Здоровьесберегающие подходы к организации занятий с использованием ИКТ




Выступление на семинаре «О внедрении инновационных здоровьесберегающих технологий в обучении»

Автор преподаватель информатики

ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Кочергина Маргарита Владимировна

В настоящее время в школьном образовании повсеместно ис­пользуются новые информационные технологии. Их применение в современном образовательном учреждении создает специфиче­ский микроклимат окружающей среды, характеризующийся такими физическими факторами, как шум, вибрация, электромагнитное поле, статическое электричество и др. Изменяется температура, влажность и химический состав воздуха.

Более того, процесс восприятия материала требует от ученика более значительного, чем при других методах обучения, зрительно­го, эмоционального, умственного, статического напряжения.

Гигиенические требования к организации учебных занятий

Восприятие информации с экрана телевизора или монитора компьютера значительно увеличивает зрительную нагрузку. Под влиянием рабо­ты на компьютере страдают, прежде всего, глаза, зрение. Различение знаков со светящегося экрана чередуется с переводом взгляда на клавиатуру, вызывает напряжение мышц двигательного аппарата. Статическая неподвижная рабочая поза вызывает усталость и боль в мышцах рук, шеи, плеч и спины, может привести к нарушениям опорно-двигательного аппарата, ухудшению состояния здоровья школьников, к ухудшению внимания, снижению работоспособно­сти, головным болям, общему утомлению учащихся.

Задача педагога, проводящего занятия с использованием тех­нических средств обучения, - снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся.

Гигиенические нормы и правила внедрения в учебный процесс компьютеризации содержат требования:

1)к помещениям, где находятся компьютеры;

2)к оборудованию мест для занятий;

3)к режиму занятий и отдыха при работе.

Учителю нужно не только хорошо изучить данные гигиениче­ские требования, но и уметь проверять соответствие имеющихся в его распоряжении компьютеров перечисленным параметрам, осу­ществляя, таким образом, постоянный контроль за работой компь­ютерной техники и средств ТСО. Не реже двух раз в год (в зимний и весенний периоды) работа кабинетов должна контролироваться врачами соответствующих служб. Такое обследование сопровож­дается лабораторными анализами воздушной среды, ее химических и физических показателей.

 

К сожалению, часто недооценивается значимость санитарных норм и правил устройства оборудования, режима работы, содержа­ние компьютерных программ, необходимые методики, рекоменда­ции, позволяющие беречь здоровье учащихся в условиях компью­терного обучения.

По данным материалов обобщения педагогического опыта педа­гогов, применяющих информационные технологии, наиболее часто допускаемыми нарушениями в школах являются:

- использование видеомониторов, не отвечающих гигиениче­ским требованиям;

- отсутствие в помещениях кондиционеров;

- применение бытовых вентиляторов вместо специальной вен­тиляционной системы.

Часты следующие нарушения режима занятий:

- нет перерывов либо они недостаточны для проветривания и уборки помещений;

- увеличена продолжительность работы учащихся на компью­терах;

- игнорируются физкультминутки.

Таким образом, используя в учебно-воспитательном процессе современные информационные технологии, педагог должен по нить о необходимости сохранения здоровья учащихся, руководст ясь следующими направлениями в своей деятельности:

1)знать санитарно-гигиенические нормы и правила устройств оборудования, содержания и режима работы на ПЭВМ;

2)составлять правила использования помещений ТСО с учетом санитарных правил и условий конкретной школы и ежедневно кон­тролировать их выполнение;

3)внедрять компьютеризированную диагностику состоянии здоровья учащихся.

Достаточно грамотно поступают педагоги, которые осуществ­ляют не только компьютеризацию учебного процесса, но и оценку состояния здоровья учащихся, их функциональных возможностей с помощью компьютера.

Важнейший показатель эффективности занятий с использо­ванием информационных технологий - режим учебных занятий.

Проблема охраны здоровья школьников на занятиях в ком­пьютерных классах - это, прежде всего, вопросы формировании у учащихся адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности в компьютерном классе.

Только понимание здоровья как сложной многоуровневой системы, в которой физиологические аспекты тесно взаимодействую! с социальными, позволит увидеть несостоятельность утверждений о том, что компьютер представляет некую угрозу для здоровья школьников в процессе обучения, являясь исключительно негативным фактором.

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда - ос­теохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах.

А теперь составим инструкцию правильной посадки за ком пьютером.

1.Сядьте прямо.

2.Спину держите ровно, корпус разверните строго к монитор (нельзя сидеть вполоборота).

3.Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твердо на пол или на подножку.

4.Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.

5.Расслабьте корпус и ноги, вам должно быть удобно сидеть.

6.Расслабьте плечи, руки расслабленно положите на стол (или на клавиатуру с мышью), расслабьте пальцы.

7.Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер.

8.Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем

локти.

9. У рук всегда должна быть опора, чтобы они не находились на
весу. Руки должны удобно располагаться по сторонам.

10.Руки выпрямите более чем наполовину (угол в локте должен быть больше 90°).

11.Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.

12.Клавиатуру поместите ниже локтей (по возможности) или на их уровне. ;

13.Голову держите прямо, по желанию - с небольшим наклоном

вперед.

Достаточно эффективно использование массажа. Массаж не только улучшает кровообращение в периферических сосудах и питание в мышцах, снимает усталость в них, восстанавливает нарушенный обмен в тканях, повышает температуру кожи, но и спо­собствует предупреждению повреждений и микротравм.

Результаты исследования, проведенного в Калифорнийском университете, выявили, что около 30% из 37 миллионов детей в США, которые сидят за компьютером дома или в школе, испы­тывают чрезвычайные нагрузки на зрительный аппарат, что требует специальных очков.

Если школьнику врачом прописаны очки для работы на близ­ком расстоянии, то их необходимо обязательно надеть, приступая к работе за компьютером.

Более того, около 70% людей, занимающихся на компьютерах, нуждаются в специальных компьютерных очках. В настоящее время существуют специализированные салоны, где можно подобрать и заказать специальные релаксационные компьютерные очки, ко­торые не только защищают глаза, но и снимают застойные явления в глазных сосудах, чувство усталости во время работы на компь­ютере. Экспериментально установлено, что правильно подобран­ные компьютерные очки увеличивают производительность труда примерно на 30%.

Благодаря использованию компьютерных очков можно достичь следующих результатов:

- снижается зрительная нагрузка при длительной работе на компьютере;

- очки поглощают вредное ультрафиолетовое излучение, нега­тивно влияющее в первую очередь на сетчатку и хрусталик глаза;

- изображение на мониторе воспринимается более четко.

- благодаря особому составу покрытия линз существенно улучшается контрастность воспринимаемого изображения и яркость;

- значительно уменьшается опасность возникновения многих глазных болезней (в первую очередь - близорукости, миопии и астигматизма);

- до глаз пользователя доходит безвредный диапазон света, после фильтрации всех вредных составляющих;

- существенно снижается общая и глазная утомляемость зани­мающихся.

Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфи­ческое зрительное утомление у учащихся, студентов и служащих, работающих на компьютерах, получившее общее название «компь­ютерный зрительный синдром» (CVS-Computer Vision Syndrome). Причина данного расстройства в том, что зрительная система че­ловека, приспособленная для восприятия объектов в отраженном свете (лес, небо, поле, дерево, картина, книга, текст и т. п.), а не для работы с дисплеем монитора, который принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения - его свечение, мерца­ние на экране вызывает зрительное утомление. При работе на ком­пьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Очень часты жалобы на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда. с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз - чувство жжения, «песка», покраснение век, боли при движении глаз.

Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение крово­снабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глаз­ных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и, совершенствуя координацию движений глаз, повышает спо­собность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

Существуют специальные компьютерные программы, которые заботятся о здоровье человека. Каждый педагог должен хотя бы иметь представление об их содержании. Программа Eyes Guard

Программа Break Time



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: