Тема урока: Симфоническая музыка
Ход урока
Организационный момент
Музыкальное приветствие.
Перед вами портреты известных вам композиторов, назовите их.
(Гайдн, Моцарт, Бетховен, Прокофьев)
Актуализация знания
Попробуйте ответить;
1. Что такое симфония?
2. Есть ли в симфониях названия?
3. Слушаете ли вы симфонии?
4. Где можно услышать симфонию? Письменно в тетрадь
Записываем в тетрадь тему урока
Сообщение нового материала
1-й композитор, о котором мы поговорим – это Сергей Прокофьев.
Прокофьев русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 7 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры как, например,
Первая, Пятая и Седьмая симфонии.
Сегодня мы остановимся на Симфонии №1 «Классическая».
Прокофьев начал работу над Симфонией № 1 в 1916 году, а завершил работу в 1917 году.
Симфония имеет продолжительность от 10 до 15 минут и состоит из четырех частей:
1. Allegro
2. Larghetto
3. Gavotta: Non troppo allegro
4. Finale: Molto vivace
Изучение нового материала
I. Allegro
Симфония начинается громким аккордом всего оркестра, после которого взбегают вверх пассажи флейт, кларнетов и струнных - как будто взвивается занавес и начинается представление...
Главная тема сонатного аллегро - лёгкая, подвижная, в прозрачной оркестровке.
Побочная носит комический характер благодаря сочетанию широких и лёгких скачков мелодии скрипок, с неуклюжим аккомпанементом фаготов и внезапно врывающимися валторнами.
II. Larghetto
2-я часть выдержана в ритме полонеза, но его характер скорее напоминает изящный старинный менуэт, которому, собственно, и место во второй части гайдновской симфонии.
III. Gavotta. Non troppo allegro
Третья часть имеет название - гавот. Это танец с размашистыми движениями, широкими мелодическими ходами, яркий и жизнерадостный.
IV. Finale. Molto vivace
Весёлый и подвижный финал завершает симфонию. В главной партии - снова простенькие взлёты и падения, забавные повторяющиеся короткие фразы скрипок.
Сегодня мы прослушаем первую часть симфонии Allegro.
Вопросы к слушанию:
Как звучит симфония?
Какое развитие?
Что представляли во время слушания?
Повторное слушание.
2-й композитор, о котором мы сегодня будем говорить – это Людвиг ван Бетховен.
Бетховен немецкий композитор и пианист. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.
Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, увертюры, симфонии.
Симфония № 5 одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний.
Симфония состоит из 4-х частей:
1. Allegro con brio
2. Andante con moto
3. Allegro
4. Allegro
Симфония, и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы»), стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.
Сам Бетховен говорил о главном мотиве первой части симфонии: «Так судьба стучится в дверь».
Наверное, вы уже, догадались какую часть симфонии мы будем слушать? (ответы детей).
Слушание Симфонии №5 первой части Л.Бетховена
Вопросы к слушанию:
Повторное слушание.
Это не последний урок, когда мы с вами говорим о симфонической музыке. А сейчас мы переходим к следующему этапу урока, это исполнение песни.
Для начала, я предлагаю вам распеться. В распевках очень важна активная работа артикуляционного аппарата.
Распевки:
1.Телеграмма
2. От топота копыт
3. Петя шел
Мы с вами знаем, как непросто исполнить музыкальное произведение. Надо не только точно спеть мелодию и выучить слова песни, но, самое главное, раскрыть тот образ, который в нём заложен. Я предлагаю прослушать песню современного композитора А.Ермолова «Будем вместе».
Вопрос: О чем эта песня?
В этой песне говорится, о том, что люди вместе с песней шагают по времени. С песней всегда веселей. В этой песне так и говорится: «Вместе будем на планете! Взрослые и дети с доброй песней».
Я предлагаю вам разучить первый куплет песни.
1. Работаем над дикцией, певческим дыханием, звуковысотностью, звукообразованием и дикцией.
2. Работа по группам
Итог урока
Завершая наш урок, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Какие музыкальные произведения слушали?
Мне было очень приятно, что, работая сегодня на уроке, вы оказались не только внимательными, чуткими слушателями, но и хорошими, выразительными исполнителями.