Основным методом является наблюдение.




При наблюдении за свободным поведением ребенка следует обращать особое внимание на следующие моменты:

  • особенности установления контакта: взгляд, реакция на обращение, реакция на уход матери, наличие тревоги, страхов, сопротивления, игнорирования;
  • реакция на попытки установления невербального взаимодействия;
  • реакция на словесные обращения: отсутствие отклика на имя, «парадоксальный слух», избирательность ответных реакций на речь (в чем выражается);
  • отношение к окружающему: необычность первого объекта фиксации, индифферентность, «полевое» поведение, эпизоды «ухода в себя» и другие особенности;
  • фон настроения: эйфоричный, депрессивный, колеблющийся и др.;
  • особенности психомоторики: двигательная расторможенность, возбудимость, вялость, или заторможенность, медлительность, угловатость, порывистость, вычурность движений;
  • особенности мимики: гипомимичность, напряженность, неадекватность;
  • особенности бега и походки;
  • наличие стереотипий, их характеристика;
  • способность к подражанию;
  • наличие культурно заданных жестов;
  • особенности зрительного восприятия;
  • сенсорная гиперсинзитивность;
  • особенности концентрации внимания;
  • преобладание интереса к абстрактным свойствам предметов, игнорирование их функций, особые интересы;
  • особенности речи;
  • выбор игрушек и характер манипуляций с ними;
  • особенности игры.

Не всегда на первичном приеме необходимо выдерживать позицию наблюдателя. Так, например, если ребенок подходит к взрослому, проявляет малейшие знаки заинтересованности происходящим в кабинете и производимыми взрослым действиями, манипуляциями, то это может расцениваться как хорошая возможность для установления контакта. Если относительный контакт установлен, то можно попытаться немного усложнить взаимодействие, заинтересовав ребенка игрой, занятием за столом или просто закрепить зачатки контакта совместным переживанием приятных действий (мыльные пузыри, верчение юлы и т.д.)
Требования к психологу:
не формировать конфликт и не ставить большие требования (не создавать отрицательный опыт); не спешить к сближению, посмотреть за спонтанной активностью ребенка, и только затем постепенно подстраиваться, смотреть зону ближайшего развития; отмечать как реагирует ребенок на “шаги-предложения” психолога; какую дистанцию держит; насколько пресыщаем в контакте, не убегая, не уходя от совместной игры; понаблюдать появляется ли зрительный контакт; как реагирует ребенок на телесные прикосновения к нему; активен или пассивен ребенок в совместной игре (ждет инициативы от психолога или предлагает занятия сам); уменьшает ли ребенок дистанцию, становится ли расслабленнее в контакте.
Какие формы контакта ребенок воспринимает легче (чтобы использовать дальше в работе): тактильные, слуховые, визуальные.
Какие доступны ребенку формы организации себя: игровая деятельность, совмещение игровой и учебной: садится ли ребенок за стол или подбежит, изобразит что-либо и убежит.
Если полевое поведение: реагирует ли на обращения; может ли воспринимать простейшую инструкцию и удерживать ее до конца выполнения задания.
На каком уровне игра ребенка: манипулятивная, элементы сюжета, психодрамма, ролевая.
Речь: есть ли спонтанные высказывания, фразовая речь; с точки зрения грамматической правильности; есть ли обращения в речи (использует ли жесты, например, тянет за руку, показывает); есть ли эхолалии (какие); насколько возможно специальное повторение.
Когнитивная сфера проверяется в игре. Ориентирован ли ребенок в пространстве (построение железной дороги). Имеет ли представление о количестве, величине, форме, цвете (паззлы, доски Сегена, матрешки, кубики, пирамидка).
Важно знать какие опоры помогают ребенку улучшить выполнение заданий: ритм, вербальное описание правильного решения, наглядный пример.
По результатам обследования составляется заключение, в котором можно качественно описать особенности развития ребенка. На основании результатов наблюдения нужно предварительно предположить структуру нарушений. Если специалист склоняется к наличию в структуре дефекта синдрома аутизма, то следует отметить форму ухода ребенка от общения с окружающим, обосновать свои выводы. Если дефект сложен, то необходимо вынести варианты-гипотезы относительно его структуры и наметить дальнейшие шаги по проверке выдвинутых предположений.

Список использованной литературы

1. Детский аутизм: хрестоматия. Сост. Л.М. Шипицына. — С.-Пб., 1997.

2. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. Под ред. С.А.Морозова. — М., 2002.

3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991.

4. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм.—М.: Просвещение, 1989.-95 с.

5. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.: МГУ, 1990.

6. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. — М., 2002.

7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. — М.: Теревинф, 1997.

8. Питерс Тео. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. — М., 1999.

9. Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. — М., Академия, 2000.

Источник: Методическое пособие. Составлено психологами ГПНДдДиП.г.Минск

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: