Г. (пятница)
Дисциплина: «Безопасность жизнедеятельности»
Группа № 85
Урок № 3
Тема: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. Обеспечение
Безопасности в повседневной жизни. Правила безопасного поведения в местах
Повышенной социальной опасности. Обеспечение личной безопасности в
Природных условиях, на водоемах в различное время года»
Цели урока:
-сформировать понятие личной безопасности;
- развить и систематизировать знания по обеспечению безопасности в
повседневной жизни;
-воспитать правила поведения в местах повышенной опасности и природных
условиях.
Оборудование: Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко Г.В.
Гуськов Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. учреждений сред. проф.
образования –М.: Издательский центр «Академия», 2010. -176с.
Материалы урока
Самый дорогой дар, который человек получает от природы, -здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому-все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит
помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются свои и мы
вынуждены обращаться к врачам, требуя подчас невозможного.
Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, и мы
не в праве перекладывать ее на окружающих.
Ведь нередко бывает так, что человек, ведущий неправильный образ жизни,
обремененный вредными привычками, уже к 20-30 годам доводит себя до
катастрофического состояния.
Человек-творец своего здоровья, и за здоровье надо бороться. С раннего возраста
необходимо вести активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, закаливаться, соблюдать правила личной гигиены-словом, разумными путями
добиваться подлинной гармонии здоровья.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его
способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно
является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к
самоутверждению и счастью человека.
Существует целый ряд определений, которые содержат критерии, определяющие
здоровья человека:
Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное
благополучие;
Здоровье — это нормальное функционирование организма в системе
«человек-окружающая среда»;
Здоровье — это умение приспосабливаться к постоянно меняющимся
условиям существования в окружающей среде;
Здоровье — это отсутствие болезни;
Здоровье — это способность к полноценному выполнению основных социальных
функций.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения так и записано, что
«здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и
Физических дефектов».
Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что
является непременным условием эффективной деятельности, через которую
достигаются благополучие и счастье.
Индивидуальное здоровье каждого из нас в основном зависит от четырех
факторов:
Биологические факторы(наследственность)-20%;
Окружающая среда (природная, техногенная, социальная)-20%;
Служба здоровья-10%;
Индивидуальный образ жизни-50%;
Исходя из этого, следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на
90% индивидуально, так как зависит от наследственности, факторов окружающей
среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведения, привычек,
поступков, стремлений).
Образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивающие охрану и
укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это рационально организованный, трудовой,
активный, основанный на принципах нравственности способ существования,
защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды и позволяющий
до глубокой старости сохранять физическое, психическое и нравственное здоровье.
Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное
нормальным функционированием всех органов и систем.
Психическое здоровье- зависящее от состояния головного мозга,
характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти,
степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств человека.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые
являются основной социальной жизнью человека, т.е. жизни в определенном
человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья
является овладеть сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек,
противоречащих нормальному образу жизни.
Нравственное здоровье считается высшей мерой общечеловеческих
качеств, которые и делают человека настоящим гражданином.
Целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи и
взаимодействии психических и физических сил организма. Здоровый, духовно
развитый человек счастлив- он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от
своей работы, стремясь к самосовершенствованию, достигает неувядающей
молодости духа и внутренней красоты.
Для сохранения и укрепления здоровья нужны постоянные и значительные
усилия. Заменить их нельзя ничем. Человек настолько совершенен, что в его силах
вернуть здоровье, пока болезнь не запущена окончательно.
Опасности и угрозы всегда указывают на взаимодействие двух сторон:
- той, которая выступает источником и носителем опасности (явление, процесс,
субъект, объект);
- той, на которую направлена опасность или угроза - объект, субъект;
Источники опасности - это условия или факторы, которые таят в себе и при
определенных условиях сами по себе (либо в различной совокупности) проявляют
или обнаруживают враждебные намерения, реальные или потенциально вредные
действия.
Источники опасности по своей сути имеют естественно-природное (земное),
космическое, техническое и социально - экономическое происхождение.
Пребывание в большом городе бывает опасней, чем в безлюдных и диких местах
далеко от цивилизации. Город наполнен различным транспортом, в частности метро.
Давка в «час пик» - время отправления на работу и возвращения с нее, возникает
ежедневно и сравнима с давкой на стадионах, рынках, в очередях.
Практически каждый человек непроизвольно подчиняется непреодолимой силе
толпы. У него проявляется несвойственная ему ранее агрессивность (пояснения),
меняются характерные черты личности, т. е. из труса он может превратиться в героя,
из слабого – в сильного, так как под прикрытием толпы ему кажется, что он может
остаться безнаказанным за свои действия. Но это на время, пока действует
психология толпы. Человек под воздействием толпы склонен к произволу
(пояснения), свирепости, вплоть до убийства другого человека. Толпа подобна
стихийному бедствию или техногенным авариям, которые внезапно возникают и
приносят иногда непоправимые последствия (вред здоровью, травмы различной
тяжести и т. п.). Особо опасно – поддаваться панике (пояснения).
Ученые провели исследования и выделили основные характерные черты
поведения людей, поддавшихся панике толпы:
- паническое бегство всегда направлено в сторону от опасности (не делаются
никакие попытки противодействия);
- направление бегства при панике не является случайным (выбор знакомой дороги
или той дороги, по которой бегут остальные);
- по своему характеру паническое бегство – асоциально (самые сильные связи
могут быть прерваны: мать может бросить ребенка, муж – жену и т. д.);
- человек, охваченный паникой, всегда верит, что обстановка крайне опасна
(паническое бегство прекращается, когда человек думает, что оказался вне зоны
опасности);
- человек, охваченный паникой, плохо соображает, хотя полностью его действия
не лишены логики. проблема скорее в том, что он не ищет альтернативных решений
и не видит последствий своего решения, как, например, в типичной для пожара
ситуации – прыжок с большой высоты;
Перечисленные особенности толпы свидетельствуют, что остановить толпу
может только сверхсильный эмоциональный тормоз. Таким тормозом может стать
лидер толпы, пользующийся непререкаемым авторитетом. Его голос и четкая
команда могут повлиять на толпу. Другое средство – горячее убеждение в
опасности.
А теперь советы тем, кто хочет избежать опасности:
Если ты хочешь жить – немедленно уходи из толпы.
Лучше обойти толпу, но не идти против ее течения.
Если тебя увлекли – избегай центра и края (витрины, набережные).
Не цепляйся за решетки, деревья (могут быть сломаны руки и ноги).
Застегнись, выбрось все, что держишь в руках, согни их и прижми к груди.
Главная задача – не упасть!
Если упал – защити голову руками, сгруппируйся и рывком попробуй подняться
(продемонстрировать), опираясь только на одну, согнутую в колене ногу.
Если толпа неподвижная – для спасения используй психологические приемы –
кричи: «Я больной, меня тошнит», инстинктивно люди расступаются при таких
словах.
Сохраняй спокойствие, старайся ровно дышать!
При обсуждении этих рекомендаций студентам даются пояснения, почему
поступать надо именно так, а не иначе.
Правила «Как уцелеть в толпе».
Лучше всего не попадать в нее. Обойти.
Не идти против толпы!
Избегать центра толпы и ее краев.
Не цепляться ни за что руками.
Уронив что – либо, не пытаться поднять.
Главное – не упасть! В случае падения постараться подняться рывком.
Чтобы противостоять толчкам и сдавливанию, следует согнуть руки в локтях и
сцепить кисти рук на груди.
Правила безопасного поведения на водоемах в различное время года
Любой водоем — это зона повышенной опасности в любое время года. Летом
они опасны при купании и пользовании плав средствами. Опасность чаще всего
представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и
подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая
температура воды.
И прежде чем сделать первый шаг в воду, следует следовать Правилам купания в
открытых водоемах.
1. Воздерживайтесь от купания в неизвестных и не предназначенных для этой
цели водоемах.
2. Не ныряйте в местах с неизвестным рельефом дна, а также в направлении
групп незнакомых людей.
3. Не заплывайте за ограничительные знаки в местах, отведенных для купания,
не взбирайтесь на технические и предупредительные знаки, буйки и прочие
предметы.
4. Избегайте купания в одиночку.
5. Не подплывайте к моторным, парусным судам, весельным лодкам, баржам и
другим плавательным средствам, это опасно.
6. Не толкайте своих друзей с берега, вышек, трамплинов в воду.
7. Не доводите себя до переохлаждения и переутомления. При появлении озноба
или сильной усталости выйдите из воды, отдохните и согрейтесь.
Домашнее задание:
1.Изучить и законспектировать материалы урока.
2. Ответить на вопросы:
2.1 Какие факторы влияют на здоровье человека?
2.2 Здоровый образ жизни –это?
2.3 Какие правила безопасного поведения на водоемах вам известны?
Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.