Пути и средства укрепления экономической безопасности.




В настоящее время в связи с высокой криминализацией бизнеса, а также значительным уровнем коррупции в органах государственной власти и правоохранительных органах, во всех отраслях бизнеса, так или иначе, рассматриваются и решаются вопросы обеспечения экономической безопасности.

Постоянное усиление факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия и обусловливающих его депрессивное развитие, ставит вопрос о создании системы мониторинга состояния и динамики развития предприятия с целью заблаговременного предупреждения грозящей опасности и принятия необходимых мер защиты и противодействия.

4. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности.

Экологическая безопасность является разновидностью национальной безопасности и одним из самых важных объектов полицейской охраны. Как объект полицейской охраны экологическая безопасность представляет собой деятельность специально уполномоченных органов, направленную на предупреждение и пресечение экологических прав нарушений, начиная от нейтрализации ядерных отходов и кончая предотвращением обычного загрязнения улиц и других общественных мест. Понятие «экологическая безопасность», сравнительно молодое, появившись в научном обороте с конца 80-х годов XX в., используется в Конституции РФ (ст.72) и других нормативно-правовых актах.

В 80—90-х годы XX в. проблема экологической безопасности стала в стране (как, впрочем, и во всем мире) настолько глобальной, что обеспечение национальной безопасности в настоящее время невозможно без обеспечения безопасности экологической. Обстоятельствами, угрожающими экологической безопасности людей и природной среды, являются в основном виды хозяйственной деятельности, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и представляющие опасность для жизни и здоровья людей вследствие возможных или наступивших нарушений нормативов качества окружающей среды. Чтобы справиться с угрозами экологической безопасности, государство осуществляет соответствующие меры по ее обеспечению.

Обеспечение экологической безопасности составляет второй аспект данного понятия. Этот аспект включает в себя: структуры, обеспечивающие экологическую безопасность; средства и способы ее обеспечения, среди которых особое место занимают методы полицейской деятельности: надзор, принуждение, оперативно-розыскные действия и т.д. В рассматриваемом плане экологическая безопасность представляет собой совокупность надзорно-принудительных мероприятий по охране окружающей среды от действий физических и юридических лиц, нарушающих природоохранительное законодательство.

Так как окружающая (природная) среда — это многоаспектный объект, то ее охрану осуществляют различные государственные структуры. В настоящее время экологическую безопасность обеспечивают более 25 федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и федеральных надзоров.

Однако из числа этих структур наиболее эффективно обеспечивают экологическую безопасность те, которые наделены полицейскими полномочиями: правом осуществлять административный надзор за природными объектами, применять меры прямого административного принуждения и меры административной юрисдикции к лицам, совершившим экологические правонарушения.

Вопрос - Насколько действительно важен экологический аспект в безопасности государств?

4. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств.

 

На протяжении всей истории человечества национальная безопасность отождествлялась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения извне. В наше время данный компонент национальной безопасности также играет важную роль. При этом учитываются такие факторы, как:

Ø состояние вооруженных сил страны и возможных театров военных действий;

Ø наличие (или отсутствие) военных союзников;

Ø размеры военного бюджета;

Ø научно-технический, экономический и демографический потенциал страны, моральный дух нации.

В данной связи необходимо подчеркнуть роль военной политики в системе факторов национальной безопасности как важного направления общей политики государства, политических партий, социальных сил и институтов. Военная политика имеет своей целью организацию и применение средств вооруженного насилия для разрешения определенных политических задач.

К задачам военной политики относятся:

1) обеспечение национальной безопасности и прежде всего целостности и неприкосновенности государственной территории;

2) обеспечение безопасности плавания своих флотов;

3) защита граждан государства за пределами его территории в случае возникновения угрозы их личной безопасности.

Для решения указанных задач создаются специальные социально-политические институты:

Ø вооруженные силы;

Ø правительственные и парламентские органы, занимающиеся вопросами военной политики;

Ø военно-промышленный комплекс;

Ø специальные службы и т. д.

Эти институты выполняют следующие функции по реализации военной политики:

а) организационную, связанную с разработкой военной политики, руководством ее реализацией, соответствующим научным и нормативным обеспечением;

б) научно-техническую, требующую проведения мероприятий по поддержанию высокого уровня обеспечения вооруженных сил современными военно-техническими средствами, а предприятий военно-промышленного комплекса новейшими технологиями;

в) международную, отражающую потребность международных военно-политических контактов: участие в военных союзах; обеспечение мер доверия в военной области (предупреждение о крупных передвижениях войск, контроль за выполнением договоров в военной области и т.п.); разрешение или предотвращение напряженности и конфликтов в военно-политической сфере международных отношений.

Существуют разные подходы к военной безопасности:

во-первых, военная безопасность понимается как система гарантий госу­дарственного суверенитета, территориальной целостности, защиты нацио­нальных интересов;

во-вторых, военная безопасность трактуется как состояние и развитие общества, отношений в нем, которые нейтрализуют или исключают возмож­ность нанесения обществу ущерба средствами вооруженного насилия, т.е. состояние гарантированного исключения военного насилия;

в-третьих, военная безопасность рассматривается как состояние межго­сударственных и внутригосударственных военно-политических отношений, обороноспособности страны, при котором предупреждается или сдержива­ется агрессия, уменьшается опасность национальным интересам страны и вероятность ее вовлечения в войну или военные конфликты, а в случае воз­никновения угрозы интересам государства, общества, личности, обеспечи­вается их вооруженная защита.

в-четвертых, военная безопасность представляется как состояние внут­ренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или ис­ключают возможность нанесения личности, обществу, государству, мирово­му сообществу ущерба средствами вооруженного насилия, это отсутствие военных угроз либо способность объектов безопасности гарантированно им противостоять.

Необходимо отметить, что категория «военная безопасность » не тождес­твенна категориям «обороноспособность », «оборона ».

Обороноспособность есть уровень подготовленности экономики, населения и вооруженных сил страны к отражению внешней агрессии, защите территориальной целост­ности и независимости государства.

Под обороной принято понимать сис­тему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и собственно вооруженную защиту РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.

Таким образом, оборона, обороноспособность ориентированы на отраже­ние конкретных, реальных и адресных военных опасностей — угроз. Поэтому «оборонная безопасность» - это часть военной безопасности».

Подчеркнем, что обороноспособность страны зависит от:

• характера и масштабов реальных и потенциальных военных угроз;

• включенности страны в международное сотрудничество в целях коллек­тивной безопасности и совместной обороны;

• военного потенциала;

• материальных и духовных возможностей страны, ее экономического, на­учно-технического развития;

• наличия людских ресурсов;

• социального и межнационального единства общества;

• морально-психологической готовности населения к защите отечества;

• способности политического и военного руководства эффективно использовать имеющиеся возможности.

Военную безопасность можно трактовать как состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, гарантирующее их ка­чественную определенность в параметрах надежности существования и устойчивости развития посредством исключения военного насилия.

Военная безопасность государства, в широком смысле слова - это такое состояние межгосударственных и внутригосударственных военно-полити­ческих отношений, обороноспособности страны, при котором предупрежда­ется или сдерживается агрессия, уменьшается вероятность нанесения ущер­ба национальным интересам и вовлечения социальных групп в войну или военные конфликты, а в случае возникновения военной угрозы интересам личности, общества и государства гарантируется обеспечение их вооружен­ной защиты.

Военная безопасность государства, в узком смысле — это такое состояние жизнедеятельности системы властных органов и учреждений, которое со­храняет качественные и количественные параметры надежности существо­вания конституционного строя, политической, экономической и социальной стабильности и устойчивости общества посредством исключения военных опасностей и угроз, военного насилия.

Военная безопасность общества - это состояние, характеризую­щееся отсутствием военных опасностей и военных угроз в социальном и социокультурном пространстве, в котором связаны и взаимодейству­ют между собой независимые от государства индивиды. Иными слова­ми, эти опасности и угрозы исключены из системы жизнеобеспечения социальной, социокультурной и духовной сфер, из производства, вос­производства и передачи от поколения к поколению норм, образцов и стандартов поведения, традиций, а также из системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений. С другой стороны - это состояние, которое обеспечивает поступательное развитие социального пространства.

Под военной опасностью понимается вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда, ущерба, со стороны объектов (факторов), обладающих поражающими свойствами, исходящими от средств вооруженного насилия. Военной угрозой же будем считать наибо­лее конкретную, непосредственную и адресную форму опасности.

Военная опасность существует всегда, когда имеются следующие признаки:

- наличие или возможное появление у государств претензий друг к дру­гу, для разрешения которых может понадобиться применение военной силы;

- наличие у возможных противников вооруженных сил, которые по своему составу и состоянию способны вести наступательные боевые действия, а также соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффек­тивное применение;

- наличие уверенности у возможного противника в рациональности воо­руженного насилия как средства достижения своих целей; наличие политических намерений хотя бы у одной из конфликтующих сторон на применение военной силы для разрешения противоречий.

По своей сути и военная опасность, и военная угроза являются конк­ретными проявлениями реально существующих военно-политических отно­шений между государствами и их коалициями (в главе не рассматривают­ся внутренние аспекты проблемы военной опасности). Указанные понятия являются показателями их конкретного состояния военно-политических отношений, свидетельствующими о степени их напряженности. Различные ступени эскалации напряженности между государствами, соответствующие им практическими действиями (акции) по подготовке к войне обозначаются различными понятиями.

Военной угрозе как более высокой ступени эскалации, чем военная опасность, присуща гораздо большая степень напряженности между отно­шениями государств. Угроза возникает непосредственно из военной опас­ности, является итогом ее развития, то есть обусловлена усилением военной опасности. Состояние военной угрозы характеризуется конфронтационным характером военно-политических отношений между государствами и их стремлением разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами, что обусловливает гонку вооружений и их настойчивые попытки получить военное превосходство.

Военная угроза — не абстрактное, отвлеченное понятие. Она возникает и существует применительно к какой-либо конкретной стране, группе стран или одновременно к большинству основных стран мира. В этом смысле не­обходимо различать разные уровни (масштабы) военной угрозы:

• угроза отдельной стране (локальная угроза);

• угроза группе стран (региональная угроза);

• угроза всему человечеству (глобальная угроза = угроза мировой войны).

Такое разграничение важно не только в теоретическом отношении, но и с точки зрения практики военно-политического анализа с целью выявления сущности и содержания как реально возникшей (существующей) на данный период времени, так и потенциальной угрозы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: