· изучение, анализ и обобщение результатов российских и зарубежных научных исследований в области психолого-педагогического образования с целью определения проблем научного исследования
· разработка и использование современных, в том числе и информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, Интернет - технологий)
· анализ обобщение результатов исследовательских, развивающих педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области
· разработка и реализация образовательных программ, в том числе адаптированных, повышение психологической компетентности участников образовательных отношений
Научно-методическая деятельность
· анализ учебно-воспитательной работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и разработка рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательной деятельности
· научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
· анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий
Компетенции, формируемые в процессе научно-исследовательской работы
В результате выполнения программы НИР магистрант согласно ФГОС ВО направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (магистерская программа «Инклюзивное образование») овладевает следующими компетенциями:
Общекультурными компетенциями
· способен к абстрактному мышлению, анализу и синтезу (ОК-1)
Общепрофессиональными компетенциями
· способен использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации, сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2)
· способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности (ОПК-5)
· владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6)
Профессиональными компетенциями
способностью выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ПК-13);
способностью проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ПК-14);
способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на основе результатов диагностики (ПК-15);
готовностью конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных профессий по вопросам развития способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ПК-16);
способностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития обучающегося и задач каждого возрастного этапа (ПК-17);
умением разрабатывать рекомендации участникам образовательных отношений по вопросам развития и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-18);
способностью проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ПК-19);
умением оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-20);
способностью консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-21).
Место научно-исследовательской работы в структуре ОПОП
4.1. Научно-исследовательская работа является составной частью ОПОП направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (магистерская программа «Инклюзивное образование»). В ходе осуществления научно-исследовательской работы магистранты углубляют и закрепляют знания и навыки, полученные на лекционных и практических занятиях психолого-педагогических дисциплин.
4.2. Общая трудоемкость научно-исследовательской работы составляет:
- 864 часа, 24 зет, 16 недель (8недель – 1 год обучения, 8 недель 2 год обучения).
Содержание научно-исследовательской работы
5.1. НИР магистранта включает в себя научно-исследовательскую работу в семестре и подготовку магистерской диссертации, а также иные формы в соответствии с ФГОС ВО направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (магистерская программа «Инклюзивное образование»).
5.2. НИР магистрантов выполняется на протяжении всего периода обучения в магистратуре.
5.3. НИР магистранта включает следующие этапы:
· планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в области образования и выбор темы исследования
· проведение научно-исследовательской работы в соответствии с индивидуальным планом и публикация результатов в научных изданиях и (или) представление на научно-практических, научно-методических конференциях
· публичная защита магистерской диссертации в период итоговой государственной аттестации
Этап проведения НИР | Результат НИР | Форма контроля |
1. Планирование НИР, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в области образования и выбор темы исследования | · выбор темы НИР и закрепление научного руководителя | заявление магистранта |
· ознакомление с тематикой исследовательских работ в области образования | доклад на научно-методическом семинаре | |
· формулировка целей и задач НИР | ||
· составление план - проспекта НИР по выбранной теме | ||
· составление библиографического списка | ||
2. Проведение НИР в соответствии с индивидуальным планом и публикация результатов в научных изданиях и (или) представление на научно-практических, научно-методических конференциях | · теоретический анализ научной литературы по теме научно-исследовательской работы · написание теоретической части научно-исследовательской работы (магистерской диссертации) · подбор методов для проведения научного исследования · проведение эмпирического исследования · обработка полученных результатов и формулировка выводов · оформление отчета по результатам НИР | доклады и (или) публикация статей |
3. Публичная защита магистерской диссертации в период итоговой государственной аттестации | · формирование автореферата магистерской диссертации · подготовка магистерской диссертации к защите · защита магистерской диссертации | предзащита магистерской диссертации отзыв и рецензия |
5.4. Содержание научно-исследовательской работы магистранта указывается в Индивидуальном плане научно-исследовательской работы магистранта (Приложение 1). Индивидуальный план НИР магистранта является обязательным документом образовательной программы подготовки магистранта. План научно-исследовательской работы разрабатывается магистрантом под руководством научного руководителя, утверждается на заседании кафедры и фиксируется в отчете по научно-исследовательской работе.