрессии генов. С увеличением возраста не отмечено изменений стехиометрии большинства гистонов, однако имеются сообщения ой изменениях подвида гистона H1. Ацетилирование гистонов, которое предположительно изменяет взаимодействие гистон-ДНК и делает ДНК белее доступной, снижается по мере старения на 30-70 %. Важную роль в увеличении продолжительности жизни, как это показано в опытах на дрожжах и С. elegans, играют деацетилазы гистонов.

2 теория. Свободнорадикальная теория старения

2 теория. Одной из наиболее плодотворно развивающихся в последние годы фундаментальных теорий является свободнорадикальная теория старения.

Согласно этой теории, продуцируемые главным образом в митохондриях клеток молекулы супероксида (О-2), Н2О2, гидроксильного радикала (НО) и, возможно, синглетного кислорода (О2) повреждают клеточные макромолекулы (ДНК, белки, липиды). Полагают, что активные формы кислорода вызывают повреждения мембран, коллагена, ДНК, хроматина, структурных белков и участвуют в регуляции внутриклеточного уровня кальция и т. д. К основным эндогенным факторам антиоксидантной защиты организма относятся некоторые ферменты и витамины (табл. 16).

Было показано, что видовая продолжительность жизни прямо коррелирует с активностью супероксиддисмутазы (СОД), содержанием -каротина, -токоферола и мочевой кислоты в сыворотке крови. Установлена высокая корреляция между активностью основного обмена, активностью СОД и максимальной продолжительностью жизни у животных 14 видов, включая человека. При повышении температуры происходит усиление образования 8-оксигуанина в ДНК, что свидетельствует о том, что нагревание может усиливать окислительный стресс, повышая уровень активных форм кислорода. Выявлено существенное накопление с возрастом продуктов окислительного повреждения белков свободными радикалами, генерируемыми нейтрофилами, снижение общей антиокислительной и антирадикальной активности крови у людей.

3 теория. Митохондриальная теория старениия

3 теория. В последние годы получила развитие так называемая митохондриальная теория старения, в основе которой лежат два предположения.

Установлено, что инактивация ядерного гена СОХ5, кодирующего субъединицу V комплекса цитохром с оксидазы приводит у дрожжей к использованию альтернативного дыхательного пути и уменьшению продукции АФК, что сопровождается существенным увеличением продолжительности жизни, ассоциированным со стабилизацией митохондриальной хромосомы.

Сторонники митохондриальной теории старения полагают, что в основе старения лежит прогрессивная потеря функции митохондрий в различных тканях организма

В пользу такой точки зрения свидетельствуют следующие данные:

- накопление в митохондриальной ДНК (мтДНК) больших делеций и точковых мутаций в тканях пожилых индивидуумов и уменьшение количества копий;

- снижение с возрастом активности ферментов, обеспечивающих перенос электронов в дыхательной цепи, в лимфоцитах, скелектных мышцах и кардиомиоцитах;

- как следствие этих процессов - увеличение продукции АФК и прогрессивное перекисное окисление липидов и белков мембран;

- изменения морфологической структуры митохондрий и снижение мембранного потенциала митохондрий, обеспечивающего энергию для синтеза АТФ;

- клетки молодых крыс быстро стареют и подвергаются дегенерации, когда в них с помощью микроинъекции вводят митохондрии из фибробластов старых крыс;

- установлена обратная корреляция между продукцией перекиси водорода, митохондриями и максимальной продолжительностью жизни вида.

Наследуемая по материнской линии мтДНК реплицируется в течение всей жизни организма как в пролиферирующих, так и в постмитотических клетках, что в конечном счете приводит к тому, что частота мутаций мтДНК во много раз превышает таковую в ядерной ДНК. В значительной мере это обусловлено неэффективностью систем репарации ДНК и близостью к митохондриальной мембране, где генерируются АФК.

11.

АКСЕЛЕРАЦИЯ (акцелерация) (от лат. acceleratio - ускорение) -1) в биологии развития - ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (напр., раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их питание после исчерпания запасов желтка).

2) В антропологии - ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Наблюдается в экономически развитых странах последние 100-150 лет.(термин предложен немецким врачом Koch в 1935 году).

 

Акселерация может быть как самостоятельным клиническим феноменом, так и наблюдаться в рамках других психопатологических синдромов. В связи с этим может быть упомянут диспропорциональный вариант инфантилизма с характерным для него обилием "взрослых" черт в речи, мимике и поведении, а также эндокринный тип инфантилизма — "маленькие старички" при гипофизарном субнанизме. Большой интерес представляет социально-психологический вариант психической акселерации, который развивается при излишне "интеллектуализированном" воспитании ребенка (обычно среди взрослых) и социальной депривации в виде изоляции его от детского коллектива. В последнем случае речь может идти как об особом типе воспитания, так и вынужденной изоляции в связи с тем или иным неврологическим и соматическим заболеванием, особенно ограничивающим подвижность ребенка (детский церебральный паралич, пороки сердца и т.п.).

1.Акселерация – на данном этапе – процесс, без которого нельзя даже представить себе процесс развития современного подростка. Трудно установить грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым. Это деление гораздо старше научно-технической революции и такого ультрасовременного процесса, как акселерация[i][i].

В настоящее время ученые разделяют 2 подростковых возраста: 10-14 лет и 15-17 лет. В отличие от детского возраста в этот период начинает складываться организм взрослого человека. Этот период характеризуется также началом полового созревания.

Физическим проявлением подросткового возраста становится увеличение роста. Быстрый рост начинается в среднем у девочек в 12 лет и у мальчиков в 14 лет. Замечено, что девочки 13-14 лет, в основном, выше и тяжелее, чем мальчики того же возраста.[ii][ii]

Это обусловлено усиленным ростом костей, что придает временную тонкость в фигуре. Это сопровождается расслаблением связок и сутулостью. Только после этого наступает период роста мышц.

В общем, происходит полная переоценка ценностей, психологическая возбудимость и нервозность повышены, наблюдается т.н. «максимализм».

Также «уровень физиологического развития и интенсивность роста зависят от наследственных факторов, условий жизни и климатических особенностей места проживания. Плохие условия и недостаточность питания могут привести к задержке роста и более позднему развитию»[iii][iii]. Именно из-за разности этих условий подростковый период наступает у всех по-разному.

В настоящее время фазы биологического развития организма все более и более сдвигаются к ранним возрастам. Так за истекшие 100 лет прохождение наивысшей точки усиленного роста девушек снизилось с 16 до 12 лет и все продолжает понижаться примерно на 9 месяцев для каждого следующего поколения.[iv][iv] Подобное явление и носит название акселерация. Но данное понятие акселерации, принятое в широких кругах, несколько отличается от научного понятия акселерации.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: