ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.




Психологическая антропология — это дисциплина, в рамках которой изучается, каким образом индивидуум приобретает культурные навыки, культурную компетентность и как происходит обмен культурной информацией в процессах социального взаимодействия. Тематика исследований такого рода к настоящему времени приобрела следующие ориентации:

1. изучение осознанных, имеющих культурную форму выражения, и неосознаваемых, невольно проявляемых представлений, распространенных у большинства носителей определенной культуры;

2. изучение осознанных представлений и неосознанных побуждений, разделяемых членами общества и управляющих их действиями в дифференциальных организованных группах и неорганизованных коллективах (толпа) в определенных социально значимых ситуациях;

3. изучение структур социокультурной коммуникации, соответствующих различным социально значимым ситуациям, субкультурам и специфичным культурам.


2. ДЕТЕРМИНАНТЫКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Внешние детерминанты коммуникативных процессов. Принято выделять четыре измерения социальных отношений, которые представляются универсальными, то есть существующими во всех культурах и определяющими социальное взаимодействие:

1. ассоциация диссоциация (объединение — разъединение); ассоциирующее поведение включает в себя готовность к помощи поддержке, кооперации; диссоциирующее поведение предполагает борьбу или игнорирование другого;

2. господство — подчинение (суперординация — субординация); поведение господства включает в себя критичность, стремление распоряжаться; поведение подчинения предполагает просьбы о помощи, стремление соглашаться и слушаться;

3. интимность — формальность; интимное поведение включает в себя стремление раскрыть себя, выразить эмоции, вступить в тактильный контакт; формальное поведение предполагает сведение действий к внешним стереотипным, эмоционально нейтральным проявлениям;

4. открытость — скрытность; открытое поведение является видимым, наблюдаемым для других; закрытость (скрытность) предполагает минимизацию внешних проявлений

Внутриличностные детерминанты коммуникативных процессов. Культурные факторы, проявляющиеся в ситуациях обмена информацией, влияют на коммуникативные побуждения (интенции) участников взаимодействия и их понимание себя, друг друга и ситуации. Побуждения определяются как предписания коммуникативного поведения, задаваемые участниками в конкретных ситуациях самим себе. Понимание предполагает способность в этом контексте описать, предсказать и объяснить внешние стимулы, включая поведение других. Итак, основу коммуникации составляют стремление к пониманию того, что происходит, привычки, познавательные или эмоциональные побуждения. Определяющие ее факторы. Во-первых, разнородность когнитивных моделей переработки информации: предпочтительных стратегий убеждения, стилей регулирования напряженности, самоощущений, эмоций, привычек. Во-вторых, несходство норм, правил, ролей; использования языка; сред взаимодействия (пространства, включая территориальность, приватность, скученность); коммуникативных затруднений, навыков, облегчающих коммуникацию. В-третьих, разноплановость осознанных и неосознаваемых компонент коммуникации. Осознаваемая их часть связана с построением участниками стратегий поведения, рациональным определением целей и результатов процессов, оценкой их эффективности. Неосознаваемая часть обусловлена стереотипными, автоматическими элементами поведения; бессознательными побуждениями участников; незамечаемыми ситуативными факторами.
3. СОДЕРЖАНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ «Я-КОНЦЕПЦИИ».

Под понятием «я» подразумевается системообразующее начало в отношениях индивида с окружением. Оно используется для самообозначения отдельного, индивидуального лица, но не «личности» или набора факторов, составляющих личность. Понятие «я» обычно подразделяется на два значения: номинативное — «я» как субъект и аккузативное — «я» как объект. «Я» как объект включает в себя идеи «я» как социального объекта для других и «я» как социального (и психологического) объекта для себя. Часть «я-концепции», не объясняемая социальной идентичностью, называется личной идентичностью. Целесообразно также проводить различие между публичным «я» и приватным «я». Приватное «я» есть часть «я-концепции», известная только самому индивиду, тогда как публичное «я» известно другим. Индивидуалистический взгляд на «я» предполагает, что это самодовлеющее единство, существующее вне зависимости от групп принадлежности. В исследовании коммуникативных процессов выделяется еще один концепт, характеризующий индивидуальную специфику человека в его отношениях с другими. Это концепция «лица», которая в том или ином выражении встречается практически в каждой культуре. Она обозначает «публичный я-образ», который стремится утвердить индивид, которым можно наделять, который может быть утерян, за который можно бороться и который может быть дарован. Можно считать его своеобразным культурным знаком «я», размещенным в потоке коммуникации и разделяющим его на адекватные и неадекватные, благоприятные и неблагоприятные для индивида события. Лицо представляет собой проекцию «я» на ситуацию, предполагающую отношения с другими, идентичность, совместно определяемую участниками взаимодействия. Социальная идентичность определяется как та часть «я- концепции» индивида, которая является производной осознания и оценки им своей принадлежности к социальной группе (или группам). Она базируется на разделяемых социальных представлениях и репрезентациях.
4. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СИТУАЦИИ И РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В СНИЖЕНИИ ЕЕ УРОВНЯ

Неопределенность предполагает неспособность индивидов к предсказанию по поводу себя и других в отношении, во-первых, представлений и оценок (когнитивная неопределенность), во-вторых поведения (поведенческая неопределенность). Уменьшение неопределенности, соответственно, предполагает построение индивидом предсказаний (до начала действий) и объяснений (после их совершения) этих аспектов коммуникации. Организация коммуникативых процессов в значительной степени детерминирована таким побуждением. Наличие этого культурообразующего фактора как универсального подтверждено сравнительно-культурными исследованиями. Они помогли установить взаимосвязи между степенью неопределенности ситуации, с одной стороны, и интенсивностью коммуникации, поиска информации, сходством между участниками — с другой. Обнаружена закономерность, согласно которой количество вопросов, задаваемых друг другу незнакомыми людьми, уменьшается во времени, что также свидетельствует о снижении степени неопределенности. При высоком уровне неопределенности ситуации реакции собеседников на прямые вопросы, связанные с поиском информации, обнаруживают низкий уровень интимности, а значимость межличностной привлекательности уменьшается. Неопределенность, однако, порождает высокие степени побуждений к взаимности, увеличивается тенденция к самораскрытию, то есть в ответ на то, что другие поверяют им, люди начинают давать больше информации о себе.

В своих работах К. Бергер выделяет три стратегии, используемые индивидами для уменьшения неопределенности:

пассивная — наблюдение за другими без вмешательства в процесс взаимодействия

(сравнение, выявление реакций на различные стимулы и пр.);

активная — усилия, направленные на получение информации (вопросы к другим,

касающиеся предмета интереса и структурирования ситуации);

интерактивная — непосредственное взаимодействие с теми, о ком собирается информация

(выспрашивания, попытки раскрыть себя, обнаружение обманов)

Уменьшение неопределенности делает возможным понимание ситуации. Как уже говорилось, «пониманием» обозначается восприятие значений, знание, обобщение, интерпретация и получение информации. Выделяются три уровня понимания: описание, предсказание и объяснение.

Описание подразумевает представление наблюдаемого в терминах физических характеристик (например, передать картину словами). Предсказание означает построение будущего состояния ситуации. Объяснение предполагает ответ на вопрос, почему нечто произошло. Таким образом, понимание означает способность людей делать точные описания, предсказания и объяснения. Последовательные снятия неопределенности в коммуникативныхситуациях обусловливает формирование культурных факторов, определяющих типичные условия социального взаимодействия. Их можно распределить по следующим категориям: цели и ихструктуры; формы и правила; роли, репертуар или элементы поведения, их последовательность; характер коммуникативных сетей. Нормы, правила, роли и коммуникативные сети влияют на то, как кодируются и декодируются вербальные и невербальные сообщения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: